ДК составил топ-100 крупнейших компаний Нижегородской области

Нежелание многих представителей рейтинга "100 крупнейших компаний" рассказывать о своих результатах косвенно свидетельствует о том, что инвестактивность замерла, а сложностей в работе стало больше.

Происходящие в экономике страны события меняют акценты в бюджетной политике России, направляют их на рост производственных активов и производственной базы предприятий. Общая выручка участников рейтинга — 100 крупнейших компаний по итогам 2014 г.  — составила 1383,5 млрд руб. Сейчас неплохо себя чувствуют компании, ориентированные на экспорт, а также те, чья основная деятельность связана с оборонной и пищевой промышленностью. Это подтверждает и статистика: 38 участников рейтинга — это промышленные и производственные компании, 33 — предприятия торговли.

Кроме того, далеко не все компании, попавшие в топ-100, показали положительную динамику выручки (75 компаний) и чистую прибыль (83 компании).

ДК составил топ-100 крупнейших компаний Нижегородской области 1

Десятка первых

Шесть компаний-лидеров показали рост выручки по итогам 2014 г., а три — незначительное падение. К первой группе относятся ООО «Лукойл-нижегороднефтеоргсинтез» (+104%), АО «Выксунский металлургический завод» (+113%), ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» (+105%), АО НИК «Атомэнергопроект» (+114%), ПАО «ТНС Энерго НН» (+107%) и ОАО «Газпром-межрегионгаз Нижний Новгород» (+103%). Ко второй — ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (-11%), ООО «Автозавод ГАЗ» (-14%) и ООО «Газпром-трансгаз Нижний Новгород» (-8%).

Первую десятку покинула компания ТГК-6, которая была упразднена 1 декабря 2014 г. в связи с реорганизацией структуры генерирующих активов КЭС-Холдинга. Вакантное место заняла компания «Сладкая жизнь», которая увеличила свою выручку в 2014 г. почти вдвое (до 52,7 млрд руб.) и поднялась с 11-го на 5-е место.

Как говорит директор регионального центра «Приволжский» АО «Альфа-Банк» Александр Люлин, у компаний, связанных с пищевой промышленностью (от сельхозпроизводителей до торговых сетей), открылись возможности для роста.

«Наш банк обратил внимание на эту отрасль, мы предлагаем компаниям инвестиционное кредитование и удобный сервис расчетно-кассового обслуживания».

Управляющий директор ВМЗ Александр Барыков рассказывает, что в сохранении финансовой устойчивости предприятия помогают специально принятые в конце прошлого года программы повышения операционной эффективности, а также пересмотр объемов инвестиций и сокращение текущих расходов:

«Также мы стремимся заменить импортные комплектующие для обеспечения производства российскими аналогами. Несмотря на сложности, общая стратегия завода не меняется. Вместе с другими заводами ОМК мы стремимся стать поставщиком комплексных решений для добычи и транспортировки нефти и газа для топливно-энергетического комплекса».

Определяющим в росте объемов производства ВМЗ является динамика проектов по строительству нефте- и газопроводов в России и за рубежом, в том числе — «Силы Сибири».

«Ранее ОМК поставляла трубы для крупнейших российских и международных проектов: Nord Stream, Балтийская трубопроводная система, Северо-Европейский газопровод, «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», «Джубга — Лазаревское — Сочи», «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Южный Поток», «Южный коридор» и других. Мы очень надеемся, что заявленные трубопроводные проекты будут реализовываться в заявленные сроки. Ведь это во многом будет определять наше финансовое положение, возможность также активно реализовывать социальные и благотворительные программы в Выксе, развивать рабочие места», — отмечает Александр Барыков.

Между тем, в производстве железнодорожных колес второй год ВМЗ переживает ощутимый спад. Его причина — сокращение потребления на основном для завода внутреннем рынке на фоне демпинговых поставок колес в Россию из Украины.

Так, по итогам 2014 г. ВМЗ произвел на треть меньше колес, чем в 2013-м — 450 тыс. единиц. Сокращение продолжилось и в 2015 г. — за три квартала было выпущено 235 тыс. колес, что на 30% меньше чем за аналогичный период 2014 г.

«Сокращение рынка вынудило нас впервые за многие годы в августе отправить персонал сталеплавильного цеха, который выпускает стальную заготовку для производства колес, в вынужденный простой больше чем на два месяца и приостановить работу цеха», — говорит управляющий директор завода.

Однако, по его словам, на днях Евразийская экономическая комиссия ввела пошлину на колеса из Украины в размере 4,75%. Решение о ее введении было принято по результатам антидемпингового расследования.

