В Нижнем Новгороде всерьез обсуждается возрождение речных пассажирских перевозок. Могут ли они снова стать востребованными у пассажиров и рентабельными для перевозчиков? DK.RU собрал мнения экспертов.
Скоро исполнится десять лет, как Нижний Новгород, стоящий на слиянии двух крупных рек, живет без пассажирских перевозок водным транспортом. Речной вокзал, затоны, причалы, дебаркадеры... Только остатки инфраструктуры теперь напоминают о том, что когда-то Волга была «живой», и нижегородцы могли с ветерком доехать по реке, к примеру, до Ярославля.
Нужен ли нижегородцам речной транспорт?
Как были убиты речные перевозки: хроника
«Социально значимые перевозки» пассажиров водным транспортом в Нижегородской области выполняла судоходная компания «Волжское пароходство». В 2009 году были закрыты все местные и региональные маршруты, за исключением двух: «Нижний Новгород — Бор» (их обслуживал водоизмещающий флот, то есть обычные небольшие теплоходы) и «Нижний Новгород — затон им. Калинина»: на этом маршруте уже работал скоростной флот, то есть суда на подводных крыльях.
С 1 января 2012 г. по решению акционера пассажирский флот и дебаркадеры были переданы в бербоут-чартер (договор фрахтования на условиях аренды) вновь созданному единому круизному оператору «ВодоходЪ» (г. Москва). Новый оператор с 2013 г. закрыл движение пассажирского флота и на этих двух маршрутах.
Источник фото: wikimapia.org
В правительстве Нижегородской области со ссылкой на руководителей судоходных компаний сообщили, что работа флота стала экономически невыгодной из-за низкого пассажиропотока.
Например, анализ транспортной работы компании «ВодоходЪ» на маршруте «Нижний Новгород — затон им. Калинина» с 29 июня 2012 г. по 2 сентября 2012 г. показал, что средняя заполняемость 70-местного теплохода на подводных крыльях «Восход-24» за рейс составляла 22% (количество пассажиров на одном рейсе — в среднем около 15 человек).
А в отдельные дни заполняемость судна была практически нулевой. Например, 11 августа 2012 г. (это был субботний день) из Нижнего Новгорода в затон им. Калинина поехал всего 1 пассажир.
Источник фото: mosfont.ru
Член Экспертного совета при Коллегии федерального агентства (Росморречфлот) и участник Совета по стратегии развития и инвестициям при Губернаторе Нижегородской области Александр Лисин считает, что пассажиропоток по реке не выдержал конкуренции с пригородными автобусами и личным транспортом:
«Тратить деньги на сохранение этой «визитной карточки» власти не стали. Обновлять и поддерживать скоростной флот стало некому, да и не для кого. Труднодоступных мест для жителей на берегу Волги практически не осталось. Была Борская сторона, но построили «канатку», мост и Борскую развязку», — напомнил он.
Замкнула круг проблем нехватка денег: были отменены субсидии на поддержку речных маршрутов. В прежние времена тарифы на перевозку регулировало правительство региона, и убытки, понесенные компанией при организации перевозок, покрывались за счет областного бюджета. Следствием стала изношенность флота.
«Размер субсидий является определяющим фактором для речных пригородных и внутриобластных пассажирских перевозок. На электротранспорт и автомобильный транспорт в бюджетах субсидии есть, а на речной — нет», — подчеркнул г-н Лисин.
Источник фото: mosfont.ru
Разгрузить дороги и заменить самолеты
В сентябре члены комитета по транспорту и дорожному хозяйству областного заксобрания обсуждали, возможно ли у нас возродить пассажирские перевозки внутренним водным транспортом.
«Потребуется консолидация усилий органов власти, бизнеса, образовательных и научных организаций, общественных объединений, — признал председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков. — Полагаем, что толчком к развитию речного судоходства на Волге станет реализация проекта по строительству Нижегородского гидроузла, в результате которого на мелководном участке реки будут сняты ограничения по грузо- и пассажироперевозкам».
Представители Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева) считают, что необходимость в пассажирском скоростном флоте сейчас появилась вновь.
Она связана с возросшим автопарком, который перегружает автомобильные дороги, а также с качеством дорог, которые не соответствуют нормативным требованиям. Водный транспорт позволит разгрузить дороги и снизить нагрузку на основные региональные магистрали.
Вторым фактором развития речного флота представители конструкторского бюро видят практически полное сворачивание деятельности малой авиации.
Водный транспорт позволит значительно сэкономить время в пути, благодаря своей скорости и отсутствию помех движению. Правда, только в летнее время.
