Меню

"А потом возьмутся за нас". Нижегородские рестораторы - о новых правилах продажи алкоголя

Новшества в законе заставят закрыться половину магазинов, легально продающих алкоголь. И вообще закрыть могут любой ресторан, рядом с которым откроется медкабинет или детский сад, считают рестораторы.

Недавно депутаты нижегородского заксобрания согласовали новые требования к заведениям общепита и торговым точкам, продающим алкоголь. Они были направлены в основном на прекращение деятельности небольших «распивочных» на первых этажах жилых домов. Действующие до этого нормы ограничили размещение торговых точек и кафе с алкоголем: они не могут быть открыты в радиусе  ста метров от социальных объектов.

На встрече, состоявшейся 29 февраля, нижегородские рестораторы обсудили реальные случаи, подтверждающие поговорку о «благих намерениях».

«У меня есть знакомый, который недавно открыл свой бизнес и теперь не знает, что ему делать. Человек нашел подходящее помещение, получил лицензию, купил программное обеспечение для системы ЕГАИС — и теперь оказывается, что работу придется прекратить. Сейчас не знают, что им делать, многие предприниматели, кто вложился в аренду или покупку помещения, возможно — взял кредит на развитие бизнеса. Они имеют долги перед поставщиками или потратили собственные средства на закупку товаров. Уже появляются сообщения о фактах коррупции со стороны сотрудников МВД, которые предлагают работать за «мзду», — считает Юрий Попов, председатель ассоциации общественного питания Нижегородской области Объединение «Есть!», сопредседатель комитета по общественному питанию в НКО «Опора России».

«Понятно, что «капельницы» не делают рынок цивилизованным. Однако проблема в том, что с незаконными «разливайками» пытаются бороться законными методами, которые затрагивают многих других участников рынка», — поделился президент ГК «ПИР» Александр Котюсов:

«На каждое заведение может найтись законный способ закрытия. Достаточно в соседнем помещении открыть стоматологический кабинет — и в ближайшей перспективе лицензию отберут».

«Я вообще предложил бы запретить уничижительные названия типа «наливайки» или «капельницы» в отношении легально работающих предпринимателей. Но дело не в этом. Разберутся с ними – примутся и за нас. Давление в алкогольной сфере будет только расти», — заключил Юрий Попов.

«Предпринимателям и так сложно, зачем их штрафовать?»

Своя правда — у депутатов нижегородского заксобрания, которые принимают все новые и новые ограничения.

«Когда мы предложили ужесточить требования к розничной продаже алкогольной продукции, то одним из аргументов против был следующий – нужно не «разливайки» закрывать, а воспитывать «культуру пития». У меня в этом случае возник встречный вопрос к оппонентам – а как Вы представляете такой воспитательный процесс и где его вести? Если в «разливайках» или около них, то это, мягко говоря, несерьезно. Взрослому человеку доказать что-либо очень сложно. Воспитывать можно и нужно молодежь, нужно создавать реальную альтернативу – в хорошем смысле слова моду на здоровый образ жизни», — считает заместитель председателя заксобрания Евгений Морозов.

«Решение проблем, связанных с «разливайками», идет рука об руку с установлением штрафных санкций, — поясняет он. — При обсуждении законопроекта нам стали говорить, а зачем они нужны? Предпринимателям и так сложно, зачем их штрафовать? Убежден в том, что получение прибыли за счет здоровья, безопасности других людей недопустимо. А штрафы необходимы как упреждающая мера, чтобы человек хорошо подумал прежде, чем преступить закон».

«В случае нарушения дополнительных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции штрафы для юридических лиц составят от 100 до 150 тысяч рублей. Так что подумать есть над чем», — считает г-н Морозов.

«Новый закон, как бы нам этого ни хотелось, не решит проблем ни с алкоголизацией общества, ни с нелегальным оборотом спиртного. Он о том, что нельзя переделывать квартиры под подобные точки продаж и общепита, это точка зрения и заксобрания, и областного правительства, и прокуратуры», – пояснил председатель комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Михаил Гапонов:

«Не надо себя обманывать – на площади до 100 кв. м не организовать системное предприятие общественного питания».

«Пусть это заведение легальное, пусть с лицензией, но если его основной бизнес – разливать, то это источник для постоянного недовольства жителей прилегающих домов. Вопросами борьбы с незаконной торговлей спиртным, самогонщиками и прочими подобными нарушениями должна заниматься полиция», — говорит г-н Гапонов.

«Мы прекрасно понимаем, что ограничения – не единственно возможный способ борьбы с алкоголизмомНо давайте вспомним 90-ые годы, когда на каждом углу с рекламных плакатов предлагали спиртное и сигареты. В результате многие молодые люди стали относиться к этому как норме жизни, а сознание людей менять очень сложно. Убежден, что продажа алкоголя должна быть поставлена в цивилизованные рамки», — подчеркнул председатель комитета по агропромышленному комплексу, земельным отношениям и лесопользованию Николай Шкилев.

Или ЕГАИС — или отказ от алкогольной карты

Меры по регулированию алкогольного рынка на местах — только дополнение к решениям, принятым на федеральном уровне. По словам Юрия Попова, серьезно подкосило многих бизнесменов и введение ЕГАИС:

Некоторые кондитеры теперь в свои изделия вынуждены добавлять ромовую эссенцию вместо настоящего рома, так как подключение к ЕГАИС с их масштабами закупок нерентабельно.

Так что у обязанности фиксировать в системе все закупки алкоголя, которую установили для предпринимателей в целях легализации алкогольного рынка, также много нюансов.

Если говорить о рестораторах, то, по данным проведенного в феврале опроса, 52% опрошенных подключились к системе, 5% — еще не подключились.

19% просто не продлили алкогольную лицензию и отказались от алкоголя в меню. При этом изначально не имели такой лицензии около четверти опрошенных владельцев заведений общепита. Таким образом, теперь не торгует алкоголем почти половина рестораторов.

Интересно, что была выявлена и еще одна проблема, связанная с ЕГАИС: активизировались разработчики программного обеспечения, не лицензированного контролирующими органами.

Их программный продукт дешевле. Но похоже, что тем, кто его приобрел, придется потратиться еще раз — уже на «правильный» софт, — сообщил Дмитрий Пепеляев, управляющий партнер компании «iResto». Таковых, по его данным, 40%.

Проверить, соответствует ли установленное программное обеспечение техническим требованиям ЕГАИС (т.е. прошли ли его производители тестирование Росалкогольрегулирования), можно на официальном сайте ЕГАИС.