Валерий Шанцев: для нас ценен каждый инвестор

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев уверен, что деньги для развития региона можно только самим заработать,поэтому, приступая к своим обязанностям в 2005 г, он занялся поиском инвестиций.

Став главой региона, Валерий Шанцев построил политическую стратегию на привлечении в область средств и лично гарантировал инвесторам выполнение понятных правил игры. Он лично возглавил областной совет по инвестициям, который рассматривает заявки бизнесменов и принимает решение о предоставлении преференций.

Специалисты нередко называют инвестиции ключевым фактором экономического успеха любого региона. Это действительно так. Именно поэтому правительство Нижегородской области стремится создать наиболее прозрачные, комфортные и понятные инвесторам «правила игры». В регионе впервые в России была введена система «одного окна», что сократило сроки принятия решений по инвестпроектам с двух лет до двух месяцев. По данным Мин­экономразвития РФ, Нижегородская область сегодня входит в десятку регионов, на которые приходится 42% всех инвестиций в стране. Общий объем проектов, одобренных региональным инвестиционным советом, составляет 1,609 трлн руб.

Валерий Павлинович, как удается поддерживать положительный инвестиционный имидж региона? Область готова всех принять?

— Мы открыты для инвесторов, но это не значит, что наши двери нараспашку и мы готовы выполнять прихоти любого. Мы не папуасы, чтобы продаваться за зеркальце и бусы. Когда инвестор начинает требовать необоснованных преференций и льгот, мы ему отказываем. Потому что знаем себе цену и уверены, что на наши площадки придут надежные парт­неры. Именно поэтому мы приветствуем не сиюминутные и точечные решения, а системные, кластерные.

В то же время каждый инвестор, приходящий в регион, ценен для нас, потому что создает рабочие места, платит налоги, которые позволяют развивать социальную сферу. Но и мы знаем себе цену. Например, сейчас мы уже отказываемся от проектов организации автосборочных производств в 30–40 тыс. машин в год. Потому что при такой мощности мы никогда не добьемся локализации производства. Другое дело 100 тыс. автомобилей — такой проект реализуется на Горьковском автозаводе в содружестве с концерном «Фольксваген». Одно рабочее место в автосборке создает четыре новых рабочих места в производстве комплектующих. Это значит, что и бюджетная отдача от такого проекта будет в несколько раз больше.

А есть какие‑то отличия между отечественными инвесторами и зарубежными?

— Как правило, западные инвесторы приносят с собой передовые технологии и высокую культуру производства. Например, французская компания «Сен‑Гобен» создает в Павловском районе экологически безопасное производство гипсокартона на базе местного месторождения гипса — точно такое же существует в пригороде Парижа. Но и отечественные инвесторы не отстают. Например, нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в течение ближайших 10 лет инвестирует $3 млрд в создание нового производства на Кстовском «ЛУКОЙЛ‑Нижегороднефтеорг- синтезе». По сути, это будет «завод в заводе», который займется выпуском светлых нефтепродуктов стандарта евро‑5. Еще есть примеры. Так, на Кулебакском металлургическом заводе в прошлом году открылось современное сталелитейное производство мощностью 60 тыс. т, на Выксунском металлургическом заводе в 2011 г. был запущен «Стан‑5000» — производство листов металла широкого формата. Я видел этот завод, он производит впечатление. Второй такой в России существует только в Магнитогорске, а всего в мире подобных — не более десятка.

Вы сказали, что сегодня предпочтение отдается созданию кластеров, нежели точечным проектам. Почему?

— Мы четко понимаем, что кластерная политика сама по себе очень позитивная. Особенно для регионов, потому что чем выше процессинг на территории региона, тем выше прибавленная стоимость и налоговая база. Необходимо максимально осваивать тот продукт, который образуется.

Под кластерным подходом сегодня понимают очень разные явления. Если резюмировать и упростить, — что же это такое?

— Например, мы с вами говорим о нефтехимическом кластере. Почему мы соединяем его с автомобильным? По той причине, что в автомобилестроении все больше и больше используется пластмасса. Одно дело — произвести и продать 330 тыс. т поливинилхлорида на новом производстве ООО «РусВинил», которое войдет в строй в 2013 году. Но согласитесь, это только одна прибавочная стоимость. А если мы вокруг этого производства организуем сеть малых предприятий и начнем перерабатывать поливинилхлорид в полуфабрикаты самого различного назначения? Ведь он нужен приблизительно 20 отраслям. Региону такой подход более выгоден, так как даст новые рабочие места с высоким уровнем технологии, производительностью и зарплатой. Участники кластера готовы общаться между собой и говорить на экономическом языке. Одна из главных причин того, что мы имеем такие низкие показатели коммерциализации научных разработок, — в отсутствии потребителей интеллектуальной собственности.

