«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса»

«Долго в таком режиме не протянем». Как гостинично-ресторанный бизнес переживает условия пандемии? Рассказывают Любовь Гусакова, Максим Бурганов и Александр Котюсов.

Гостинично-ресторанный бизнес — одна из первых отраслей, которая ощутила на себе влияние коронакризиса: прибыль обрушилась в разы, а аренду и зарплаты все еще нужно платить. В прямом эфире NN.DK.RU представители HoReCa рассказали о том, почему работа на доставку не решит проблем рестораторов, о мерах поддержки для бизнеса и достижениях в самоизоляции.

Поделитесь своими впечатлениями от работы в новых условиях, все-таки уже месяц прошел. Воспользовались ли вы какими-нибудь мерами поддержки от государства?

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 1Любовь Гусакова, генеральный директор ГК «Ока»:

— Загрузка гостиничного комплекса «Ока» на данный момент составляет 4%, обычно в это время у нас было 50-55%. Не так давно мы подали документы на получение региональной субсидии для бизнеса при условии выполнения социально значимых работ. Посмотрим, что из этого выйдет.

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 2Максим Бурганов, председатель совета директоров «Автосуши и Автопицца»:

— Пока единственная мера поддержки, которой мы воспользовались, — это разрешение работать на доставку. По чистой прибыли мы сейчас «болтаемся» в районе нуля. Падение выручки в каком-то городе вообще не заметно, а где-то составило 50-60%. Все зависит от того, какая доля заказов приходилась на заведение, и какая — на доставку. По Нижнему Новгороду наша выручка упала примерно на 30%.

И нужно понимать, что все это сильно сказалось на марже. Не только из-за падения оборота, доставка сама по себе — более низкомаржинальная история.

По всей сети у нас сейчас около тысячи сотрудников, которых можно было бы убрать, и мы бы этого не заметили. В сменах работает людей больше, чем в этом есть потребность. Соответственно, удельный вес фонда оплаты труда вырос.

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 3Александр Котюсов, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Нижнем Новгороде, ресторатор:

— Все рестораны у нас сейчас закрыты, лишь несколько работает на доставку. Обороты от доставки — это примерно 10-15% от оборотов в «довоенное» время. Доставка не приносит никакой прибыли. Она позволяет разве что занять 3-5 человек, платить им зарплату, а ресторану — более-менее держаться на плаву. Когда будут сняты ограничительные меры — проще будет вернуться к работе. И это все. О прибыли речи не идет.

Нужно четко понимать, что есть обещания поддержки государства малому и среднему бизнесу, и есть реалии. Да, сегодня говорят, что нужно помогать малому и среднему бизнесу, в том числе отельному и ресторанному. Но фактически помощи нет никакой. Вся помощь заключается в том, что разрешено работать на доставку.

У всех ресторанов есть алкогольная лицензия. И согласно законодательству, если ты торгуешь подакцизными товарами (в числе которых алкоголь), то никакие виды субсидий от государства тебе не полагаются. Сегодня мы алкоголь, конечно, не продаем, но лицензия не приостановлена, и получить поддержку рестораны не могут.

Некоторые спрашивают: «А почему нужно помогать ресторанному бизнесу?». В Нижнем Новгороде примерно тысяча предприятий общепита. В среднем в каждом из них работает 30 человек. Таким образом, уже 30 тыс. человек, так или иначе, пострадают, а ведь у них есть еще и семьи. Вот почему нужно помогать ресторанному бизнесу.

«С "агрегаторской иглы" практически невозможно слезть»

«Автосуши и Автопицца» создает сейчас агрегатор для доставки из ресторанов. Готовы ли к такой коллаборации участники рынка?

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 4Максим Бурганов, председатель совета директоров «Автосуши и Автопицца»:

— Мы в рекордные сроки сделали маркетплейс с нуля, полностью подготовили его к коммуникации с другими системами вроде R-Keeper и приняли 19 заявок от других ресторанов и производителей продуктов. Многие рестораны сейчас в процессе подключения, потому что есть технические сложности: необходимо загрузить большое количество информации, обработать фотографии и т.д.

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 5Александр Котюсов, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Нижнем Новгороде, ресторатор:

— У нас нет собственной доставки, и мы тоже обсуждаем с «Автосуши и Автопицца» возможность подключения к агрегатору. Сейчас действительно разборки между разными ресторанами отошли на второй план, этот кризис нас объединил.

Можно ли с нуля сегодня запустить доставку?

Максим Бурганов, председатель совета директоров «Автосуши и Автопицца»:

— Это нереально. Я вспоминаю 2009 год, когда мы запускали первую доставку, я столько ног себе переломал, прежде чем понять хоть что-то. Это очень сложно! Этот бизнес специфический с точки зрения технической реализации, с законодательной точки зрения… И именно поэтому Delivery Club, Яндекс.Еда себя сейчас так прекрасно чувствуют. Потому что рестораторам было проще всего пойти именно к ним.

