Меню

Пенсионная реформа должна быть справедливой и современной

На круглом столе, прошедшем 6 февраля в Торгово-промышленной палате Нижегородской области, обсуждались наболевшие вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения российских граждан.

Мероприятие было организовано Нижегородским региональным отделением Всероссийской «Партии роста», лидером которой является кандидат в президенты страны Борис Титов.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, руководитель НРО «Партии роста» Павел Солодкий ознакомил присутствующих (всего собралось свыше 70 человек от 20 до 80 лет) с презентацией, разработанной Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина. В ней не только приводятся конкретные цифры по проблеме, но и даются рекомендации по преодолению пенсионного кризиса.  
На круглом столе обсуждались различные вопросы, напрямую связанные с пенсионной системой России.
 
Состояние экономики, в том числе уровень заработной платы и пенсий
 
Василий Козлов, доктор экономических наук, профессор:
- Почему наши пенсионеры получают так мало? Потому, что у нас низкие зарплаты. Чтобы выплачивать сегодня достойные пенсии, надо чтобы минимальная зарплата была 50 тысяч рублей.
Александр Пудник, руководитель сектора методологии, методики и анализа социологических исследований Приволжского филиала Института социологии РАН:
- У пенсионеров совершенно катастрофическая ситуация, связанная с уровнем их доходов, а главное – с затратами, которые они несут: непрерывно растущие услуги ЖКХ, цены на лекарства, плата за медобслуживание (хотя наша медицина и считается страховой, подавляющее число услуг платные). Эти три позиции фактически аннулируют весь доход. На то, чтобы просто жить, остается очень незначительная сумма.
Сразу возникает предложение – повысить пенсии. Но у нас и те, кто трудится, получают недостаточно, пенсионеры зачастую вынуждены поддерживать работающих детей, воспитывать внуков.
Простым перебрасыванием денег из одного бедного кармана в другой проблему не решить. В конечном итоге все упирается в экономику. Никакой приемлемой пенсии при нерастущей, стагнирующей экономике не будет. Надо перестать вливать ресурсы в чужую экономику (Россия миллиарды долларов вкладывает в американские ценные бумаги) и начать вкладывать в свою.
В других странах государство защищает Пенсионные фонды от экономических катаклизмов и кризисов. То есть: в государствах могут меняться партии и президенты, экономика в какой-то момент может испытывать кризис, но ПФ продолжают работать.
Павел Солодкий:
- Сейчас в нашей стране взят курс на минимальную инфляцию. Но кто от этого станет счастливее? Вот если пенсионер сможет купить себе не только лекарства и минимальный набор продуктов, но и квартиру, машину, новую дачу… Покупательская способность позволяет человеку развиваться и развивать другие отрасли экономики по цепной реакции. А сегодня даже крупные банки, в которых достаточно денег, не знают, кого кредитовать, потому что большинство не может позволить себе выплачивать кредит.
Михаил Орлов, заместитель председателя Нижегородского областного союза организаций профсоюзов «Облсовпроф»:
- Независимо от того, в какой форме осуществляется власть – будь она президентской или парламентской – условия жизни населения не должны ухудшаться.
Сравним пенсии в СССР (120-132 рубля) и сегодняшнюю среднюю - 13 с небольшим. Пенсионеры того времени могли и лечиться, и одеваться, и внукам подарки дарить, и брать путевки на теплоход. На пенсию можно было приобрести 2-3 прожиточных минимума. Сейчас иногда и до одного не дотягивает. Сравнение подтверждает неуспешность реформ, которые проходили у нас на протяжении новейшей истории.
В первую очередь важны уровень экономики и структура рынка. В 2004 году было 40% теневой экономики, сейчас 39%. Фактически ничего не изменилось за 14 лет! А это - недополучаемые доходы будущих пенсионеров и доходы, которые сразу превращаются в расходы, сегодняшних пенсионеров.
Кстати, существующая методика расчета прожиточного минимума себя не оправдывает. Не надо ориентироваться на его показатель, - нужно как можно дальше и быстрее от него убегать. Ни пенсионерам, ни работающим прожить на этот минимум невозможно.
 
