Комплексную транспортную схему Нижнего Новгорода называют вторым генпланом. От развития маршрутной и улично-дорожной сети города во многом зависит, будет город жить или медленно деградировать.
Дело на 100 млрд рублей
О КТС рассказал представитель компании-разработчика, руководитель проекта Алексей Майоров. По его словам, сбор данных для создания схемы производился в 2014-2015 годах: в частности, проводился подсчёт пассажиропотока на разных направлениях и соцопросы жителей. КТС включает несколько подпрограмм: развитие городского общественного транспорта, улично-дорожной сети, внедрение интеллектуальной транспортной схемы, обеспечение безопасности дорожного движения и другие.
КТС будет реализована в два этапа: до 2018 года, когда в городе пройдут матчи ЧМ-2018, и до 2030 года. На выполнение всех мероприятий, предусмотренных планом, по данным Гордумы, необходимо 100 млрд рублей. Между тем, по словам Алексея Майорова, разработчики придерживались максимально реалистичного сценария.
К 2030 году численность населения в Нижнем Новгороде останется примерно той же: 1,2 млн человек. При этом доля горожан, которые пользуются общественным транспортом (ОТ), должна вырасти на 20% (сейчас эти 20% пользуются им время от времени. Ещё 60% - постоянно). Алексей Майоров неоднократно подчёркивал, что разработчики считают константой объём доходов, которыми располагает население.
Интермодальность и АСКОП
К пересадке с личного транспорта на общественный (ОТ) горожан должна побудить «интермодальность» ОТ: возможность быстро и просто добраться до пункта назначения, используя разные виды транспорта. На территории города будут созданы крупные пересадочные узлы. В качестве позитивного примера г-н Майоров привёл закрытие Молитовского моста, которое повысило пассажиропоток нижегородского метро на 30-40%.
Новые маршруты будут делиться на магистральные и локальные (подвозящие) в пропорции 62% на 38%. По расчётам проектировщиков, в результате оптимизации маршрутной сети время ожидания локального транспорта должно составить 3-6 минут, магистрального – меньше трёх минут. Пассажиропоток метро вырастет на 40 тыс. человек.
Новое тарифное меню должно быть составлено таким образом, чтобы человек не тратил лишних денег на дорогу (о временных проездных нижегородские власти говорят уже несколько лет). О том, должно ли государство регулировать тарифы или это сделает рынок, присутствующие эксперты долго спорили.
Главным и обязательным условием внедрения схемы должна стать АСКОП – автоматизированная система контроля оплаты проезда. Она сделает простой систему оплаты, позволит в режиме онлайн видеть и анализировать пассажиропотоки, сделает прозрачной деятельность транспортных предприятий (в частности, маршрутных такси).
Инфраструктура
Первый этап развития улично-дорожной сети включает мероприятия к ЧМ-2018. В Автозаводским районе это реконструкция проспекта Молодёжного, дорог по улицам Ореховской и Безводной, транспортной развязки «Проспект Молодёжный – проспект Октября – проспект Ленина». В Канавинском районе - строительство сормовско-мещерской ветки метро, новые дороги между Канавинским и Борским мостами, капитальный ремонт дороги по улице Самаркандской. Кроме того, предусмотрено строительство подъездных путей к микрорайону Анкудиновка.
Мероприятия до 2030 года включают строительство дорог и транспортных развязок: путепровод под железнодорожными путями по улицам Акимова и Бурнаковской в Канавинском районе; расширение участка Казанского шоссе до четырёх полос на въезде в Нижний Новгород; путепровод под ж/д путями в районе станции Петряевка в Автозаводском районе; дублёр проспекта Гагарина (на участке от Анкудиновского шоссе до деревни Ольгино); транспортная развязка ул. Должанская – Московское шоссе; реконструкция Московского шоссе (на участке от развязки с ул. Кузбасской и Рябцева до Сормовского шоссе) и другие мероприятия.
Как уточнил г-н Майоров, в перспективе до 2021-2022 годов предусмотрено создание развязки в районе Канавинского моста, в перспективе 10 лет – строительство дублёров проспектов Гагарина и Ленина. В будущем больше внимания должен получить трамвай. В частности, ветки скоростного электротранспорта будут протянуты до деревни Новинки и до микрорайона «Верхние Печёры». По словам Алексея Майорова, в Нижнем Новгороде не реализован потенциал метрополитена: он загружен только в часы пик. В перспективе метро развивается в Сормовском, а не Нижегородском (Советском) районе.
Маршрутная сеть
Изменение маршрутной сети общественного транспорта – самый насущный и болезненный для жителей города вопрос. По данным разработчиков, дублирующими следует признать около 70 из 153 автобусных маршрутов, поскольку 20% являются полными аналогами (31 маршрут совпадает более, чем на 98% протяженности); 23% ‒ ближайшими аналогами (35 маршрутов совпадают на 90 – 97% протяженности); 15% – преимущественно похожи (23 совпадают на 80 – 89% протяжённости).
Как писал DK.RU, в течение 2017 года 26 старых автобусных маршрутов будут заменены 22 новыми (конкурсы начнутся в мае). В 2018-2019 годах пройдут конкурсы по второй части, то есть новая маршрутная сеть полноценно заработает только в 2020-м. Кроме того, предусмотрено сокращение количества и изменение типа подвижного состава (замена небольших автобусов на автобусы повышенной вместимости на магистральных маршрутах, в часы пик).
Презентация Алексея Майорова вызвала вопросы экспертов. В частности, ему указали на отсутствие наглядной схемы обновлённой сети общественного транспорта, а также недоказанную эффективность некоторых социально-экономических мероприятий. Стоит также отметить, что разработчики КТС назвали объём собранной платы за проезд константой, хотя эта величина также может меняться. Впрочем, Алексей Майоров отметил, что его компания придерживается оптимистического сценария.