И с этой «агрегаторской иглы» практически невозможно слезть. Работая с агрегатором, ресторан не видит информации о клиентах. Только пока ты подключен к агрегатору, ты будешь иметь заказы, которые он агрегирует. Поэтому я всерьез подумываю о том, чтобы сделать локальный агрегатор с доступной клиентской базой.

У меня есть много знакомых предпринимателей, которые «подсели на эту иглу», и платят 35% комиссии с каждого заказа. Потому что они понимают, что если отключатся, на следующее утро заказов будет ноль. И чтобы наработать клиентскую базу, придется закрыться и открыться заново.

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 6Любовь Гусакова, генеральный директор ГК «Ока»:

— В гостиничном комплексе «Ока» продолжает работать только одноименный ресторан, и то в сокращенном режиме, остальные заведения общепита не работают. На доставку мы не работаем, и вряд ли будем, мы просчитывали такую возможность — это просто невыгодно.

«Потребители разделились на тех, у кого есть запас прочности, и на тех, кто стал экономить на всем»

По вашим ощущениям, как изменилось потребительское поведение?

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 7Максим Бурганов, председатель совета директоров «Автосуши и Автопицца»:

— Мы ввели доставку продуктов питания и непродовольственных товаров. И практически в каждом втором чеке у нас картофель, капуста, морковь. Не гречка, не соль, не сахар, а именно эти овощи.

На самом деле появилось четкое разделение на тех, кто раньше заказывал много, а сейчас стал еще больше, и тех, кто раньше заказывал мало, а теперь и вовсе перестал. То есть люди поделились на тех, у кого есть «жир», и тех, кто начал экономить вообще на всем.

Александр Котюсов, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Нижнем Новгороде, ресторатор:

— У нас есть, например, ресторан «Баренц», который расположен недалеко от офисов банков. А банкам сегодня одним из немногих разрешено работать. Сотрудники банков приходят к нам за бизнес-ланчами. Хотя опять же, это несравнимо, конечно, с «мирным» временем.

Проигрывают в этом плане рестораны, расположенные на ул. Рождественской. Это улица с огромным количеством ресторанов, но там нет ни офисов, ни жилья. Даже агрегаторы неохотно работают с этими локациями.

«Не вижу экономического смысла открываться по тому плану, который предложен»

Как изменятся ваши бизнесы после открытия?

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 8Александр Котюсов, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Нижнем Новгороде, ресторатор:

— Тот план, который опубликован Роспотребнадзором, вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса. На первом этапе предлагается разрешить работу ресторанов площадью 50 кв. м и не более пяти столиков. На втором этапе планируется открыть заведения, где не более 20 столиков и т.д.

Что произойдет, когда ресторану разрешат работать? Арендодатель сразу начнет требовать оплату аренды полностью. Плюс ко всему, у многих людей поход в ресторан еще долгое время будет вызывать опасения.

Я полагаю, что в июне нам разрешат открываться поэтапно. И честно говоря, я не вижу экономического смысла открываться по тому плану, который предложен. Это будет работа в убыток.

Здесь есть несколько возможностей. Во-первых, нужно, чтобы арендодатель взимал плату с оборота, а не фиксированную. Точно так же как и сотрудники ресторанов будут получать не фиксированную оплату, а минимум и процент с оборота. Во-вторых, необходима разумная политика государства, которое грамотно подойдет к налогообложению в период восстановления. Но я в это не верю.

О начале работы думать страшно. Это значит, что мы должны будем закупить продукты, нанять сотрудников. Это расходы, которые мы понесем сразу, а денег на это нет.

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 9Максим Бурганов, председатель совета директоров «Автосуши и Автопицца»:

— Задача минимум для нас сейчас — это сохранить людей. Потому что без людей этот бизнес в принципе существовать не может. Не знаю уж, будут ли они мне благодарны… Обычно в апреле-мае у нас текучка: кто на сессию, кто на каникулы. Сейчас не увольняется никто.

Мы будем выходить на прежние обороты, но не скоро. Сломать позвоночник можно очень быстро, а заживает и восстанавливается он долго — это закон природы. Запустить ресторан с доставкой заново — это все равно, что делать это с нуля.

При этом работа только лишь на доставку — не вариант. При среднем чеке в 600 руб. 20% оборота идет курьеру. Это для нас просто убийство. Если мы полностью перейдем в доставку, то через какое-то время будем убыточны. Сейчас мы держимся на том, что у нас подрос средний чек. Но когда придет «мирное» время, количество доставок будет прежним, а средний чек все равно упадет, и вот тогда доставка будет просто нерентабельна. Более высокая маржа в зале всегда компенсировала более низкую на доставке.

