«Как пенсионная реформа может реально повлиять на бизнес? Это еще один фактор, который будет уменьшать потребительский спрос. Но какая разница, если спрос в ближайшее время все равно будет снижаться».
Денис Русов, сертифицированный эксперт по управлению:
– Частный бизнес – тот, который работает в конкурентной среде, а не потребляет государственные или квазигосударственные деньги – пенсионную реформу в основной своей массе не заметил. По крайней мере, среди моих клиентов нет ни одной компании, в которой как-то пересмотрели свою кадровую политику в связи с пенсионной реформой.
Во-первых, для частного бизнеса важнее эффективность того или иного сотрудника, а не его возраст. Работник старше 55 лет в частном бизнесе – явление относительно редкое. И, как правило, эти люди крайне эффективны и отвечают за какие-то важные процессы в компании. В этом случае никто их не собирается никуда отпускать, а тем более – выгонять.
Многие люди «умирают» задолго до своей физической смерти. Есть и 20-летние, о которых можно сказать, что ничего хорошего в их жизни больше не случится. А есть совершенно другие. И бизнес, прежде всего, обращает внимание на то, как человек думает, способен ли он решать те или иные задачи.
Во-вторых, в бизнесе всегда стояла негласная планка при найме сотрудников – 40-45 лет, что значительно ниже пенсионного возраста. Многие компании ставили это дискриминационное ограничение, но умные люди его всегда легко обходили. Вот случай из моей практики. В вакансии было ограничение – «до 40 лет», на собеседование пришла женщина. Говорит: «Слушайте, я должна вам сразу признаться в одной вещи: на самом деле мне 46, но я в резюме сознательно указала возраст 39. Потому что вы бы просто мое резюме рассматривать не стали. Если для вас это критично, то я ухожу. Но вполне возможно, что вы захотите со мной побеседовать». У работодателя тогда это вызвало колоссальное уважение, и женщина получила работу. Додуматься до такого – признак молодости ума. А это гораздо важнее, чем физический возраст, который указан в паспорте.
И в-третьих, люди предпенсионного возраста и сами не особо рвутся в частный бизнес. Они еще застали Советский Союз, а потому относятся к бизнесу настороженно. Я помню, как мой отец говорил: «Ты с частным бизнесом не связывайся, лучше на каком-нибудь заводе работай». У него было представление, что завод – это государственное. Хотя уже было не так. Для него это была основа стабильности. И у многих людей за 50, тем более за 60, есть некое представление о том, что надо держаться рядом с государством.
Немного уходя в сторону, я могу привести еще один пример того, что мотивация человека важнее его возраста и прочих «анкетных данных». Знаете, какая категория людей является самыми лучшими работниками? Матери-одиночки. Во-первых, ей не на кого опереться, только на себя, и она очень заинтересована в том, чтобы хорошо работать, получать большую зарплату, продвигаться по службе. А во-вторых, работа для нее – площадка самореализации, часто – способ доказать что-то бывшему мужу.
Что касается самих предпринимателей, то во многом одной из причин ухода в бизнес для них было желание не зависеть от государства. Самое страшное, что пенсионная реформа бьет не по сильным, а по слабым. По тем, кто по какой-либо причине не нашел в себе смелости заняться предпринимательской деятельностью, а решил прислониться к государству.
Сейчас мне 44 года, и кто знает, что там может произойти через 21 год… Но я давно и четко для себя сформулировал, что меня не должна волновать государственная пенсия. Потому что если она меня волнует, значит что-то в жизни идет не так.
О пенсионной реформе в соцсетях можно было встретить следующие рассуждения: пенсионный возраст подняли, давайте тогда уж вообще пенсии отменим. При всей иронии я думаю, что эта мысль не лишена смысла. Если бы этот вариант сопровождался отменой социального налога, отчислений в пенсионный фонд, наиболее активные люди могли бы его выбрать. Потому что сейчас количество возможностей заработать себе на жизнь значительно выросло, в том числе, благодаря новым технологиям.
Как пенсионная реформа может реально повлиять на бизнес? Это еще один фактор, который будет уменьшать потребительский спрос. Хотя, по большому счету, для частного бизнеса особой разницы нет: спрос, так или иначе, в ближайшее время будет снижаться.
Наше государство сильно ориентировано на стабильность, которая для него измеряется в понятных величинах: инфляция, дефицит или профицит бюджета. Пенсионный фонд – серьезная обуза для федерального бюджета, государство посмотрело и решило, что надо подумать, как эти расходы оптимизировать, и повысило пенсионный возраст. На других статьях тоже «отыгрываются», это не единственное, что сократили, просто другие не вызвали такого же резонанса. Ну, например, сокращение расходов на образование и здравоохранение абсолютно пропорционально сокращению дотаций на пенсионную систему, может быть, даже больше.
Для государства же пенсионная реформа – отличный способ пополнения бюджета. Никакой другой логики здесь нет. Как и в других мерах типа повышения НДС, акцизов и т. д. Государство выиграло на этом какое-то количество триллионов рублей. Парадоксально, что это по большому счету не решает проблему. Нет пока на горизонте никакого события, которое изменило бы общеэкономическую тенденцию. И доходы государства будут однозначно снижаться, потому что не приходит новых инвестиций. Эти несколько триллионов рублей принципиально ситуацию не поменяют.