Объем площадей торговых центров, введенных в России с начала года, сократился на 40%. На этом фоне по темпам их прироста лидирует Нижний Новгород, обгоняя даже Москву, пишет Colliers International.
37 торговых центров — именно столько крупных торговых площадок с января по сентябрь 2015 г. было введено в России, сообщила консалтинговая компания Colliers International. Открытие 15 из них пришлось на июль, август и сентябрь.
Напомним, что в октябре и ноябре к ним добавились сразу два крупных торговых комплекса из Нижнего Новгорода — ТРЦ "Жар-Птица" (с загрузкой 57%) и ТРЦ "Небо" (с загрузкой 30%).
Общая арендопригодная площадь введенных в России за 9 месяцев 2015 г. торговых центров составила 964,5 тыс. кв. м.
Это на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Если смотреть по количеству вводимых ТЦ, то снижение произошло на 20%.
При этом более 90% нового ввода пришлось на региональные города, и ни одного подобного объекта не было с начала года введено в Санкт-Петербурге.
Основная тенденция последнего времени — отказ девелоперов от масштабных проектов, в связи с чем средняя площадь нового объекта по России уменьшается до 15-20 тыс. кв. м.
Это подтверждается примером Нижнего Новгорода — крупный девелопер ГК "Столица Нижний", сдав ТРЦ "Жар-Птица", объявил о намерении строить "моно-гипермаркеты" — торговые площадки под единственного крупного арендатора, две первых будут площадью 12 и 4,5 тыс кв. м. (ПОДРОБНЕЕ).
По данным авторов исследования, наиболее интересными для экспансии городами-миллионниками являются Новосибирск, Екатеринбург и Казань (опрос 50 ключевых fashion-операторов о планах развития). Эти города достаточно обеспечены торговыми площадями, но ключевым фактором для развития ритейла здесь становится высокая платежеспособность населения.
Из городов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек ритейлеры обращают особое внимание на Краснодар (где наблюдается высокий покупательский спрос и имеется наиболее развитый рынок торговой недвижимости), а также Тюмень и Набережные Челны.
Краснодар сохраняет и наибольшую обеспеченность торговыми площадями среди городов с населением от 500 тыс. человек (952 кв. м GLA на 1 000 человек).
"На конец года наибольший прирост обеспеченности ожидается в Нижнем Новгороде, который станет четвертым городом-миллионником по обеспеченности торговыми площадями (с показателем в 491 кв. м GLA на 1 000 человек) и сместит Москву на пятое место," — говорит Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International в России.
— На мой взгляд, рынок коммерческих площадей существенно перенасыщен. В связи с кризисом имеет место очень сильная сильная конкуренция между арендодателями за арендатора. В настоящее время происходит и снижение арендных ставок для привлечения арендаторов, и применение других уступок со стороны арендодателей — некоторые ТЦ даже переходят на процент от выручки.