Меню

Стройиндустрия выполнит план наполовину

эксперты Владимир Белов заместитель генерального директора ОАО «Нижегородкапстрой» Сергей Вербицкий директор «Фабрика окон» (ООО «Алтэкс-Строй») Дмитрий Кузин директор ГК «Кварц» Олег Сорокин ген

Общая сумма вливаний в региональную строительную отрасль в 2009 г составит 10 млрд руб. Правительство со всех сторон старается поддержать застройщиков жилья и каждую неделю анонсирует новую программу. Однако производителей стройматериалов это вряд ли спасет. Заказы от проектов, поддержанных правительством области, позволят загрузить мощности лишь наполовину.

эксперты
Владимир Белов
заместитель генерального директора ОАО «Нижегородкапстрой»
Сергей Вербицкий
директор «Фабрика окон» (ООО «Алтэкс-Строй»)
Дмитрий Кузин директор ГК «Кварц»
Олег Сорокин
генеральный директор ГК «Столица Нижний»
Павел Уланов
председатель совета директоров ОАО «Нагорный бетонный завод»
Владимир Челомин
министр строительства Нижегородской области

Почему производство основных строительных материалов упадет на 40%?
Какие меры разрабатывает правительство для поддержки стройиндустрии?
От каких застройщиков производители стройматериалов ждут заказы?

Министерство строительства Нижегородской области отрапортовало о том, что 2008 г. производители закончили с ростом до 10% по отдельным производствам, и спрогнозировало, что первые два квартала они будут работать «по накатанной» — за счет спроса, обеспеченного еще в 2008 г. Сами производители стройматериалов за четыре месяца кризиса снизили цены почти в два раза, запланировав в 2009 г. падение отрасли не менее чем на 40%. По их мнению, спад, начавшийся осенью 2008 г., — только начало стагнации целой отрасли.

Мелкие производители стройматериалов покидают рынок

«Я бы уже продался, — честно признается один из крупнейших в регионе производителей стройматериалов, — но некому. Этот год мы еще как-то протянем, но с убытками, а в следующем проще свернуть производство и разойтись по домам, чем удержаться на плаву».

Конечно, столь категоричные прогнозы вслух не озвучивает ни один из собст­венников. Как не решаются они и прог­нозировать ситуацию на рынке дальше осени 2009 г. «И мы, и наши конкуренты, и наши коллеги в 2008 г. инвестировали в модернизацию производства — заводы не справлялись с постоянно растущим потоком заказов, как от местных, так и от иногородних застройщиков, — заявляет председатель совета директоров ОАО «Нагорный бетонный завод» ПАВЕЛ УЛАНОВ. — Но уже осенью 2008 г. началось падение спроса на строительные материалы, и производители основных материалов пострадали самыми первыми».

По данным Павла Уланова, крупные производители стройматериалов изо всех сил стараются остаться на плаву: с рынка уже начали уходить небольшие предприятия, которые в последние два года открывали мини-производства под постоянно растущий спрос. На сайтах компаний, специализирующихся на продаже бизнеса, «висят» готовые к продаже небольшие производственные площадки в области. Впрочем, по мнению г-на Уланова, совокупная доля этих компаний не превышает и 10% от оборота рынка строительных и отделочных материалов. Но это пока только первые и не самые серьезные потери, которые ждут в этом году, предрекают аналитики.

У чиновников свой взгляд на перспективы отрасли. Министр строитель­ства Нижегородской области ВЛАДИМИР ЧЕЛОМИН уверен, что удержаться удастся всем — во всяком случае у минстроя есть план, позволяющий закончить год с минимальным падением. «Мы запустим программы, которые помогут застройщикам продавать возводимое жилье и завершить строительство всех начатых объектов, — объясняет г-н Челомин. — Застройщики же, в свою очередь, дадут заказы производителям».

При этом Владимир Челомин все же признает: производители стройматериалов «просели», и очень серьезно. Точных оценок министр не дает, так как первые месяцы 2009 г. заводы сохраняют или незначительно сокращают темпы производства за счет прошлогодних контрактов.

