«Лучше, чем я, к клиенту не относился никто. А они сбегали, как крысы с тонущего корабля»

Генеральный директор «Автосуши» Максим Бурганов — о том, почему новое поколение предпринимателей находится в зоне комфорта, а читать бизнес-книги порой не полезно, а даже вредно.

Максим Бурганов, генеральный директор ГК «Автосуши»:

— Поколение современных предпринимателей находится в зоне комфорта. У них есть огромное количество ресурсов, которые они не ценят. Когда я начинал свой первый бизнес, бесплатные входящие на мобильные телефоны уже были достижением. Я занимался наружной рекламой, и на то, чтобы сделать фотопривязку, уходило 3-4 дня. Мне казалось, очень даже быстро. Сегодня это делается за 15 минут.

Нынешнее поколение воспринимает все как должное и поэтому часто переоценивает свои возможности. Как сегодня примерно звучит популярная бизнес-модель: куплю чехлы для телефонов на «AliExpress», создам группу ВКонтакте — и вот мой первый капитал. А потом ты сидишь и удивляешься, что вложил 200 тысяч в рекламу, а к тебе никто не идет.

Я бы посоветовал не читать много умных книжек перед тем как открыть бизнес, а просто встать, пойти и сделать то, что тебе кажется правильным. И лучше сначала поработать в этой сфере в качестве наемного сотрудника.

А еще не занимайтесь в жизни тем, что вам нравится: если вы замороченный рыбак, не идите срочно продавать спиннинги и блесны. Вы заблуждаетесь, что это нужно всем. Например, я сейчас в полной уверенности, что яхты и катера нужны всем. И до меня никак не дойдет, что это — экстраполяция моих увлечений на бизнес. Да, нужно в этом разбираться, но нельзя быть фанатом и на основе своих фанатических пристрастий идти и искать нишу для бизнеса.

В книгах о менеджменте много пишут о поиске уникальной ниши. Но для того чтобы ее найти, нужно родиться Сергеем Брином, Стивом Джобсом или Марком Цукербергом. Это один случай на миллион. Если ты среднестатистический предприниматель (по крайней мере, пока), то ты должен не искать пустую нишу, а сделать из существующей то, что она еще никому не дала. Мы в свое время в «Автосуши» придумали концепцию «порции большие — цены маленькие» и сломали рынок.

Но мы ведь не сделали ничего нового, просто зашли на существующий рынок и дали ему другое. То, чего тогда не хватало ему!

Когда предприниматель начинает читать слишком много умной литературы, он находится в плену чужих мыслей. Он берет чужую идею и хочет сделать из нее свою, до конца не понимая ментальности этой бизнес-истории. Книжки нужно читать, чтобы получить мотивацию от чужих успехов. Мы же все в детстве хотели стать супергероями, потому что нас вдохновляли чужие истории. Но книга — не руководство к действию. В ней невозможно уместить все взлеты и падения, это просто рафинированная красивая картинка. «Мы оглянулись назад, проанализировали, приняли какое-то решение, и оно выстрелило», — в книге это четыре строчки, а на деле — год упорной работы. Да, порой я за один год десять жизней проживал.

А книги о том, как стать эффективным, я вообще никогда не читаю. «10 способов начать вставать пораньше», «Как за три недели накачать пресс», «Как за два свидания уложить в постель любую» — это все чистой воды шоу-бизнес.

По моему глубокому убеждению, любой бизнес — это отдельно прожитая жизнь, и одни и те же успехи и результаты достигаются сотнями разных способов в зависимости от того, с какими людьми ты работаешь, на каком рынке, какой продукт или услугу продаешь.

Пример. У меня работал немецкий бренд-шеф, и мы делали тесто для пиццы. Одна партия не получилась, вторая, третья… Он говорит: «Мы все делаем правильно, по технологии, это вы неправильно транспортируете или размораживаете».

Начинаем разбираться, смотреть по камерам и понимаем, что работники делали все не так: воду надо лить тонкой струйкой, а они льют из ведра; она должна быть 16 градусов, а они используют просто из-под крана; тесто должно отправляться в шоковую заморозку не позднее, чем через полчаса, а оно лежит четыре часа.

Я нашему немцу все это показал, и он был в шоке: «Как же так? Я же им все рассказал. У меня в Германии — как я сказал, так и делают». И он был реально удивлен. В России нужно еще десять раз прийти, проверить, кого-нибудь уволить — и тогда только все заработает.

Еще говорят: «Думай, как миллионер». Вот сидит человек, который больше десяти тысяч в месяц никогда не зарабатывал. И как он будет думать, как миллионер? Это чушь полная. Или «вставайте каждый день в шесть утра, и вы будете успешным». Да никогда в жизни! Если ты в принципе баран, как ни кукарекай, петухом ты не станешь. Хоть вообще не ложись.

Причем этот формат мотивационной литературы придумали не мы, а американцы. Ни одной книги в советское время не было о том, как стать успешным, как стать лучшим производственником на заводе. Это популизм в чистом виде. Либо вообще не читайте, либо относитесь к этому, как к развлечению.

А эти коучи и тренеры, которые в пиджаке за 1800 рублей рассказывают тебе, как стать долларовым миллиардером? Эти персонажи меня вообще удивляют. Я один раз побывал на какой-то такой фигне и спрашиваю: «А почему вы, зная столько всего, сами не миллиардер?».

15 лет назад я тратил гораздо больше энергии на свое развитие и на то, что происходит вокруг меня, но был гораздо менее успешным. Я делал в тысячу раз больше, чем сейчас. Я на износ работал, не спал, не ел. У меня был первый бизнес, и тогда мне казалось, что лучше, чем я, к клиенту не относится никто. Но они все сбегали от меня, как крысы с тонущего корабля. Что я делал тогда не так? Я не знаю. Это очень сложная материя.

Читайте также на DK.RU: «Очередь будто в "Макдоналдс" в 90-м». Как вырастить из кафе на окраине сеть в сто точек

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.