Источник фото: mosfont.ru
Куда путь держим?
В ЦКБ по СПК разработали перспективные межрегиональные и внутренние маршруты для речных пассажирских судов.
Источник фото: ЦКБ по СПК
Специалисты ЦКБ по СПК предложили включить пассажирские речные перевозки в мультимодальные маршруты, а также объединить их с железнодорожным и автобусным транспортом с помощью единого билета.
Например, интересным для туристов мог бы стать маршрут из Москвы в Дивеево (через Нижний Новгород и Муром), включающий три вида транспорта.
Источник фото: ЦКБ по СПК
Сотрудники ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева предоставили информацию по экономической эффективности маршрута Нижний Новгород — Городец.
Источник фото: ЦКБ по СПК
Для перевозок предлагается использовать суда типа «Валдай 45Рр»:
Источник фото: ЦКБ по СПК
«Мы рассчитываем, что 45-местный «Валдай» будет осуществлять внутриобластные перевозки, а уже межобластные-магистральные будут обслуживать суда типа «Метеор», рассчитанные на 100-120 мест. Что касается цены, то, к примеру, до Городца добраться на автобусе стоит 220 руб. На нашем «Валдае» это будет стоить 300 руб. Но при этом люди будут добираться быстрее и без пробок», — отметил гендиректор предприятия АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Сергей Итальянцев.
Как отмечено в докладе правительства региона, по проекту водного маршрута «Нижний Новгород — Городец» с использованием речного пассажирского судна на подводных крыльях «Валдай 45Р» уже разработана «дорожная карта». Рассмотрена финансовая модель — с возможностью компенсации затрат перевозчику за счет средств областного бюджета. Требуемый объем субсидий составляет около 5 млн. руб. за навигацию.
По мнению г-н Лисина, суда на подводных крыльях, и вообще скоростной флот — «визитная карточка» Нижнего Новгорода, которую можно использовать для привлечения туристов, включив прогулки в пакет экскурсионных услуг и комбинируя их с перевозками разными видами транспорта.
Источник фото: Facebook/Владимир Лобанов
Дело за бюджетом
Какие задачи предстоит решить федеральным и региональным органам власти?
По их мнению специалистов ЦКБ по СПК, в первую очередь — это разработка пилотных проектов транспортных перевозок скоростными судами. Также от властей ждут предложений по лизинговым и другим схемам приобретения техники. А инфраструктурные проекты могут быть реализованы за счет механизма государственно-частного партнерства.
На пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента DK.RU о возможности возрождения речных перевозок в регионе, мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов напомнил, что городу необходима причальная инфраструктура, и по ней уже ведется работа:
«Уже есть инвестор, который прорабатывает проект создания причальной инфраструктуры. Есть еще один инвестор, но он работает над проектом меньших масштабов. Надеюсь, что уже в 2019 г. мы начнем создавать инфраструктуру как для маломерных судов, так и для более крупных судов. Мы под этот проект рассматриваем Нижне-Волжскую набережную. Не дебаркадерную систему, а именно причалы. По весне у нас идет ледоход, и конструкции должны быть мощные», — рассказал он.
Источник фото: rbk.ru
В ЦКБ по СПК уверены, что пассажирские перевозки необходимо дотировать. В свою очередь, г-н Лисин считает, что субсидии — не самоцель:
«Пассажиры – это всегда бюджетные тяготы и заботы. А туристическая тема не требует субсидий, но создает честь и славу речному транспорту. Скоростные маршруты на судне типа «Валдай» могут быть включены в пакет туристических услуг и экскурсий на целый световой день. Прогулочные суда могут неспешно довозить горожан до мест «зеленой стоянки», — говорит он.
По его словам, дело возрождения пассажирских речных перевозок необходимо начать с учреждения в регионе специального предприятия для организации работы пассажирского флота. Водные переправы могут быть включены в общую систему транспорта, например, дублируя работу мостов через Оку. Пассажирские маршруты возможны в местах пробок, через мосты или на другой берег, например, Городец — Заволжье, Дзержинск — Щербинки.
«Наверное, есть еще труднодоступные населенные пункты на Волге, Оке, Суре, Ветлуге. Но связывать их надо не с областным центром, а с ближайшим поселком или пересадочной железнодорожной станцией. Продавать единый билет, например. Для этого есть решения: это небольшие суда на воздушной подушке, которым не нужен причал. Такое речное предприятие, конечно, сможет заниматься и туризмом», — считает г-н Лисин.
Но на регулярных перевозках по расписанию, по его словам, говорить о рентабельности не приходится, поэтому дотации и покупка новых речных судов должны идти за счет областного бюджета.