В 2009 г. производители отделочных материалов пострадают в меньшей степени

По данным министерства строительства Нижегородской области, промышленное производство материалов для строительства уменьшилось даже не на проценты, а в разы. Правда, во сколько именно, г-н Челомин не уточняет. Он утверждает, что менее всего кризис в строительной отрасли коснулся производителей железобетона, кирпича, стеновых панелей. Им даже удалось закончить 2008 г. с плюсом.

Эксперты «ДК» обрисовали схему, по которой сейчас живет большинство производителей: пока заказы обеспечивают достраивающиеся объекты. Завтра, когда появятся федеральные деньги на поддерж­ку строительной индустрии, застройщик снова придет к производителю докупать продукцию. Но эта схема, к сожалению, конечна. Федеральные программы не смогут постоянно поддерживать застройщика: в результате завтра он придет на завод за стройматериалами, а послезавтра уже нет. Не спасает положение и то, что около трети выпускаемых в области строительных материалов экспортируется в соседние регионы: ситуация со спросом одинакова во всех субъектах РФ.

В более выгодном положении, по мнению экспертов «ДК», находятся производители отделочных материалов. Они могут себе позволить планировать бюджет до конца года: домов, которые будут сдаваться и, соответственно, отделываться в 2009 г., в разы больше, чем строящихся. Тем не менее эксперты прогнозируют, что к концу года их ожидает такое же падение, как и производителей основных материалов. «Уже сейчас многие коллеги из этого сегмента идут к нам, чтобы узнать, как жить дальше в условиях многократного падения спроса», — рассказывает Павел Уланов.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что их глобальное падение не коснется. Как рассказал директор «Фабрики окон» (ООО «Алтэкс-Строй») СЕРГЕЙ ВЕРБИЦКИЙ, его компания продолжает заключать договоры с застройщиками: «Мы не ожидаем большого падения в этом году. По нашей отрасли это минус 20% от прежнего оборота. Более того, в нашем сегменте появляются новые производители — они на что-то же рассчитывают».

По мнению эксперта, производители отделочных стройматериалов находятся в более выгодном положении еще и потому, что могут продавать свой товар в розницу. Для заводов, производящих основные стройматериалы, такой вариант спасения ситуации представляется маловероятным.

Застройщики будут диверсифицировать дочерние производства

Серьезнее всего, по мнению экспертов «ДК», в сложившейся ситуации пострадают «карманные предприятия» — их запускали застройщики для обеспечения своих нужд. Если диверсифицирующие свои поставки производители снизили объемы на 50%, то подобным карманным предприятиям пришлось уменьшить выпуск продукции процентов на 80–90. Впрочем, эта статистика касается не всех производств, аффилированных со строительными компаниями. Часть крупных застройщиков, наоборот, выросла на базе производства стройматериалов и сохранила завод как самостоятельного игрока рынка.

По данным министерства строительства Нижегородской области, чаще всего строительные организации формировались на базе производителей деталей крупнопанельного домостроения и сборного железобетона. В качестве примера Владимир Челомин приводит такие компании, как ООО «Жилстрой», ОАО «ДКС», ОАО «Железобетонстрой». «На самом деле многопрофильному строительному холдингу проще всего управлять доходами и расходами: если производители стройматериалов могут прогнозировать или догадываться, какими объемами их загрузят застройщики, то внутри одной компании мы точно знаем, сколько и чего нам необходимо для текущего строительства», — рассуждает директор ГК «КВАРЦ» ДМИТРИЙ КУЗИН. Нет никакого секрета или уникальной стратегии в том, что застройщику выгодно быть аффилированным с производителем одного из основных видов стройматериалов. Но строительные компании по разному развивали свои заводы. Большинство из них остались поставщиками внутри одной группы компаний. По этому пути пошло, например, ОАО «Нижегородкапстрой», владеющее 100% ЗАО «Кстовский ЗЖБИ» (один из крупнейших в регионе производителей товарного бетона). Компания модернизировала завод в 2008 г. и была его единственным заказчиком. Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «Нижегородкапстрой» Владимир Белов, и сейчас Кстовский ЗЖБИ работает только на нужды «Нижегородкап­строя»: «Нужно понимать, что рано или поздно мы возобновим строительство в прежних объемах. Нам важно сохранить все ресурсы, потому что начинать с нуля этот бизнес крайне сложно». И все-таки эксперты прогнозируют в 2009 г. массовый выход «карманных производств» на внешний рынок. По мнению Владимира Челомина, компаниям для этого придется пересмотреть маркетинговую политику: «Можно пойти на уступки, проявить гибкость, например, по отпускной цене, чтобы сохранить дальнейший потенциал». Игроки рынка, напротив, считают, что дальше проявлять гибкость по отпускной цене невозможно: большинст­во предприятий продает продукцию с наценкой не более 5–10%.

