Представители нижегородских бизнес-сообществ одобрили предложение Минпромторга отменить ранее введенный запрет на продажу алкоголя в непосредственной близости от социальных и спортивных объектов.
По словам замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, Минпромторг предлагает исключить из законодательства о регулировании алкогольного рынка понятие прилегающих территорий, в пределах которых магазинам и кафе запрещается продавать алкоголь, пишет "Коммерсант". Напомним, что ограничения для продавцов вступили в силу в 2012 году.
В Нижнем Новгороде установлен запрет на розничную продажу алкоголя* с содержанием этилового спирта более 15% в местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях в радиусе 100 метров (данная цифра определена постановлением администрации Нижнего Новгорода).
Ограничения, введенные в 2012 г., не снизили алкогольную зависимость среди населения, но привели к сокращению торговли и налоговых поступлений, и с другой стороны — к росту нелегального оборота алкоголя. По словам г-на Евтухова, у владельцев магазинов даже вымогают деньги, чтобы около их торговой точки не открывался "нежелательный" бизнес — частный садик или медкабинет.
По понятным причинам против такого предложения выступает Минздрав (опасающийся роста потребления алкоголя и ухудшения криминальной обстановки) и Роспотребнадзор.
Представители бизнес-организаций, напротив, склонны поддержать инициативу Минпромторга.
Юрий Попов, председатель ассоциации общественного питания «Объединение «Есть!», считает, что установление площади "прилегающих территорий" не имеет смысла:
Но если говорить серьёзно, то наше законодательство запрещает продажу алкоголя лицам до 18 лет! А также регулирует время продажи в розничной сети и общепите. По нашему мнению, таких норм вполне достаточно для регулирования как розничной торговли, так и общественного питания.
На наш взгляд, пресловутые "расстояния до культурных мест" сегодня являются бессмысленным ограничением предпринимательской активности. Исходя из изложенного выше, мы поддерживаем инициативу Минпромторга.
Ирина Войнова, исполнительный директор нижегородского регионального отделения предпринимательской организации «Опора России», уверена, что предложения Минпромторга нельзя понимать буквально — так, что возможно будет продавать алкоголь "чуть ли не около школьного входа":
Также из практики: если кафе или магазин работали длительное время, и вдруг рядом с этой торговой точкой открывается частная школа или группа дневного пребывания детей, то по закону предприниматель должен будет закрыть свое кафе или магазин, если расстояние до "культурного объекта" входит в запретный радиус.
А если учитывать рост незаконной продажи алкоголя с рук, возникшую волну самогоноварения среди населения, получается, что меры сдерживания продажи алкоголя привели к теневой продаже и производству алкоголя. Т.е. принимается все больше и больше мер ужесточения по отношению к легальному бизнесу, а фактов, подтверждающих снижение "алкоголизации", нет.