А что касается продвижения инноваций, модернизации технологий и собственно развития инновационной экономической системы, способен ли кластерный подход в том виде, в котором его предлагается внедрять в регионе, дать положительный результат на этом пути?

— Инновационный подход — это постоянное создание продукта и услуги, которой нет ни у кого. А это может сделать только наука. Поэтому и появляются сильные и мощные структуры, которые могут и должны потреблять наукоемкую интеллектуальную собственность.

Почему у нас создается инновационный кластер в том же самом Сарове? Потому что накопленная интеллектуальная собственность в ядерном центре стоит около 150 млрд руб. Она должна давать отдачу и коммерциализироваться. На свободной площадке сейчас работают уже 24 компании‑резидента, а в ближайшие два‑три года их станет 70. Это потребители, которые будут заниматься коммерциализацией, претворять идеи в реальные продукты и продавать их на рынке. Кластерная схема именно этим и хороша, что от идеи до продажи на рынке все ступени будут пройдены в самом кластере.

Расскажите о деятельности предприятий основных экономических кластеров региона.

— В Нижегородской области выделены несколько направлений инвестиционной деятельности, а также конкретные площадки, где создается инфраструктура, необходимая для реализации инвестпроектов. В высокотехнологичной сфере — это ИT‑парк «Анкудиновка» в Нижнем Новгороде, где в перспективе должен разместиться целый научный городок с производственными корпусами и жильем для хай‑тек-специалистов. Здесь же к 2013 году откроется один из крупнейших центров сопровождения клиентских операций Сбербанка, будут созданы 3200 новых рабочих мест. Особо хочу выделить технопарк «Система‑Саров», созданный в поселке Сатис Дивеевского района — в партнерстве со Сколково, «Роснано» и «Росатомом». В ближайшие годы там будет создан исследовательский центр в составе российского Инновационного кластера. В городе Бор действует проект «Промышленный парк «Бор‑Центральный», а в промзонах городов Кстово и Дзержинск — проект «Инвестиционные площадки», в рамках которого открываются различные производства, так или иначе связанные с химией и нефтехимией. Продолжается формирование нефтехимического кластера региона, базу которого составляют предприятия химпрома в Дзержинске, и о котором я уже раньше рассказывал. Особняком стоит автомобильный кластер, в состав которого сегодня входят крупнейшие автомобилестроительные предприятия страны — Горьковский автомобильный, Павловский автобусный заводы, а также многочисленные производства узлов, агрегатов и комплектующих — Заволжский моторный завод (Заволжье), ГК «Автокомпонент» (Нижний Новгород) и др.

Больше проектов с помощью ГЧП

Нижегородскую область часто называют пионером в деле привлечения частных средств для строительства социальных объектов. По словам Валерия Шанцева, на сегодня уже заключены договоры с инвесторами и строятся несколько физкультурно‑оздоровительных комплексов, на частные средства открываются центры гемодиализа. «Я уверен, что время быстрых суперприбылей прошло, и инвесторы это прекрасно понимают. Поэтому все более привлекательными для них становятся такие сферы, как, например, ЖКХ. Небольшая, но стабильная прибыль сегодня привлекательнее большой при высоком риске», — считает губернатор.

Реализацию каких инфраструктурных проектов на территории области вы считаете первоочередной задачей?

— Пожалуй, главным проектом 2012 года станет завершение строительства новой ветки метрополитена в Нижнем Новгороде. Для этого предстоит провести работы на метромосту и станции «Горьковская», чтобы с 4 ноября 2012 г. нижегородцы могли без пробок добираться из верхней час­ти города в нижнюю. Большие изменения ожидают также международный аэропорт «Нижний Новгород». Необходимо готовить регион к играм чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 году. Кроме строительства нового современного стадиона предстоит удвоить гостиничный фонд Нижнего — возвести 25 новых гостиниц; часть гостиничных проектов уже реализуется инвесторами.

А строительство дорог?