Производителям стоит рассчитывать только на жилую недвижимость

И производители, и областное министерство строительства, планируя развитие отрасли в 2009 г., берут в расчет только рынок жилой недвижимости. По оценкам Владимира Челомина, он всегда обеспечивал 60–65% заказов производителей стройматериалов. На заказы со стороны рынка коммерческой недвижимости особо не рассчитывают: по ощущениям экспертов «ДК», этот сегмент встал. «Во всяком случае больших денег оттуда в этом году мы точно не получим», — резюмируют эксперты. Как отмечает директор ГК «Столица Нижний» ОЛЕГ СОРОКИН, коммерческая недвижимость встала раньше жилой. По мнению Дмитрия Кузина, рынок жилой недвижимости все-таки не стоит называть замороженным: «Мы, как и другие застройщики, часть объектов отложили на полгода. Но не потому, что не уверены в завтрашнем дне, а потому, что исключили из бизнес-плана «долевку» и теперь работаем по принципу «построили — продали — построили на вырученные деньги». Такого же мнения придерживается и «Нижегородкапстрой». «Рынок худо-бедно оживает, запустится ипотека — запустимся и мы», — резюмирует г-н Белов.

Тем более что правительство области совместно с федеральными властями планирует выделить в 2009 г. 10 млрд руб. на поддержку сегмента жилой недвижимости. Рынок коммерческой недвижимости может порадовать только строительством производственных площадок, о которых заявлялось в прошлом году. Но пока сроки реализации этих проектов перенесли на 2010–2011 гг. Также дают надежду планы администрации города и правительства области: стройматериалы потребуются и для реконструкции объектов, и для тех производств, что будут переноситься за черту города.

Эксперты просчитывают падение отрасли, исходя из переговоров с застройщиками: по их данным, в 2009 г. будет введено в эксплуатацию не более 30% от прошлогоднего объема сдаваемых объектов. То есть, если не произойдет чуда, заказы застройщиков дадут около 40–45% прошлогоднего оборота рынка производства стройматериалов.

Ожидания у производителей на весь год более чем пессимистичные. Однако, по их мнению, лидерам все равно удастся удержаться на плаву. Эксперты рассуждают так: даже если не сработают программы стимулирования спроса на жилье со стороны населения, существуют программы поддержки малого и среднего бизнеса. «Выжить всегда можно — вопрос в целесообразности выживания», — заключают игроки рынка.

детали
7 мер правительства для восстановления строительства в Нижегородской области
1 Поддержка ипотечного кредитования по программе АИЖК — 4 млрд руб.
2 Выкуп Правительством РФ договоров долевого участия на 100 млн руб.
3 Выкуп правительством области жилья для расселения ветхого фонда — 1 млрд руб.
4 Развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры за счет средств инвестфонда РФ — 1,5–2 млрд руб.
5 Субсидирование процентной ставки по кредиту на инфраструктурные затраты для застройщика.
6 Поддержка развития мало-этажного строительства — 300 млн руб.
7 Стимулирование индивидуального жилого строительства. Софинансирование строительства 20–25 незавершенных строек Федеральным фондом содействия и развития жилищного строительства.

Источник: министерство строительства НО.

дмитрий кузин:
«Многопрофильным холдингам проще управлять своим производством: мы можем прогнозировать, насколько оно будет загружено».

Павел Уланов:
«Производители отделочных материалов просядут позднее, но они уже консультируются у нас».

сергей Вербицкий:
«Мы планируем в 2009 г. падение только на 20% по сегменту отделочных материалов».