Меню

Каким предприниматели видят будущее Нижнего Новгорода? 22 свежих идеи

На форуме «Будущее региона» предприниматели обсудили, что готовы реализовать к 800-летию Нижнего Новгорода и как хотели бы изменить взаимоотношения с нижегородскими властями в ближайшем будущем.

Бизнесмены выдвинули более 22 предложений по развитию Нижнего Новгорода в рамках форума «Будущее региона», который прошел 28 мая в нижегородском Арсенале.

Во второй части мероприятия по просьбе организаторов все гости поделились на три команды и стали участниками дискуссий, посвященных разным направлениям развития Нижегородской области. Каждая группа работала под присмотром своего модератора — представителя администрации Нижнего Новгорода или эксперта по градостроительству из Москвы.

«Хотим как в Казани и Ярославле»

Первая группа обсуждала возможное участие бизнеса в развитие городских территорий. Как рассказал один из участников группы юрист, управляющий юридической компаниии «Маслов и партнеры» Александр Маслов, проблем в этой сфере возникает много. Но даже два-три грамотных решения властей могут существенно изменить ситуацию.

Например, предприниматели жаловались на отсутствие единой точки входа своих проектов, инфраструктурные ограничения во многих парках и невозможность принять участие в оформлении большинства муниципальных площадок.

«Эти проблемы можно решить, если мэрия начнет «спускать» бизнесу так называемые «коробочные» предложения, то есть информировать предпринимателей о том, что они могут прийти на такие-то площадки и выполнить такие-то заказы. К примеру, если строится парк, то предлагать им сделать лавочки, малые архитектурные формы и другие объекты благоустройства. Как это делают в Казани, например, или Ярославле. В идеале — с собственным лого. Чтобы и в городе красиво было, и бизнес мог заработать деньги и репутацию», — отметил Александр Маслов.

Не нравится предпринимателям и отсутствие диалога между бизнесом и властью.

Речь идет о диалоге с группами бизнесменов для более эффективной работы. На данный момент мэрия Нижнего Новгорода, например, ведет его преимущественно с Торгово-промышленной палатой и «Опорой России». Но нужны и другие организации, которые могли бы выступать субъектом диалога бизнес-власть. Например, ассоциации представителей той или иной сферы. И чиновники должны выработать критерии объединений, с которыми хотели бы взаимодействовать, — пояснил г-н Маслов.

Также участники группы в процессе обсуждения темы пришли к выводу, что мэрии необходим новый инструмент для получения и фильтрации проектов от бизнеса. А некоторые предприниматели выразили недовольство отступлениями мэрии от следования выбранной стратегии развития города.

«Коробочные решения — хорошая идея, по этому пути, мне кажется, надо идти. Но пока непонятно кто будет формировать эту «коробку». Недавно администрация Нижнего Новгорода, например, создала дирекцию парков и скверов, но пока у нее есть другие задачи. Сейчас организация занимается парком Автозаводский. Однако в перспективе мы можем ввести им новую зону ответственности. Кто хочет — приходите, мы создадим «коробку» и передадим контроль над ее реализацией дирекции парков и скверов. И будем вместе украшать территорию города в соответствии с дизайн-кодом», — прокомментировал предложения и.о директора департамента предпринимательства и туризма Андрей Моисеенко.

По его словам, диалог с бизнесом мэрия уже пытается наладить: началась разработка Стратегии развития Нижнего Новгорода в 2020-2030 гг. Для эффективной работы над проектом власти будут формировать экспертные площадки, на которые можно опираться при принятии решений, и плотно общаться с бизнес-сообществом.

Будем учитывать «глас народа»

Вторая рабочая группа форума определила, в каких направлениях необходимо сделать города Нижегородской области «умными» и в чем здесь может помочь нижегородский бизнес. По словам сомодератора группы, предпринимателя Владимира Ванина, сейчас городам действительно очень нужны тематические сообщества, а лучше — экспертные советы. И не только для обсуждения Стратегий. Прежде всего, для горожан важна профессиональная оценка бизнес-проектов, связанных с «поумнением» города. Кроме того, необходимо создать критерии выбора таких проектов.

«Вдобавок проекты хорошо бы выносить на электронное голосование, позволить гражданам мониторить выполнение проекта онлайн, в реальном времени. И активно пиарить такие интерактивные методы участия в жизни города. Потому что в ходе обсуждения мы выяснили, что подобной рекламы в Нижнем Новгороде недостаточно», — заметил г-н Ванин.

Прозвучало и предложение рассматривать все заявки от бизнеса по принципу обращений граждан, когда у каждого проекта на специальном портале возникнут статусы и всегда можно будет узнать, кто посмотрел его, когда, какое решение принято. И если ответ чиновников авторы проекта сочтут отпиской на основании полученной информации оперативно написать письма в надзорные органы.

«Недавно, когда Нижний Новгород был объявлен одним из городов-пилотов программы «Умный город», нам на почту упало более 30 проектов от компаний, которые хотели бы что-то похожее реализовать. И им был дан оперативный ответ от мэрии: когда-нибудь мы с вами обязательно посотрудничаем, ближе к теме. Другого ответа мы не могли тогда дать, но среди тех проектов мог быть очень крутой, который все потеряли из виду», — признал проблему заместитель начальника управления информационно-технического обеспечения администрации Нижнего Новгорода Марат Фатхуллин.

