DK.RU спросил руководителей нескольких компаний сферы B2B, какой бизнес сейчас самый прибыльный. В своих ответах эксперты оказались на удивление солидарны.
DK.RU продолжает спецпроект, в котором мы интересуемся у экспертов, какой бизнес наиболее прибылен в текущей ситуации и в нынешних экономических условиях.
В первой части спецпроекта были опрошены руководители деловых организаций. Мнение руководителей бизнес-организаций было почти единодушным: выигрывают экспортоориентированные компании, импортозамещающие сельхозпроизводители и бизнес, производящий товары повседневного спроса.
Во второй части свои мнения высказали банкиры. Выбор экспертов был не случаен — банки кредитуют бизнес и обслуживают счета юрлиц, то есть обладают внутренней аналитикой по наиболее успешным отраслям.
Сегодня — мнения руководителей компаний сферы B2B.
Роман Антонов, директор нижегородского филиала компании «Ай-Теко»:
— В настоящее время несколько видов бизнеса остаются и будут прибыльными: фармацевтика, все что связано с производством и продажей продуктов массового сегмента, АЗС, аутсорсинг. Ситуация на рынке на текущий момент продолжает ухудшаться, но в целом она лучше, чем, например, в 2008-2009 годах, так как денег у бизнеса больше. Наши клиенты — не исключение: часть из них сократили инвестпроекты и снизили расценки, но некоторые (в основном госкомпании, банки и нефтяной сектор) продолжают реализацию запущенных проектов. Если тенденция с валютой и нефтью сохранится, то следующий год будет гораздо менее результативным.
Илья Петухов, директор патентно-правово й фирмы «Петухов и партнеры»:
— Я не сторонник говорить о наличии какого-то повсеместного кризиса. Есть он или нет - каждый решает сам для себя. Судя по нашим клиентам, не отразился кризис на пищевой промышленности, в том числе на алкогольной отрасли. В принципе, это логично, вспоминая о российских контрсанкциях. Еще, по всей видимости, хорошо себя чувствуют торговые сети. Неплохо держится сфера медицинских услуг: например, фармацевты. Сельское хозяйство, по идее, тоже должно в существующей ситуации получить свою выгоду, однако производители в большинстве своем не имеет прямого доступа к рынку — условия им диктуют переработчики, а тем, в свою очередь, ритейл. Лично общаюсь с представителями двух агрофирм, занимающихся производством молока: стоимость закупочных цен на их продукцию по сравнению с прошлым годом нисколько не увеличилась, хотя увидев ценник на молоко в магазинах, мы можем подумать об обратном. Надо понимать, что сети своего никогда не упустят. В нашей сфере сейчас наблюдается повышение деловой активности: постепенно завершается сезон отпусков.
Павел Пелагеин, директор нижегородского филиала компании «Торговый дизайн»:
— Самым прибыльным бизнесом считаю производство, а наиболее — пищевую и фармацевтическую промышленности. Импортозамещение здесь работает, и будет работать еще лучше. Еще в начале года собственники опасались инвестировать средства в развитие производств, но сейчас ясно, что рубль к прежним показателям уже не вернется, а значит, можно развиваться. Далее все относительно: в продуктовом ритейле не очень хорошо, но гораздо лучше прочей розницы и общепита. Неплохо чувствует себя небольшая часть сферы услуг и сервиса: то, что раньше просто менялось, теперь ремонтируется и используется дальше.