Экспортный потенциал

Объемы реализации продукции биохимического холдинга «Оргхим» (47-е место в рейтинге, динамика выручки +107%, доля экспорта в общем объеме продаж — более 60% оборота) за последние два года выросли почти на 40%, с 4,7 млрд руб. до 6,5 млрд руб. Основной фактор роста — запуск установки «Норман-4» по производству зеленых масел и увеличение их производства на 50 тыс. т в год. Проектная мощность четырех установок, работающих на современной производственной площадке в Урене Нижегородской области, составляет 110 тыс. т готового продукта в год.

«В первом квартале 2015 г. объем продукции «Оргхим» на экспорт составил порядка 1 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 30%. Это связано прежде всего с увеличением поставок текущим клиентам — ведущим шинным и каучуковым компаниям, в числе которых GoodYear, Bridgestone, Pirelli, Continental, Hankook, Nokian и каучуковые Kumho, LG Chem, Lanxess, Petrochina, Synthos, Eni», — рассказал генеральный директор биохимического холдинга «Оргхим» Николай Ходов.

В планах компании — открытие в Малайзии производства продукта "Norman" (нефтяных неканцерогенных масел-наполнителей для изготовления синтетического каучука, автомобильных шин и других резинотехнических изделий). Производственные мощности завода в Малайзии лишь частично покроют потребности растущего азиатского рынка. Поэтому российский «Оргхим» продолжит поставки на экспорт — в Европу, Азию и другие регионы.

«Также мы планируем существенный прирост выпуска лесохимической продукции холдинга за счет организации глубокой переработки скипидара и канифоли и получения высокоэффективных продуктов для использования их в дорожной отрасли, при произодстве клеев, в парфюмерной отрасли и других отраслей», — говорит Николай Ходов.

АО «Нижегородский масложировой комбинат» (НМЖК, диначика выручки 92%, 20-е место в рейтинге) стремится сохранить баланс в своем развитии. «Несмотря на кризис, в 2014 г. мы завершили инвестиционные проекты по майонезам и соусам в Нижнем Новгороде, серьезно модернизировали линии производства туалетного и хозяйственного мыла. В 2015 г. запустили вторую очередь цеха жарки семечек на нижегородской площадке. Наконец, в этом году, несмотря на действительно непростую ситуацию, мы завершили строительство и ввели в эксплуатацию новый маслоэкстракционный завод группы компаний «НМЖК» в Оренбургской области. Завод удваивает наши мощности по переработке подсолнечника, и мы рассчитываем, что он существенно укрепит наши позиции и как переработчика, и как экспортера. Подсолнечное масло — основной ингредиент при производстве майонезов, соусов, маргаринов, поэтому для нас критически важно продолжать развивать сырьевую стабильность всей вертикально интегрированной структуры Группы», — отмечают на предприятии.

Стратегия группы компаний «НМЖК» не поменялась: цель компании — быть лидером масложирового рынка России. Изменения коснулись тактики работы предприятия. Например, из-за снижения покупательной способности россиян были внесены коррективы в ассортимент по всему спектру продукции НМЖК — продукты питания, пищевые ингредиенты, косметическую продукцию и мыло. В линейке продукции для потребителя была запущена крупная фасовка популярных маргаринов и спредов. Такой выбор был сделан по результатам исследования, которое показало, что в кризис покупатель чаще делает выбор именно в пользу больших упаковок.

Прибыль — в развитие

АО «Нижфарм» (13-е место в рейтинге, динамика выручки 113%) вошло в субрейтинг десяти самых прибыльных компаний. Чистая прибыль предприятия по итогам 2014 г. превысила 1,4 млрд руб. По словам генерального директора АО «Нижфарм», старшего вице-президента STADA по России, СНГ и странам Юго-Восточной Европы Дмитрия Ефимова, то, что компания с 2005 г. является частью крупного международного концерна STADA, дает возможность заимствовать средства внутри Группы компаний. Кроме того, и собственная прибыль «Нижфарма» инвестируется в развитие производства и продуктового портфеля.

«Бизнес-модель компании предусматривает продажу не только собственных продуктов, но и импортных лекарств компаний-партнеров и сестринских компаний внутри глобальной STADA. Так мы развивали свой бизнес на протяжении последнего десятка лет, и эта модель показала свою устойчивость. В связи с девальвацией рубля у нас появляется дополнительный смысл в локализации некоторых продуктов, которые ранее производились на зарубежных площадках, или поиске локальных замен, которые ранее закупались по импорту. В регионе у нас уже сложились хорошие партнерские отношения с некоторыми компаниями, например, компания «Промис» обслуживает нас достаточно давно и занимает большую долю в наших закупках упаковочных материалов», — рассказывает топ-менеджер.

Исследование крупнейших компаний Нижегородской области 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.