«Проектов приходит много, но важно, чтобы они прорабатывались до глубины решения. И чтобы у компании были достаточные компетенции в области градостроительства и земельных отношений, она могла довести проект до реализации. Что касается единой точки входа, то мы уже делаем ее, создавая Центр предпринимательства. Техническое задание еще не окончательно сформировано и все, кто хочет, могут присоединяться к разработке», — отметил Андрей Моисеенко.

Прозвучали и более общегражданские предложения. Например, бизнесмены предложили создателям «умного города» доработать сайт городской администрации, чтобы там появилась возможность видеть обращения граждан, аналитику существующих проектов, присутствовала информация для разных категорий граждан — как для бизнесменов, так и для молодежи или мамочек, интересующихся бюджетными путевками в детский лагерь.

А кто-то даже предлагал создать портал, где у каждого нижегородца в электронном виде были бы все паспортные данные, телефон, банковский счет и т.п. для более прозрачного взаимодействия с жителями региона и местными компаниями.

День города как сочетание креатива и патриотизма

Третья группа получила задачу сформулировать для администрации Нижнего Новгорода идеи мероприятий ко Дню города. Сомодератор группы — член общественной палаты города и президент Нижегородского центра развития туризма Елена Богомолова — рассказала, что мэрия попросила их при «креативе» ограничиться конкретными площадками. Нужно было продумать, что хотели бы увидеть нижегородцы в день праздника на Нижневолжской набережной, зоне у пакгаузов, набережной Федоровского, а также, какие мероприятия можно провести в районах. Но все равно во время мозгового штурма были озвучены десятки идей, и выбрать из них самые лучшие было сложно.

«Мы решили, что хорошо бы провести карнавал, может быть даже с участием детей, конные шоу, концерты на улицах, и еще какие-то интеллектуальные и интерактивные активности предусмотреть, задействовать команду фестиваля Intervals. Хотелось бы также увидеть больше патриотичных акций: презентации районов от самих жителей, флешмоб «Настоящий нижегородец» провести, участники которого будут фотографироваться у разных достопримечательностей районов и выкладывать свое фото в соцсети с тэгом «настоящий нижегородец». Кто больше выложит — получит подарок. А еще можно организовать ресторанный день в районах, собирать на память какие-то скульптуры и потом выставлять их в парках», — перечислила часть пожеланий Елена Богомолова.

«Было даже предложение продлить день города не на один день, а на три», — отметила она. И добавила, что все свои предложения участники группы обязательно передадут в департамент культуры.

Андрей Моисеенко, комментируя выступление, сказал, что точные площадки празднования Дня города в действительности еще не определены, но рассматривается вариант, при котором будет задействовано наследие Чемпионата мира по футболу. Сценарий праздника будет скоро утвержден.

Также стоит помнить, что мы в этом году запустили карусель проектов «Культурный район», и она не должна останавливаться. Сейчас есть деньги, выделенные на гранты тем, кто предложит какие-нибудь интересные мероприятия, и бизнес может подавать свои заявки в Арсенал. По Автозаводскому району прием заявок начнется в начале июля, — проинформировал он.

После окончания форума, участники инициативных групп поделились своими впечатлениями от проделанной работы.

«Я первый раз на таком мероприятии, когда действительно власть пыталась поговорить с горожанами, с предпринимателями, пыталась их услышать. По-моему, пока власть и общество говорят на разных языках и понимают друг друга с трудом, но наличие попыток и именно таких мероприятий обнадеживает», — написала создатель юридической фирмы «Делмари» Мария Никитина.

Сегодня стал участником и модератором второго блока форума «Будущее региона». Были жаркие обсуждения, иногда переходящие в спор. Но, как говорится, истина рождается в споре. В итоге, все вместе мы смогли разработать дельные предложения для администрации города, направленные на разрешение проблем повышения уровня благоустройства и участие в нем бизнеса. Самое главное, что город в лице главы департамента предпринимательства и туризма мэрии Нижнего Новгорода Андрея Моисеенко нас услышала!, — считает адвокат Вреж Гулян.

«Очевидно, что у всех присутствующих был запрос на большую информированность и участие в решениях о развитии города. Однако бизнес-сообщество пока разрозненно и не готово объединяться, дабы представлять свои интересы группой. Также необходимо формирование институций, которые смогут стать таким интерфейсом между администрацией и бизнесом для всех участников бизнес-процессов. Но пока их нет. Также и в других регионах. Все в поисках рационального взаимодействия между бизнесом и властью», — оценила результаты «Будущего региона» директор российского офиса MLA+ Яна Голубева.

Также в первой части форума активно обсуждалась тема возможной экономии граждан экономии на утилизации отходов. К примеру, глава компании «Промис» Евгений Слиняков представил участникам форума концепт-модель «умной» контейнерной площадки, которая с помощью датчиков контролирует объем накопленного мусора и может сама отправить в транспортную компанию сигнал о том, что пора прислать во двор мусоровоз. Это не проект, а уже готовое решение: сделан опытный образец, с 31 мая его будут тестировать жители, а компания получит возможность накопить фактические данные по раздельному сбору отходов и вторсырья в многоквартирном доме.

Еще подробнее о том, как прошел форум «Будущее региона» можно узнать в фотоотчете NN.DK.RU.