«Если бы год назад спросили, возможен ли пересмотр дела Дикиных, я бы ответил отрицательно. Тогда это казалось невероятным. Сегодня столь категорично я утверждать уже не могу», — Сергей Анисимов.
Приговор бывшему главе Нижнего Новгорода Олегу Сорокину ставит вопрос, не изменится ли судьба организаторов и участников покушения на него.
Напомним, 7 марта экс-главу города признали виновным в похищении человека и получении взятки. Сорокин приговорен к 10 годам строгого режима и к штрафу в сумме 460 млн руб.
В декабре 2003 г. на бизнесмена Сорокина было совершено покушение. Его машину расстреляли из автомата на загородной дороге, а сам Сорокин получил пулевые ранения. Вскоре была найдена брошенная в одном из поселков «девятка», на которой киллеры приехали на место засады на Сорокина.
Затем за машиной приехали двое, личности которых операм удалось установить: это были охранники тогдашнего заместителя председателя Заксобрания Михаила Дикина, который также являлся партнером Сорокина по одному из видов бизнеса. Сотрудники правоохранительных органов установили, что Дикин был заказчиком покушения, а в организации участвовал его брат Александр, офицер милиции.
В конце 2004 г. оперативники вывезли охранника Дикина, Александра Новоселова за пределы города и, изображая охранников Сорокина, заявили ему, что именно он и стрелял в бизнесмена. Согласно плану оперативного эксперимента, утвержденному вместе с другими документами замом начальника ГУВД, на место проведения мероприятия привезли и самого Сорокина, показавшего Новоселову шрамы от пулевых ранений и спросившего: «Зачем ты в меня стрелял?»
Новоселов заявил, что не стрелял в Сорокина и рассказал об участии Дикиных в покушении. Сразу после эксперимента показания Новоселова были официально оформлены. Суда вынес братьям Дикиным обвинительный приговор и назначил им длительные сроки заключения.
Новоселов начал жаловаться в прокуратуру, что его похитили и пытали. В итоге получил приговор за дачу ложных показаний. За 13 лет ему несколько раз отказали в возбуждении уголовного дела, причем прокуратура неоднократно отстояла в суде законность решений об отказе. Только ЕСПЧ встал на его сторону.
Летом 2017 г. прокуратура изменила свою позицию. Было возбуждено уголовное дело о превышении операми полномочий и о похищении ими Новоселова. И Сорокин, ранее выступавший в роли жертвы, стал пособником.
Согласно обвинительному заключению, цель оперативного эксперимента состояла в том, чтобы Новоселов сообщил «все известные ему сведения», которыми он располагал и которые намеревался утаить от следствия. Не только защитниками, но и представителем гособвинения было подчеркнуто, что Новоселов дал достоверную информацию. Поэтому когда сам Новоселов заявил в суде, что оговорил Дикиных, адвокаты резонно заметили, что он снова лжесвидетельствует, будучи предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Но в тексте приговора утверждается, что целью оперативного эксперимента было, чтобы Новоселов дал «нужные» показания, а не «все известные ему сведения».
Если «нужные» показания были получены незаконным путем, появляется повод для пересмотра приговора Дикиным и их реабилитации.
Если бы меня еще год назад спросили, возможен ли пересмотр в суде дела братьев Дикиных, я бы ответил отрицательно. Тогда это казалось невероятным. Сегодня столь категорично я утверждать уже не могу, — сказал политический обозреватель Сергей Анисимов. — Новая интерпретация показаний Новоселова в суде — никакая не ошибка судьи. Как это ни печально звучит, но судьи чаще всего «ошибаются» не просто так, а результативно, в пользу тех, «кого надо.
Основания как минимум для пересмотра приговора, а возможно и для его отмены уже налицо, — отмечает политолог Артем Фоменков. — Хотя если нечто подобное произойдет, то это может вызвать непонимание и отторжение в общественном мнении, да и с точки зрения здравого смысла такой поворот будет полным абсурдом.
Напомним, что Олег Сорокин вместе с бывшими сотрудниками МВД Евгением Ворониным и Романом Маркеевым обвинялся в похищении Александра Новоселова, помощника экс-зампреда Законодательного собрания Нижегородской области Михаила Дикина, в 2004 г., а также в получении крупной взятки в 2013 г. от предпринимателя Мансура Садекова.
7 марта Нижегородский районный суд вынес приговор по делу. Олега Сорокина признали виновным в похищении человека и взяточничестве. Ведущие юристы считают, что в деле было допущено несколько нарушений.
Адвокаты бывшего главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина обжаловали приговор Нижегородского районного суда. В приговоре суд установил порядок взыскания штрафа: взыскание будет обращено на арестованное имущество, принадлежащее Олегу Сорокину, а это в основном коммерческая недвижимость. Однако защита бывшего главы города, недоумевает, почему его не попросили перечислить средства в добровольном порядке в установленные законом сроки. В законе оговорено, что взыскание на имущество может быть обращено лишь при отсутствии или недостаточности средств. И решать, как будет уплачен штраф, должен вовсе не судья, а судебный пристав-исполнитель. Тем не менее, суд включил в приговор список объектов недвижимости Сорокина, которые планируется продать, чтобы на вырученные деньги направить на уплату штрафа.