«Не бывает подходящего или неподходящего времени. Мой первый бизнес канул в лету в 2006-м. Примерно в то же время появился Facebook. Его результаты мы все прекрасно знаем», — Максим Бурганов.
Максим Бурганов — предприниматель из Нижнего Новгорода. В 2009 г. он открыл первое кафе «Автосуши», а уже через несколько месяцев еще одна точка открылась по франшизе в Ульяновске. Сегодня проект насчитывает 104 заведения в 30 городах России. О том, есть ли подходящее время для бизнеса, компаниях будущего и ошибках предпринимателей — на NN.DK.RU.
— Я очень часто слышу фразу «Вот в ваше время все было куда проще, ты сейчас попробуй». Меня всегда восхищала такая политика двойных стандартов. То есть, когда ты говоришь новому поколению «Вот в наше время мы…», в ответ всегда прилетает «Это было давно и неправда», а когда ситуация разворачивается в сторону противоположную, «наше время» — это оправдание любого бездействия. В общем, где удобно, там и аргумент.
Когда я начинал свой первый осознанный бизнес — агентство по наружной рекламе, мне было 22 года. Это был 2002 г. На тот момент было много успешных компаний и много тех, кто успел разориться. Мой первый бизнес канул в лету в 2006 г. Примерно в то же время появилась компания Facebook. Результаты ее существования мы все прекрасно знаем. Получается, что и 2002 г. был временем, когда было поздно? Нет.
Приведу еще один пример. Когда-то давно я работал в Профсоюзной организации студентов НГТУ на должности председателя культурно-массового сектора, занимался организацией мероприятий для студентов. И вот я закончил альма-матер, и на мое место встали другие люди. После очередной неудачи с проектом «Мисс НГТУ», который я так скрупулезно запускал три года, я приехал и по просьбе своего бывшего босса промывал мозги новобранцам. Первое, с чем я столкнулся, — моя любимая фраза: «Да в твое время на заборе напиши — и полный клуб народа будет, ты сейчас попробуй». Пришлось взять в руки проект и через год мы сделали такое, что это живет до сих пор без изменений уже 15 лет!
Не бывает подходящего или неподходящего времени делать бизнес. Нужно чувствовать потребности рынка и потребителя. Бизнес существует тысячи лет. И только за последние 100 лет на свет появилось не меньше миллиона новых направлений. Этот процесс цикличный и вечный. Если вы сейчас решили, что не время, то это означает только одно: это время не наступит никогда. Этот как откладывать поход в спортзал. Это просто обман себя любимого.
Да, сейчас не время производить футуристические никому непонятные вещи, и, кстати, на пейджерах и домашних телефонах состояния тоже не сколотить. Но для всего остального — самое время. Безусловно, нужно смотреть чуть дальше своего носа. Осваивать бизнесы, которые нацелены на будущее, можно, но для этого нужны огромные капиталы и готовность к многолетним убыткам.
Отличный пример — Илон Маск. В парня верит весь мир, в него вкладывают миллиарды долларов, а он продолжает отчитываться перед акционерами о сотнях миллионов убытков.
И дело даже не в том, что инвестиционная политика США основана на любви к подобным мечтателям, нет, а скорее в том, что инвесторы четко понимают: неминуем тот день, когда практически одномоментно весь мир перейдет на электротягу. И захватит этот мир тот, у кого будет больше всего компетенций в автоэлектростроении. Те, у кого будут самые отработанные технологии и, как следствие, хорошее предложение по цене и огромные производственные возможности. Вот тогда все деньги мира пойдут в Tesla. Как в свое время они все стеклись в Apple, сделав ее в 2012 году самой дорогой компанией в мире.
Но при запуске таких проектов есть огромный риск оказаться на полпути отрезанным от финансирования. Мы запускали IT-стартап и потратили 50 млн руб. на его развитие. Этих денег не хватило. Проект стал внутренним для «Автосуши», его можно вывести на рынок, но это уже будет не так быстро.
Меня часто спрашивают: «Вот сейчас кризис, неужели можно открывать ресторан или кафе?» И тут экспертное сообщество делится пополам. Одни говорят о вечном кризисе, другие о том, что есть люди будут всегда. Ни с теми, ни с другими я не согласен. Есть масса примеров с обеих сторон.
Да что далеко ходить? У нас работал франчайзи в Воронеже. Работал крайне плохо. В тот же город пришел новый франчайзи и сделал за две недели больше, чем другой за четыре года. И вот ведь парадокс: и время одно и то же, и город один и тот же, и локация кафе одна и та же, и компания одна и та же. Ничего не изменилось, кроме главного — поменялся управленец.
Нет плохих времен, нет плохих идей! Есть несвоевременная или недостаточно профинансированная идея, а также люди, которые просто не предназначены для ведения бизнеса.
Сколько бы бизнес-школ ни открывалось в мире, никогда не исчезнет главное— предназначен человек для этого или нет. Есть ли у него для этого чутье, наглость, умение рисковать и нести ответственность за все, что он делает. Даже в школу художественной гимнастики берут далеко не всех. Потому что еще на этом этапе оценивают, есть ли возможность обучить ребенка или нет смысла тратить на него время.
Предприниматель для многих — это персонаж, который что-то сделал, кого-то нанял и все — обеспечен, беспечен и тщеславен. Предприниматель — это человек, которого учи или не учи, он все равно примет решение в экстренной ситуации так, как подскажет ему его жизненный опыт и менталитет. А бизнесу пусть учат тех, кто будет на этих предпринимателей работать.
Будучи совладельцем небедной компании, имея за плечами большой опыт и крутую команду, я умудрился погубить два запуска пекарен. Они были несвоевременными? Не уверен. Слишком сильно поверил в себя? Скорее всего, да. Делайте выводы, анализируйте и принимайте правильные решения! Иногда решение выучиться и уйти в высокооплачиваемый найм — единственно правильное.
Читайте также на DK.RU:
«Быстро складывается ощущение, что управляющую компанию проще пристрелить, чем прокормить»
«Лучше, чем я, к клиенту не относился никто. А они сбегали, как крысы с тонущего корабля»