Меню

Речные перевозки по Волге будут развивать за счет владельцев большегрузных автомобилей?

Чтобы получить деньги на развитие грузовых перевозок по мелеющим рекам, нужны новые сборы с грузового автомобильного транспорта и гидроэлектростанций. Такие предложения сегодня озвучили президенту РФ.

На совещании президиума Госсовета по вопросам развития внутренних водных путей, состоявшемся сегодня в Волгограде, Владимир Путин сообщил, что глубина водных путей  в последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, а протяжённость путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 3%.

С этим предстоит что-то сделать уже в ближайшее время:

«В таких условиях более половины судов не могут ходить с полной загрузкой. А это ведёт к убыткам: грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза. Пассажирские перевозки по водным путям в 1980 году составляли 103 миллиона человек, в 2015-м – 13,5 миллионов. В этом году вроде воды достаточно, уровень приличный, но так бывает далеко не всегда», — заметил президент.

«Потеряны популярные – и прежде всего для въездного туризма – сквозные маршруты из Петербурга и Москвы в направлении южных регионов России. И проектам в этой сфере следует уделить приоритетную поддержку», — считает Владимир Путин. Напомним, что в основном это маршрут по Волге, проходящий через Нижний Новгород.

Президент обозначил три задачи, которые нужно решать на федеральном уровне:

— поиск мер для стимулирования речного круизного туризма (в том числе совершенствование визового режима),

— достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта (перенос грузовых перевозок в летний период с автомобильного транспорта на речной),

— обновление речного флота.

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин предложил законодательно закрепить безвизовое пребывание иностранных тургрупп сроком до 15 дней, прибывающих через аэропорты для дальнейшего путешествия по рекам России.

По его мнению, после строительства Нижегородского низконапорного гидроузла круизное судоходство по Волге восстановится:

«Развитие внутренних водных путей также даст импульс для совершенствования туристической инфраструктуры во всех поволжских городах. Появятся благоустроенные причалы, набережные, зелёные стоянки, пляжи, вокзалы, оживится торговля. В плюсе будут не только перевозчики, но и муниципалитеты, регионы, туроператоры, малый бизнес. Появятся дополнительные средства для дальнейшего улучшения инфраструктуры», — рассуждает он.

Перевозки по рекам «оплатят» владельцы большегрузов?

Министр транспорта РФ Максим Соколов заметил, что в отличие от речных путей загруженность автомобильных дорог постоянно растёт. При этом многие направления автоперевозок совпадают с направлением речных магистралей — тогда как один речной состав грузоподъёмностью 8 тыс. тонн способен заменить четыреста 20-тонных грузовых автомобилей.

«Для решения задачи по переориентации [грузопотоков] введён запрет на перевозку делимых грузов тяжеловесными транспортными средствами по автомобильным дорогам, обустраиваются дополнительные пункты весогабаритного контроля, внедрены инструменты возмещения вреда автодорогам — имею в виду систему «Платон».

Используя эту систему взимания платы за вред дорогам с 12-тонников, можно повышать для них тариф на перевозки в период речной навигации — с апреля по ноябрь, особенно на автомагистралях, направления которых совпадают с направлениями водных путей, — предложил г-н Соколов.

Также, по его мнению, было бы целесообразно на лето не предоставлять скидок на перевозку массовых и тяжеловесных грузов железнодорожным транспортом.

Частично покрыть дефицит средств на содержание водных путей и инфраструктуры, а заодно и стимулировать перевозки навалочных и тяжеловесных грузов речными судами, а не автомобильным или железнодорожным транспортом, минтранс предложил за счет дополнительного акциза на дизельное топливо, которое используется преимущественно большегрузными коммерческими автомобилями (но не больше 1% от текущей цены).

По данным г-на Соколова, подобный положительный опыт уже есть у Германии, где с 2004 года дополнительным источником финансирования внутренних водных путей стала часть средств, взимаемых с грузовых автомобилей массой 12 тонн и более.

