Меню

«Жажда четких инструкций говорит о потере интереса к жизни», - Анна Мовшевич, психолог

«Желание получить четкую инструкцию и план по саморазвитию похоже на формальную отработку. «Я сейчас быстренько посаморазвиваюсь, выполню указания психолога и буду жить как прежде».

Dk.Ru публикует четвертый текст из рубрики «Детки из клетки». Раз в две-три недели психолог Анна Мовшевич пишет о самом важном - о наших детях.

Анна Мовшевич, психолог, руководитель и ведущий психологических программ на «Пристани авантюристов»:

Сегодня я буду выступать против самой себя. Но не против Анны Мовшевич, а против психолога-пишущего, против психолога – объясняющего. Но вот незадача. Чтобы высказать мысль о некотором вреде статей о психологии, я должна написать статью о психологии. Все мы иногда оказываемся в таких ловушках Эпименида.

Главная проблема современных популярных статей о психологии в том, что они изобилуют советами и объяснениями. Это грандиозное количество текстов про самосовершенствование создает, на мой взгляд, опасную иллюзию того, что люди стремятся к преодолению себя, стремятся к духовной жизни. Но так ли это? И в статьях ли дело? Или они лишь отражение некой современной реальности?

Лет десять назад, мы с друзьями играли на вечеринке в какую-то самопридуманную психологическую игру. На каком-то этапе игры нужно было сформулировать, в каком литературном жанре ты живешь. И вот посреди гама и веселья одна женщина вдруг грустно и задумчиво произнесла: «А у меня вся жизнь – инструкция к применению». Я помню, как тогда меня резанула эта фраза, она показалась мне невыносимо печальной и даже устрашающей.

А сейчас я растерянно смотрю вокруг себя и вижу, что люди жаждут инструкций, много инструкций к применению…себя, своей жизни, жизни своих детей. Как испечь яйцо на настольной лампе, как превратить вешалку в вазу, как превратить своего сына троечника в лидера….Как, как, как – этот вопрос звенит над нашими домами, квартирами, офисами и маршрутками… И нас, психологов-пишущих, тоже часто подхватывает и увлекает эта лавина, и мы начинаем писать «как-статьи»: как научиться любить себя, как наладить контакт с ребенком…

Вроде бы все эти статьи и все попытки найти в них  ответы на свои вопросы говорят о пытливости ума? Но парадокс заключается в том, что такая жажда четких инструкций говорит как раз об ослаблении интереса к жизни, о потери настоящего любопытства.

Любой психолог и психотерапевт сталкивался с такой ситуацией, когда в ответ на его фразу, вопрос (или как принято говорить – интервенцию) клиент отвечает стеклянным взглядом и быстрой фразой: «Да это все понятно. Но вот что делать-то?» Эта фраза очень сильна. Начинающие психологи, как правило, бросаются в бой и обрушивают на клиента тонны информации, советов, инструкций. Более опытные продолжают настойчиво задавать вопросы и разворачивать клиента к себе – к своим чувствам и ощущениям. Но и клиенты бывают разные. С некоторыми упрямцами не так просто справиться. Особенно сильны духом родители, для которых «что-то делать» означает исправлять и улучшать свое чадо. Но так как сейчас время психологического ликбеза и популярных психологических статей, то многие родители знают, что начинать нужно с себя, то есть нужно улучшать и исправлять себя. Вроде бы все так правильно…

Но почему так тревожно? Разве стремление к улучшению не есть внутренняя работа над собой? Разве не за это ратуют все психологи и психотерапевты? Разве не об этом писал Н.Заболоцкий: «Душа обязана трудиться…»?

На мой взгляд, желание получить четкую инструкцию и план по саморазвитию похоже на формальную отработку. «Я сейчас быстренько посаморазвиваюсь, выполню указания психолога и буду жить как прежде». И действительно все остается как прежде. Потому что инструкции не работают. Инструкции, не наполненные именно вашим смыслом, вашим проживанием, вашим опытом и вашими чувствами.

Настоящее же развитие, настоящий путь начинается с интереса. А интерес – это наблюдение, погружение, знание. Это не быстрое выполнение инструкции. Это замедление. К сожалению, медлительность сейчас не в почете. Неторопливые вечерние беседы – удел старинных романов. А вопрос «Какой мой ребенок» побеждает вопрос «Что мне с моим ребенком делать».

На последней психологической группе для детей я читала ребятам «Школьный вальс» Искандера. Удивительная книга про мальчика, его взросление, про его наблюдения за взрослыми. И образы взрослых – многочисленные родственники, учителя, соседи – невероятно яркие. С недостатками, даже с неприятными чертами взрослые важны для ребенка, они оказывают на него неизгладимое впечатление, мощное влияние. Взрослые, которых наблюдает мальчик, – цельные.  И их цельность проявляется не только в самой их личности, но и в отношениях с младшими. Взрослые живут – живут, как умеют – и разделяют свою жизнь с детьми. Они много знают про своих детей – про их недостатки, маленькие хитрости, мечтания. А дети много знают про взрослых. И так постепенно взрослеют сами.

К счастью, порой мне случается встретить такие Искандеровские семьи, в которых близкие люди не стремятся постоянно исправлять друг друга и себя и где есть интерес и любопытство друг к другу.

Но чаще всего преобладает жажда действия. Штольцевщина захватила мир и умы. Действие победило созерцание.

«Что делать?» - звучит вопрос в моем кабинете. «А расскажите мне сначала, как реагирует ваш ребенок вот на эту фразу? А какие чувства у него вызывают вот эти ваши замечания?» «Как реагирует? Но я не знаю. Скажите, что с этим делать?»

Что делать? Учиться наблюдать за собой и своими близкими и не бросаться сразу в бой.

Что делать? Учится созерцать.

Что делать? Жить рядом с ребенком, а не вместо него.