Реальная «текучесть» персонала нижегородских кафе многократно превышает естественную

Кадровое агентство "Кадровые гарантии бизнеса" совместно с выпускниками РАНХиГС провело социологическое исследование по направлению HoReCa в Нижнем Новгороде. Его результаты - в материале ДК.

Методика:

В исследовании КА "Кадровые гарантии бизнеса" участвовали 76% кафе и 23% ресторанов  Нижнего Новгорода. Из опрошенных: 75% - администраторы, 14% - управляющие/собственники, 6% - менеджеры по персоналу, 5% - прочий персонал.

Среднее количество персонала в кафе – 10-15 человек. Среднее количество персонала в ресторанах – 30-40 человек. Самое маленькое количество персонала в ресторане  – 15 человек (Sound hall) , самое большое – 100 человек (Maximilian).

Испытательный срок

В Нижнем Новгороде в среднем испытательный срок в кафе длится от двух недель до одного месяца. В 5% кафе испытательный срок составляет три месяца. Испытательный срок проходят все сотрудники, вне зависимости от опыта работы. 19% кафе не проводят испытательного срока для новых сотрудников.

В ресторанах испытательный срок длится в среднем от одной недели до одного месяца. 23% нижегородских ресторанов не проводят испытательного срока. Анализ % прошедших испытательный срок и приступивших к работе от общего числа проходивших испытательный срок нигде не проводится. Статистика сотрудников, отработавших более года, ведется только в одном кафе.

Текучка персонала

Самая большая потребность в персонале среди официантов и поваров. В 30% нижегородских кафе потребность в персонале в среднем в год:

  • 30-50% официантов,
  • 40-60% работников кухни,
  • 40% поваров.

Причины увольнения сотрудников в кафе: неудовлетворенность зарплатой (37%), неудобный график (31%), временная работа (18%), нет коммуникаций (14%).

В ресторанах чаще увольняются официанты, так как работают большинство студентов. Также число увольнений возрастает с окончанием летнего сезона. В среднем в нижегородских ресторанах увольняются 1-2 официанта, один повар в год.

Причины увольнения сотрудников ресторанов: неудобный график (31%), временная работа (31%), неудовлетворенность зарплатой (23%), нет карьерного роста (15%).

Подбор персонала

В кафе в подборе персонала участвуют: администратор  45%, директор 35%, шеф-повар 20%. В ресторанах подбор персонала осуществляет:

  • Отдел кадров 23%
  • Менеджер по персоналу 38%
  • Администратор 30%
  • Шеф-повар 9%

Со слов большинства респондентов, кризис существенно не повлиял на подбор персонала в отрасли.

Требования к персоналу

При подборе персонала нижегородские кафе и рестораны хотели бы видеть у себя сотрудников с опытом работы:

  • от 6 месяцев до 1 года для официантов (38% кафе и 57% рестораны),
  • для администраторов 1-2 года (31%),
  • для поваров от 1 до 3 лет (44%).

К личным качествам, которые хотели бы видеть в своих сотрудниках, администраторы называют:

  • коммуникабельность (38%);
  • ответственность (25%);
  • обучаемость (19%);
  • грамотная речь (19%).

Дополнительные опции

Наиболее распространенными преимуществами для сотрудников администраторы кафе называют:

  • корпоративный обед – 81% кафе;
  • доставка с работы на служебном транспорте или оплата такси – 50% кафе.
  • 6% нижегородских кафе не предоставляют для своих сотрудников никаких преимуществ.

Нижегородские рестораны предоставляют для сотрудников, так же корпоративный обед и служебный автотранспорт (61% респондентов). 8% ресторанов предоставляют для своих сотрудников только корпоративный обед. 31% ресторанов Нижнего Новгорода не предоставляют своим сотрудникам никаких преимуществ.

Источники поиска

Наиболее эффективными источниками поиска персонала сотрудники нижегородских кафе и ресторанов называют:

  • специализированные работные сайты по подбору персонала (Rabota.ru. Superjob, hh)  – 19% респондентов кафе и 23% ресторанов;
  • электронные доски объявлений (Авито) – 19% респондентов кафе и 8% ресторанов;
  • объявления в газетах – 12% респондентов;
  • социальные сети (vkontakte, facebook) – 12% респондентов;
  • щитовая реклама, реклама в транспорте, почтовая рассылка, распространение листовок в массовых скоплениях людей – 12% респондентов;
  • рекомендации знакомых и родственников – 12% респондентов кафе и 23% ресторанов
  • корпоративные сайты компаний – 6% респондентов.

37% администраторов кафе не смогли назвать наиболее эффективный источник поиска персонала.

Требования к соискателям

Требования к кандидатам в вакансиях на сайтах Работа.ru и Head Hunter (Вакансия, Зарплата, Требования)

Официант

От 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Коммуникабельность‚ энергичность‚ ответственность, опыт работы не обязателен‚ обучаемость, ответственность‚ аккуратность‚ умение работать в команде.

Администратор кафе

От 20 тыс. до 25 тыс. руб.

Уверенный пользователь ПК, опыт работы от года в общепите администратором, грамотная речь, коммуникабельность.

Администратор ресторана

От 20-30 тыс. до 30-35 тыс. руб.

Опыт работы в данной сфере 1-3 года, грамотная речь, активность, коммуникабельность.

Повар в кафе

От 20 тыс. до 25 тыс. руб.

Опыт работы в аналогичной должности, стремление к профессиональному и личностному росту, желательно наличие медицинской книжки, ответственность, пунктуальность.

Шеф-повар

От 30 тыс. руб.

Знание и умение работать с профессиональной нормативной документацией, опыт работы в сфере общепита (кафе‚ рестораны) от 5 лет, опыт работы на всех участках (МЦ‚ ГЦ‚ ХЦ),  уверенный пользователь ПК, профильное образование.

Основные тренды рынка труда 2015-2016 гг.

- Учет персонала в нижегородских кафе находится  на крайне низком уровне

- Анализ «текучести» персонала и затраты на привлечение персонала не проводится. Реальная «текучесть» персонала многократно превышает естественную (5-7% в год)

- Основная «текучесть» кадров приходится на официантов и работников кухни. Высокий % психологической текучести официантов.

- В небольших кафе, текучка персонала стала ниже по сравнению с 2014 годом.

- Основными причинами увольнения в кафе являются неудовлетворенность зарплатой (низкий оклад, несправедливое распределение чаевых, сезонность), в ресторанах – неудобный график работы (студенты) и отсутствие перспектив (подработка).

- Некачественный подбор кадров зачастую становится причиной перерасхода средств, вызванного увольнением «свежего» персонала, если средства, затраченные на его поиск и обучение, еще не окупились.

- Рекрутинг (подбора персонала) в условиях кризиса не изменился. 

- Подбор персонала зачастую осуществляется сотрудниками, не имеющими достаточных знаний и квалификации. Нет четко сформулированных требований к потенциальным кандидатам.

- Требования к соискателям, по сравнению с 2013-2014 гг., не изменились.

- Систематическое обучение персонала проводится лишь в крупных ресторанах. В подавляющем большинстве кафе обучение не проводится совсем.

- Бригадная (кросс - функциональная) структура управления , ведущая к плохому взаимодействию между  группами.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.