Кадровое агентство "Кадровые гарантии бизнеса" совместно с выпускниками РАНХиГС провело социологическое исследование по направлению HoReCa в Нижнем Новгороде. Его результаты - в материале ДК.
Методика:
В исследовании КА "Кадровые гарантии бизнеса" участвовали 76% кафе и 23% ресторанов Нижнего Новгорода. Из опрошенных: 75% - администраторы, 14% - управляющие/собственники, 6% - менеджеры по персоналу, 5% - прочий персонал.
Среднее количество персонала в кафе – 10-15 человек. Среднее количество персонала в ресторанах – 30-40 человек. Самое маленькое количество персонала в ресторане – 15 человек (Sound hall) , самое большое – 100 человек (Maximilian).
Испытательный срок
В Нижнем Новгороде в среднем испытательный срок в кафе длится от двух недель до одного месяца. В 5% кафе испытательный срок составляет три месяца. Испытательный срок проходят все сотрудники, вне зависимости от опыта работы. 19% кафе не проводят испытательного срока для новых сотрудников.
В ресторанах испытательный срок длится в среднем от одной недели до одного месяца. 23% нижегородских ресторанов не проводят испытательного срока. Анализ % прошедших испытательный срок и приступивших к работе от общего числа проходивших испытательный срок нигде не проводится. Статистика сотрудников, отработавших более года, ведется только в одном кафе.
Текучка персонала
Самая большая потребность в персонале среди официантов и поваров. В 30% нижегородских кафе потребность в персонале в среднем в год:
- 30-50% официантов,
- 40-60% работников кухни,
- 40% поваров.
Причины увольнения сотрудников в кафе: неудовлетворенность зарплатой (37%), неудобный график (31%), временная работа (18%), нет коммуникаций (14%).
В ресторанах чаще увольняются официанты, так как работают большинство студентов. Также число увольнений возрастает с окончанием летнего сезона. В среднем в нижегородских ресторанах увольняются 1-2 официанта, один повар в год.
Причины увольнения сотрудников ресторанов: неудобный график (31%), временная работа (31%), неудовлетворенность зарплатой (23%), нет карьерного роста (15%).
В кафе в подборе персонала участвуют: администратор 45%, директор 35%, шеф-повар 20%. В ресторанах подбор персонала осуществляет:
- Отдел кадров 23%
- Менеджер по персоналу 38%
- Администратор 30%
- Шеф-повар 9%
Со слов большинства респондентов, кризис существенно не повлиял на подбор персонала в отрасли.
Требования к персоналу
При подборе персонала нижегородские кафе и рестораны хотели бы видеть у себя сотрудников с опытом работы:
- от 6 месяцев до 1 года для официантов (38% кафе и 57% рестораны),
- для администраторов 1-2 года (31%),
- для поваров от 1 до 3 лет (44%).
К личным качествам, которые хотели бы видеть в своих сотрудниках, администраторы называют:
- коммуникабельность (38%);
- ответственность (25%);
- обучаемость (19%);
- грамотная речь (19%).
Дополнительные опции
Наиболее распространенными преимуществами для сотрудников администраторы кафе называют:
- корпоративный обед – 81% кафе;
- доставка с работы на служебном транспорте или оплата такси – 50% кафе.
- 6% нижегородских кафе не предоставляют для своих сотрудников никаких преимуществ.
Нижегородские рестораны предоставляют для сотрудников, так же корпоративный обед и служебный автотранспорт (61% респондентов). 8% ресторанов предоставляют для своих сотрудников только корпоративный обед. 31% ресторанов Нижнего Новгорода не предоставляют своим сотрудникам никаких преимуществ.
Источники поиска
Наиболее эффективными источниками поиска персонала сотрудники нижегородских кафе и ресторанов называют:
- специализированные работные сайты по подбору персонала (Rabota.ru. Superjob, hh) – 19% респондентов кафе и 23% ресторанов;
- электронные доски объявлений (Авито) – 19% респондентов кафе и 8% ресторанов;
- объявления в газетах – 12% респондентов;
- социальные сети (vkontakte, facebook) – 12% респондентов;
- щитовая реклама, реклама в транспорте, почтовая рассылка, распространение листовок в массовых скоплениях людей – 12% респондентов;
- рекомендации знакомых и родственников – 12% респондентов кафе и 23% ресторанов
- корпоративные сайты компаний – 6% респондентов.
37% администраторов кафе не смогли назвать наиболее эффективный источник поиска персонала.
Требования к соискателям
Требования к кандидатам в вакансиях на сайтах Работа.ru и Head Hunter (Вакансия, Зарплата, Требования)
Официант
От 20 тыс. до 30 тыс. руб.
Коммуникабельность‚ энергичность‚ ответственность, опыт работы не обязателен‚ обучаемость, ответственность‚ аккуратность‚ умение работать в команде.
Администратор кафе
От 20 тыс. до 25 тыс. руб.
Уверенный пользователь ПК, опыт работы от года в общепите администратором, грамотная речь, коммуникабельность.
Администратор ресторана
От 20-30 тыс. до 30-35 тыс. руб.
Опыт работы в данной сфере 1-3 года, грамотная речь, активность, коммуникабельность.
Повар в кафе
От 20 тыс. до 25 тыс. руб.
Опыт работы в аналогичной должности, стремление к профессиональному и личностному росту, желательно наличие медицинской книжки, ответственность, пунктуальность.
Шеф-повар
От 30 тыс. руб.
Знание и умение работать с профессиональной нормативной документацией, опыт работы в сфере общепита (кафе‚ рестораны) от 5 лет, опыт работы на всех участках (МЦ‚ ГЦ‚ ХЦ), уверенный пользователь ПК, профильное образование.
Основные тренды рынка труда 2015-2016 гг.
- Учет персонала в нижегородских кафе находится на крайне низком уровне
- Анализ «текучести» персонала и затраты на привлечение персонала не проводится. Реальная «текучесть» персонала многократно превышает естественную (5-7% в год)
- Основная «текучесть» кадров приходится на официантов и работников кухни. Высокий % психологической текучести официантов.
- В небольших кафе, текучка персонала стала ниже по сравнению с 2014 годом.
- Основными причинами увольнения в кафе являются неудовлетворенность зарплатой (низкий оклад, несправедливое распределение чаевых, сезонность), в ресторанах – неудобный график работы (студенты) и отсутствие перспектив (подработка).
- Некачественный подбор кадров зачастую становится причиной перерасхода средств, вызванного увольнением «свежего» персонала, если средства, затраченные на его поиск и обучение, еще не окупились.
- Рекрутинг (подбора персонала) в условиях кризиса не изменился.
- Подбор персонала зачастую осуществляется сотрудниками, не имеющими достаточных знаний и квалификации. Нет четко сформулированных требований к потенциальным кандидатам.
- Требования к соискателям, по сравнению с 2013-2014 гг., не изменились.
- Систематическое обучение персонала проводится лишь в крупных ресторанах. В подавляющем большинстве кафе обучение не проводится совсем.
- Бригадная (кросс - функциональная) структура управления , ведущая к плохому взаимодействию между группами.