Меню

В поисках туристического бренда Нижегородской области

Нижегородская область – родина художественных промыслов, получивших широкое признание у нас в стране и за рубежом. Тем не менее регион так и не стал широко известен, как туристический объект.

Эксперты считают, что у Нижегородской области есть все шансы стать настоящей Меккой для туристов, но для этого потребуется не один год и не один миллион рублей. И правительство региона готово перенимать передовой опыт европейских стран по развитию внутреннего и въездного туризма. В частности, французские коллеги поделились своими инновационными подходами активации туризма. О том, как дальше будет развиваться туристический бизнес в Нижегородской области и как создать привлекательный имидж и разработать яркий бренд для западного рынка - министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза, а также исполнительный директор Французского Института Туризма Жан-Люк Мишо и генеральный директор Комитета по туризму департамента Сена-и-Марн Лоран Девиллер.

Имидж – всё

Как свидетельствует статистика, в 2011 г. туристский поток в Нижегородскую область увеличился на 4,6% и составил более 606 тыс. человек, объем услуг по отрасли «туризм» вырос на 5% и составил более 5,6 млрд рублей. Приток иностранных туристов в 2011 году увеличился на 9,8%  до 62, 2 тыс. человек. Однако губернатор Валерий Шанцев уверен, что, несмотря на положительную динамику отрасли, потенциал ее пока используется не в полной мере.

Денис Иванович, почему за помощью вы обратились именно к французам, а не к немцам или испанцам, например?

Д.Л. Потому что на сегодняшний день Сена-и-Марн - крупнейший регион Европы по привлечению туристов. В год его посещают более 19 млн человек. Именно там был построен Диснейленд, который всем известен во всем мире. Поэтому мы хотим получить не какой бы- то ни было опыт, а самый лучший и передовой.

А с чего надо начинать разработку этого самого имиджа?

Д.Л. Со всего. Со строительства дорог, объектов инфраструктуры, подготовки квалифицированных кадров, разработки раздаточных материалов и т.д. И наша задача, как министерства, объединить все эти составные части в единый комплекс, чтобы постепенно улучшать качество оказания услуг по всем направлениям. Да, сегодня многое уже сделано. Мы последние годы активно развиваем такие объекты, как музейно-туристский центр «Золотая Хохлома» в Семенове, музейный комплекс «Город мастеров» в Городце. Но пока мы не получили результата, который планировали. У нас пока еще остаются замечания к качеству инфраструктуры: объектам питания, гостиничным комплексам, транспортным услугам. Все это только начинает формироваться.

Л.Д. В первую очередь Нижегородской области нужно разработать, придумать запоминающийся, ни на кого не похожий бренд, который будет узнаваем во всем мире.

Неужели во Франции никто ничего не знает про наш регион?

Ж.М. На Западе и, в особенности во Франции, наблюдается большой интерес к истории, культуре России, а типичные продукты, предлагаемые западному туристу, связаны только с посещением Москвы и Санкт Петербурга. Москва –город мирового уровня, один из центров международного развития, а  Санкт-Петербург – культурная столица с множеством образцов западно-европейской архитектуры с начала 18 века. А вот другая Россия с ее пространствами, Волгой, легендами, народными промыслами, образцами российского градостроения, -  то есть по сути все то, что есть у вас в регионе, все еще остаются неизвестными западному туристу.

Как же Нижегородской области дистанцироваться от столиц?

- Л.Д. Придумывая региональный бренд нужно концентрироваться вокруг названия Нижний Новгород, а не отдельных территорий – Городца, Хохломы или озера Светлояр. Например, название нашего региона Сена-и-Марн мало известно простому туристу, потому что мы их зовем в «Париж» - это наша «марка». 

Акцент на историю

Французские эксперты считают, что для развития и процветания туристического бизнеса необходимо задействовать не только специалистов этой отрасли, но и смежных областей, а именно, строительства, образования, культуры и т.д. Особое внимание также стоит обратить на квалификацию руководителей муниципального звена, на территории которых расположены яркие культурные объекты.

Кто конкретно должен заниматься разработкой  туристического имиджа для региона?

Ж.М. Мы считаем, что при губернаторе должен быть создана некая структура, объединяющая всех представителей сферы туризма региона: муниципалитеты, туроператоры, отели, логистические компании и специализированные вузы. Можно также привлекать депутатов разного уровня для продвижения турпродуктов на своих территориях.

Хорошо. Допустим, у региона уже есть мощный бренд. Как его дальше продвигать?

Л.Д. Для этого необходимо создать единый областной информационный центр, в котором будет сконцентрирована вся информация о туристических возможностях региона, и где любой заинтересованный турист сможет получить консультацию. Например, во Франции подобные центры в виде Оffice de tourisme представляют собой организации, финансируемые местными бюджетами с целью информационного обеспечения туристов, организации приема приезжающих, продвижения локальной политики в области туризма региона. Как правило, они располагаются в стратегических точках, где проходят большие людские потоки: вокзалы, порты, аэропорты, центральные площади.

Д.Л. У нас в этом году такой центр уже создается. Он будет разрабатывать туристические маршруты по области как для экскурсионных групп, так и для индивидуальных путешественников. Уже продуманы маршруты по Балахне, Городцу, Чкаловску, Семенову, Павлову, Большому Болдино, Васильсурску и Дивееву. Кроме того, он будет заниматься маркетинговой политикой, а так же создавать и обрабатывать единую информационную базу туристической отрасли региона.

Ж.М. Нельзя также забывать и о человеческом факторе, поэтому необходимо начать работу по повышению квалификации практических работников туризма, обеспечить кадры туризма необходимыми знаниями, навыками, профессиональными приемами для эффективной работы с клиентами любого уровня.

А где вы сами любите отдыхать?

Л.Д. Как правило, 3-5 дней из своих каникул я отдыхаю в Западной Европе, а еще 8-10 дней – за границей.

Ж.М. Почти 80% французов пользуются внутренним туризмом, и я в их числе. Но за границу я тоже люблю ездить, меня привлекают новые места с большими культурными традициями. Поэтому если вы начали задумываться о развитии въездного туризма, в первую очередь надо делать упор на культурную и историческую основу региона. Вам нужно усилить легенду, традиции.  Для иностранного туриста нужно создать мечту, чтобы она привела его к агенту, и он купил бы путевку в Нижний Новгород.

Когда вы путешествуете по России, что вас приятно удивляет и что отталкивает?

Л.Д. Меня привлекает культурные традиции различных стран. Первое, что я делаю  – это гуляю  по историческим местам, индустриальная зона меня совершенно не интересует. Я люблю посещать рестораны с национальной едой, музеи, выставки, чтобы познакомиться с местной историей. Да, у вас нет солнца и моря круглый год, но у вас есть свои особенности. Поэтому надо сделать так, чтобы у зарубежных туристов стало модным бывать в Нижнем Новгороде.

Елена Евсеева