Начисление пенсий и пенсионный возраст
 
Валерий Кузнецов, заместитель председателя Нижегородского областного Совета ветеранов:  
- У нас пенсионная реформа идет с 2015 года и будет продолжаться до 2025-го. Сначала было все просто: назвать пенсию не «трудовая», а «страховая» и дать всем пенсионерам и работникам понятную формулу: баллы  –  стоимость балла – стаж  – накопительная пенсия.
Накопительная часть, как вы знаете, заморожена. И пока в перспективе до 2020 года ее не видно. А что такое баллы, работники ПФ никогда не объяснят – они и сами не знают, какие баллы будут завтра и послезавтра. Каждый год правительство назначает новую стоимость балла.
Раньше компьютеров не было, казалось – они придут, и будет просто и легко. Ничего не получилось. Постоянный дубляж, копированиие бумажных и электронных носителей –   накладкам конца и края не видно.
Каждый имеет право на отчисляемые 22%  –  это его заработанные деньги, но они потом попадают в государственный ПФ и… пропадают. Получается, что пенсию нам платит государство, хотя каждый на своем месте ее уже заработал. Казалось бы: верните мне эти деньги, когда я захочу, дайте возможность обеспечить на них сохранность своего здоровья. Как бы не так!
Считаю, что надо переводить пенсионную систему из ПФ в многофункциональные центры (МФЦ).
Михаил Орлов: - У нас мужчины после выхода на пенсию живут примерно семь лет. Для сравнения: в США выходят на пенсию в 65, но после этого в среднем живут 12 лет, в Норвегии – 17, в Германии – 26. То есть пенсионный возраст в этих странах выше, но при этом растет и число лет, прожитых после выхода на пенсию.
У нас жизнь пенсионеров незначительна по сравнению с международной практикой. Поэтому сейчас повышать пенсионный возраст абсолютно неправильно. По мнению экспертов, ПФ получит передышку на 3-4 года, потом все вернется к сегодняшней ситуации. А если не произойдет изменений в экономике в части уровня оплаты труда, будет даже хуже.
Павел Солодкий:
- 40% мужчин в нашей стране умирают в трудоспособном возрасте, не доживая до пенсии. Существует предложение повысить пенсионный возраст: для женщин – до 63, для мужчин – до 65 лет. То есть средняя продолжительность жизни мужчин (сегодня – 66,7 лет) будет фактически равна возрасту выхода на пенсию. Кроме того, авторы предложения не учитывают, что сегодня очень мало рабочих мест для сотрудников такого возраста. Людям и после 50-ти сложно найти работу, а после 60-ти – тем более.
 
Демография
 
Василий Козлов:
- Население мира стареет. Сегодня, когда люди стали жить дольше, пирамида, при которой работающие платили неработающим, здоровые – больным, перевернулась. Это вызвало и вопросы повышения пенсионного возраста, и проблему работоспособности.
Есть такое понятие «неотения», когда человек хочет и может работать, несмотря на возраст. В Швеции 60% населения учится – не считаясь с возрастом, люди не стесняются повышать свою компетентность, чтобы получить работу с соответствующей оплатой и не попасть в категорию малооплачиваемых. У нас учатся только 10%. Мне кажется, что реформа образования должна это учесть.
 
Социальная справедливость
 
Дмитрий Стерхов, председатель Федерации общественных палат городов Нижегородской области: - О необходимости пенсионной реформы давно говорится на разных уровнях. Но слова «справедливость» мы не слышим. Результат: пенсионеры с опаской относятся к таким предложениям, так как от пенсионной реформы ждут не улучшения своего положения, а ухудшения – снижения доходов, повышения пенсионного возраста и т.д. Поэтому инициативу «Партии роста» мы поддержали бы даже за название – «Справедливая и современная пенсионная реформа».
Ее основные реперные точки:
·         государственные гарантии, закрепленные законодательно, получение достойной пенсии, на которую реально можно прожить;
·         строжайший надзор за ПФ, за распоряжением средствами фондов;
·         страхование пенсионных накоплений (обязать страховые компании его производить);
·         подъем НДФЛ для лиц, получающих высокую зарплату, и направление этих средств в ПФР.
 
Прогрессивная шкала налогообложения
 
Александр Кузнецов, генеральный директор ГК «Электроника», депутат областного Законодательного собрания Нижегородской области, член генерального  совета  Всероссийской политической  партии «Партия роста»:
- Должна быть прозрачная прогрессивная шкала налогообложения. А то ПФ придумал такие схемы – профессора не могут разобраться.
Михаил Орлов:
- Введение прогрессивной шкалы налогообложения – не российское изобретение. Есть большое количество стран, в которых это применяется. Думаю, что начинать ее надо примерно с 200 тысяч в месяц (тех, кто получает миллион, довольно мало), но это должен быть абсолютно щадящий механизм (12-20%). Думаем, что так или иначе – это будущее, и мы полностью поддерживаем такой подход.
Кроме того, на круглом столе обсуждались юридические аспекты по нарушению прав пенсионеров, положение многодетных матерей и ветеранов силовых структур.
 
В то же время
Общая численность российских пенсионеров на 2017 год - 43 миллиона 177 тысяч (в 2011- 39,7), численность продолжает расти. Официально работающих на одного пенсионера сегодня – 1,69 (в 2011 – 1,78), цифра имеет тенденцию к сокращению.