«Помогало правило: не знаешь — спроси». Нижегородка об открытии ресторана в Португалии
Нижегородка Екатерина Родионова занималась пиаром ресторанов. Потом уехала в Москву, где открыла свой небольшой бизнес на Даниловском рынке. Сегодня Катя – владелица кафе в Лиссабоне.
О том, как переехать в Португалию и открыть там ресторан, Екатерина Родионова рассказала DK.RU.
Досье
«Как-то раз, отдыхая в Португалии, я отметила, что рынок общепита здесь практически не развит, и, возвращаясь в Москву, в самолете быстро набросала план, как мне завершить свои дела в столице и открыть ресторан в Лиссабоне. Какого-то конкретного плана переезда в Европу у меня до того момента не было, я просто увидела возможность — и решила ей воспользоваться».
Когда я только собралась ехать, было очень страшно. Чужой язык, чужая страна, чужой менталитет. В Португалии нужен особый подход. Если нужно достигнуть результата, необходимо постоянно всех подталкивать, напоминать, звонить, просить».
Переезд в Лиссабон. Лайфхак
Как пишет Катя в своем Telegram-канале (который ведет вместе с шеф-поваром Анитой Париловой) «Ресторатор и шеф в Лиссабоне», открыть компанию в Португалии очень просто. Если есть весь необходимый пакет документов, то регистрируется компания в течение часа. При этом предварительно нужно выбрать свое название из представленного списка (свое придумать не получится):
Легализация в Португалии на основе рабочего контракта состоит из нескольких простых шагов, однако без помощи или знакомств каждый из этих шагов становится невыполнимым. Важно въехать в Лиссабон напрямую, чтобы в паспорте стоял штамп. Затем найти аккредитованного переводчика и перевести русский паспорт (это стоит 20 евро). Потом нужно найти друга-португальца, который пойдет в финансовую службу и поручится за вас. После этого вам выдадут Numero contribuinte (ИНН), без которого вы не сможете даже снять квартиру».
Далее необходимо заказать справку об отсутствии судимостей в русском консульском отделе и в Португалии (срок изготовления— неделя), а потом зарегистрироваться по какому-либо адресу и получить справку от районной Junta de freguesia (стоит 5 евро, ждать 3-4 дня). После получения всех перечисленных документов, надо открыть счет в банке.
Есть два пути, чтобы стать резидентом Португалии. Так как у Кати не было подписанного действующего контракта на работу, она обратилась к адвокату , который подает необходимые документы для получения резиденции.
Документы необходимо загрузить на сайт SEF и ждать. Чтобы ускорить процесс, можно заплатить 200 евро адвокату, что я и сделала. Карточка резидента выдается на год, с возможностью продления. Она дает право работать только в Португалии, является удостоверением личности и открывает границы ЕС. После 6 лет можно оформлять паспорт», — рассказывает Катя.
Любимое слово португальцев «аманья»
Я человек абсолютно влюбленный в португальских людей. Считаю, что добрее сердец во всем свете не найти. В Telegram-канале мы над ними очень много посмеиваемся, ведь это большие дети – настоящие, открытые, добрые и инфантильные. Эта необязательность и чувствительность не всегда положительно отражается на отношении португальцев к своим должностным обязанностям. Недаром любимое слово португальцев «аманья» — завтра.
Бюджет на открытие ресторана, который получил название Bowls&Bar, составил 100 тыс. евро (из них 50% — вложения инвестора). 150 кв. м – площадь заведения. 3000 евро в месяц — арендная ставка.
Как мы открывали ресторан? Нам помогало прекрасное правило – не знаешь, спроси. Португальцы очень открытые люди, которые всегда готовы помочь. У нас прекрасные соседи – французская булочная и бар. Французы навестили нас, как только мы начали строиться, чтобы познакомиться и предложить свою помощь. У нас лучший поставщик рыбы в Лиссабоне, которого мы нашли по рекомендации нашего португальского приятеля.
Концепция ресторана
Ресторан открылся в октябре 2017 г. Bowls&Bar (дословно «Чаши и бар») ориентирован как на местных жителей, так и на туристов и предлагает понятную в любом уголке мира еду из простых и качественных продуктов. Поэтому была выбрана концепция, которую всем можно легко объяснить. Сейчас (в низкий сезон — с декабря по февраль) в Bowls&Bar работает восемь человек. В высокий сезон число работников Катя планирует увеличить.
Стройка заняла 2,5 месяца. Каждое утро я записывала в тетрадку фразы на португальском для строителей, которые по-английски не говорят). Строители смеялись надо мной, говорили, что я сумасшедшая русская и ремонт будет идти минимум полгода. Дизайн кафе, кстати, я сделала сама».
Заведений общепита в Лиссабоне очень много, но весь он очень традиционный как в плане блюд, так и в плане коммуникаций. У очень немногих кафе есть страница в Facebook или Instagram.
Как я работаю над продвижением ресторана? В принципе, пользуюсь теми же инструментами, что и в России (посты в соцсетях и т.д.). Свое дело делают хорошее расположение, дизайн и меню. Недавно о Bawls&Bar вышла статья в местном журнале TimeOut. На следующий день у нас была полная посадка. Этот журнал здесь покупают все. За три месяца работы ресторан вышел на 460 место на TripAdvaiser среди всех ресторанов города. И это несмотря на низкий сезон. Я думаю, что по итогам года Bowls&Bar войдет в топ».
«Мне постоянно какие-то незнакомые люди дают советы — о том, как лучше развивать ресторан, как пиарить, какие блюда сервировать, какие цены на кофе ставить, сколько салата положить в боул. Приходят в кафе, пишут в соцсетях. Иногда по два-три человека в день. И я поняла вот что. Самое страшное — потратить жизнь, изменяя свою идею под мнение окружающих, не свою жизнь прожить. Будьте смелыми сегодня и никого не слушайте», — советует Катя Родионова подписчикам своего Telegram-канала.