«Мы обсуждали с бизнесом и с судовладельцами такой принцип, и он был ими поддержан», — заявил министр.

Впрочем, минтранс признал, что эти меры в условиях маловодья не дадут желаемого эффекта, поскольку речные перевозки все равно будут ограничены пропускной способностью рек.

Для устранения ограничений первое, что необходимо сделать, по мнению главы Минтранса, — это строительство Нижегородского и Багаевского (в Ростовской области, на Дону) гидроузлов.

Проектирование первого этапа Нижегородского гидроузла уже закончено. «Для отрасли критически важно завершить строительство этих двух объектов в 2020 году, что позволит на всём протяжении Единой глубоководной системы обеспечить достижение четырёхметровой глубины и рост провозной способности речного флота более чем в два раза», — сказал министр транспорта.

Нужно и ремонтировать инфраструктуру, в том числе причалы.

«Очевидно, что необходимо вводить эти объекты в хозяйственный оборот, привлекать к их обустройству частные деньги, частный капитал, частный бизнес», — отметил президент.

«Русгидро» в обиду не дадут

Однако габариты судов ограничиваются не только маловодностью рек, из-за чего невозможно использовать суда с большой осадкой, но и еще одним фактором — шлюзами гидроэлектростанций: они делают невозможным использование судов с малой осадкой, но большой шириной.

Поэтому «в целях компенсации негативного воздействия на судоходство от наличия гидроэлектростанций» на реках России минтранс предлагает также рассмотреть возможность введения платежей с электроэнергии, произведённой некоторыми гидроэлектростанциями. И эти средства направить на содержание внутренних водных путей.

Зампред правительства РФ Аркадий Дворкович на это сказал, что «с учётом сложной ситуации экономики в целом никому сегодня не хотелось бы существенно увеличивать финансовую нагрузку на кого бы то ни было», и нужно «действовать максимально аккуратно». В том числе и устанавливая новые сборы для гидроэнергетики, «где любое увеличение нагрузки приведёт к сокращению инвестиционной программы компании «РусГидро».

«Что касается акцизов на дизельное топливо, мы в рамках налогового маневра сможем, я думаю, скорректировать так ставки, чтобы учесть интересы внутренних водных путей и увеличить финансирование», — считает г-н Дворкович.

Также речь шла и о возможности господдержки судостроителей и компаний, заказывающих новые речные суда.

«Строительство нового флота осложняется тремя ключевыми факторами: в первую очередь это высокая капиталоёмкость, во-вторых, дорогие кредиты, которые составляют в общем объёме до 100% стоимости нового судна за весь период кредитования, и в-третьих, длинными, по сравнению с другими видами и транспорта, и бизнеса, сроками окупаемости – более 10 лет. Очевидно, что сегодня без государственной поддержки реализовать такую программу обновления флота сложно», — считает г-н Соколов.

По его мнению, необходимо субсидировать кредитные ставки и лизинговые платежи при закупке судов, а также ввести «грант» на утилизацию старых судов, аналогично программе утилизации старых автомобилей.

Добавим также, что сегодня в Астрахани на судостроительном заводе «Лотос» состоялась закладка нового круизного пассажирского судна PV300 класса «река – море». Суда аналогичного класса не строились более 60 лет. Заказчиком судна выступает Московское речное пароходство.

Сообщалось, что первый заказ примет нижегородский завод «Красное Сормово», но строительство начал «Лотос», хотя и сообщается, что он будет вести его в кооперации с нижегородскими судостроителями.

СПРАВКА

Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам России, где проживает 80% населения России, производится до 90% внутреннего валового продукта. Для ряда регионов водный транспорт не имеет альтернативы, особенно для тех, которые обеспечиваются северным завозом. За последние 15 лет построено 800 судов, но они не могут компенсировать тот объём работ, который выполняли уже выбывшие суда, которых в 13 раз больше, чем новых. Если в 2000 году на наших реках работала 21 тысяча транспортных судов, то сегодня осталось всего 11 тысяч, при этом их средний возраст превышает 36 лет. — Владимир Путин.