Мы тоже долго не протянем в том же режиме. Я понимаю, что наш период восстановления займет 5-6 месяцев до того как мы вернемся к прежним оборотам.

Мы также пойдем проводить переговоры с арендодателями. Хотя некоторые, представьте себе, после того как были объявлены нерабочие дни, прислали письма о повышении арендной платы. У меня жесткая позиция: я направил в ответ уведомления о расторжении договоров, потому что мне такие партнеры не нужны.

С другой стороны, я понимаю, что аренда — такой же бизнес. Нужен партнерский подход: «Дайте нам скидку в 30-50%, пока мы не работаем в зале, а по мере восстановления постепенно повышайте плату или перейдем на процент с оборота». И большинство относится с пониманием.

Дело тут даже не в принципе. Зачем мне делать доставку из помещения, где аренда стоит как крыло от самолета, если я могу доставлять из другой точки, где аренда в три раза дешевле? И все это прекрасно понимают, тут нет никакого выкручивания рук.

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 10Любовь Гусакова, генеральный директор ГК «Ока»:

— Что касается аренды у нас, неработающим бизнесам мы дали скидки. Есть те, кто предпочел уехать. Масштаб бедствия мы сейчас считаем: налоги на имущество для нас отсрочены, но не отменены. Есть работающие бизнесы, есть даже бизнесы, которые не просят скидок, чему я очень благодарна. Позиция такая: у неработающих будут льготы и скидки, а дальше поэтапный выход из кризиса.

Что касается отельного бизнеса, недавно одна туристическая компания прислала запрос о том, что они хотели бы развивать внутренний туризм. Несмотря на нерабочие дни, люди думают, как будут развивать свой бизнес!

Но для полноценной работы нам, конечно, нужно, чтобы экономика вошла в нормальный режим. Основа загрузки отеля — бизнес, командировки и конференции.

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 11Александр Котюсов, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Нижнем Новгороде, ресторатор:

— Большинство арендодателей — адекватные люди, видят, что происходит вокруг и предоставляют скидки. Теперь сравните, что делает государство. Для тех, кто арендует помещения, находящиеся  в государственной собственности, объявили трехмесячные каникулы. В апреле, мае и июне платить не надо. Но эту сумму просто перенесли на 2021 год!

То есть получается, что с частными собственниками помещений мы можем договориться, и они сделают приличную скидку, а с государством нет. Но на всю страну можно радостно рапортовать о поддержке малого и среднего бизнеса.

О бережливом производстве и договорах

Какие выводы вы возьмете с собой?

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 12Максим Бурганов, председатель совета директоров «Автосуши и Автопицца»:

— Первое и самое страшное во всех этих карантинных ограничениях: к ним начинаешь привыкать. Приходится себя насиловать, чтобы раньше встать. Первые две недели были самыми тяжелыми: никто к таким условиям не привык, сотрудники были напуганы, пришлось проводить много масштабных собраний.

Каким-то чудом именно сейчас мне удалось донести до людей, что каждый сэкономленный рубль — их личная зарплата. Больше эти деньги ниоткуда не возьмутся. То, что я пытался объяснить все 11 лет, сработало во время этой пандемии. Сейчас сотрудники исправно выключают свет, правильно относятся к расходным материалам.

Что касается топ-менеджмента, я сказал: «Делайте, что хотите. Главное — чтобы был результат». У меня всегда такая позиция в кризис. В 2014 году мы проходили его аналогичным образом. И это работает в краткосрочной перспективе.

В общем, оказалось, что наши люди в стрессовых ситуациях ведут себя правильно.

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 13Александр Котюсов, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Нижнем Новгороде, ресторатор:

— Я совершенно по-другому теперь отношусь к договорам, в том числе арендным. В них должны быть прописаны условия на случай, если государство вдруг приостанавливает деятельность компании.

Это касается и договоров с сотрудниками. Скорее всего, в ближайшее время появится много таких «мультисотрудников», которые будут совмещать несколько должностей, чтобы сохранить свою докризисную зарплату.

«План по открытию общепита вбивает последний гвоздь в крышку гроба ресторанного бизнеса» 14Любовь Гусакова, генеральный директор ГК «Ока»:

— У нас тоже произошел переворот в сознании в части бережливого производства: экономно используем электроэнергию и расходные средства. Закупаем сейчас только самое необходимое.

Одна из главных задач — максимальный уход от Booking. Агрегатор взимает комиссию от 15%, работать с ним невыгодно.

Я сама в свободное время начала изучать новые отельные программы и интерфейсы, до которых раньше руки не доходили. Думаем с коллегами, что внедрить в будущем. 

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.