— В ближайшие годы в Нижнем Новгороде будут построены несколько новых мостов через Волгу. К 2015 г. планируется возвести мост — дублер моста на кировской трассе. Одновременно начнется строительство моста в районе Подновья: Внешэкономбанк в настоящее время формирует пул инвесторов, необходимый для реализации этого проекта на принципах государственно‑частного партнерства. Кроме того, для решения проб­лем волжского судоходства у поселка Большое Козино Балахнинского района планируется построить низконапорную плотину с мостовым переходом через Волгу, которая станет частью северного автодорожного обхода Нижнего Новгорода. Кстати, строительство обходов областного центра — северного и южного — также предполагается реализовать на принципах государственно‑частного партнерства. До 2014 года будет построено 50 километров южного обхода. Это позволит соединить московскую трассу с казанской, куда уйдет поток транзитного транспорта, следующего по трассе М7 «Волга», что облегчит ситуацию с пробками в Нижнем.

Как известно, вы выступаете против поднятия уровня Чебоксарского водохранилища. Удалось убедить федеральные власти не делать этого?

— Нам говорят, что подъем уровня Чебоксарского водохранилища решит сразу несколько проблем — судоходства и энергетическую. На мой взгляд, это довольно спорное утверждение. Поэтому мы вышли в федеральное правительство со встречными предложениями. В результате принято решение Правительства РФ о строительстве низконапорного узла в районе Большого Козино, что и решит проблему с судоходством.

Нас также убеждают, что если на Чебоксарской ГЭС поставить оборудование на столб 68 (сейчас он 63), то она даст больше электроэнергии. Спрашивается, насколько? По нашим подсчетам, прибавка составит 600 мегаватт.

Наш регион называют энергозависимым, энергодефицитным. Но мы решаем проблемы. Скоро у нас войдет в строй газотурбинная пароэлектростанция мощностью 900 мегаватт, а нам, напомню, предлагают 600 на весь Приволжский федеральный округ. В 2014  г. 400 мегаватт даст Автозаводская ТЭЦ. Добавим сюда первый блок атомной электростанции на 1150 мегаватт. После запуска первого энергоблока мы уже точно не будем энергодефицитными. Мало того, станем поставлять электроэнергию другим регионам, в том числе Чебоксарам. Поэтому, если сопоставить расходы на создание водохранилища, на защиту Нижнего Новгорода, Дзержинска, переселение половины Республики Марий Эл, то каждый киловатт‑час станет золотым. Его никогда в жизни не отработаешь.

Я пока не думаю о выборах

С 1 июня вступил в силу закон о прямых выборах губернаторов. По этому вопросу было много споров и высказываний. Валерий Шанцев уверен, что нормально работающему губернатору не страшны никакие нововведения. Все зависит от того, как руководитель организовал свою работу, подобрал себе команду, какие перед собой ставит цели, каким опытом обладает. «Вот на морально‑психологическое состояние жителей региона выборы оказывают серьезное влияние. Каждый будет думать: когда я избирал, я участвовал в формировании органов власти. Это моя власть, я ей больше доверяю. Хотя в нашей истории, в том числе и в Нижегородской области, и выборные, и назначаемые руководители были», — рассуждает действующий губернатор. Например, первый губернатор Борис Немцов сначала был назначен, потом был избран. Но с тех пор многое изменилось.

Способны ли прямые выборы в субъектах Федерации действительно способствовать развитию региона, консолидировать население?

— В начале 2000‑х гг. потребовалось полностью изменить систему формирования института губернаторов. Помните, в 90‑е ситуация смутная была. Знаменитая фраза: «Берите суверенитета, сколько проглотите» — привела к тому, что произошла разбалансировка федерального и регионального законодательства и муниципальных регламентов, норм и правил. Конечно, для того, чтобы все это привести в порядок, нужно было выстроить четкую вертикаль власти. Прежде всего с точки зрения формирования и соблюдения законов. Сейчас законодательство выстроено и, на мой взгляд, нет предпосылок разбалансировки. Поэтому выборный будет губернатор или назначенный, он обязан работать в правовом поле.

Вы будете свою кандидатуру выставлять на выборах губернатора?

— Мне еще служить три года, до августа 2015 г. Сейчас я об этом не думаю. Закончив свои полномочия, я подведу итог, посмотрю, что удастся сделать, какая будет поддержка, желание и возможность реализовать новые планы. Все эти факторы должны сойтись. Сейчас желание определяется самим человеком. Время, когда вызывали и говорили: «Ты нужен там, иди работай», — а трудовую книжку потом по поч­те присылали, закончилось. У меня так весь советский период прошел. Сейчас прежде чем куда‑то назначить, тебя приглашают, рассказывают свое видение и спрашивают, есть ли желание. Все поменялось. Поэтому и в 2015 г. все будут определять желание и понимание, смогу ли я на этой должности дальше приносить пользу или лучше сменить работу.

Елена Евсеева

 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.