В России возродят самолеты Ил-114, имеющие большие перспективы для применения в гражданской авиации и при освоении Антарктики. Шасси для "антарктической" модификации разработает "Гидромаш"
Первый полет двухмоторного турбовинтового самолета Ил-114 состоялся в 1990 году. С тех пор было создано всего 20 таких машин. Самолеты собирали в Узбекистане из российских комплектующих; шесть самолетов данной модели все еще состоят в воздушном флоте "Узбекских авиалиний". Несмотря на то, что масштабное серийное производство этого самолета в России так и не началось, Министерство промышленности и торговли РФ до сих пор связывает с ним определенные планы. Вопрос возобновления производства Ил-114 правительство РФ рассмотрит в конце июля 2015 г.
Пока не сообщается, какое предприятие будет осуществлять само производство, однако известно, что двигатели будут производиться на Московском машиностроительном предприятии им. Чернышева, а нижегородскому заводу "Гидромаш" поручено разработать лыжно-колесное шасси для модификации Ил-114, которая будет использоваться при освоении Антарктики. Подчеркивается, что отечественный "антарктический" самолет подпадает под программу импортозамещения.
Необходимость создания таких самолетов прописана в специальном документе Правительства РФ под названием "Стратегия развития деятельности РФ в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу" (утверждена 30 октября 2010 г.)
Отечественные среднемагистральные самолеты на лыжно-колесном шасси должны будут осуществлять авиационную связь между станциями Российской антарктической экспедиции. Согласно стратегии, планируется создание летно-исследовательского центра Арктики и Антарктики и оснащение его в том числе "тремя самолетами Ил-114-100Т" (по сообщениям СМИ, модель будет носить название Ил-114-300).
В 2012 году президент, председатель совета директоров НОАО "Гидромаш" Владимир Лузянин заявлял в интервью изданию "Военно-промышленный курьер", что с помощью Ил-114 можно было бы за 2-2,5 года обновить парк воздушных судов местных авиаперевозчиков и использовать такие самолеты на аэродромах с неровными, неподготовленными поверхностями, "что особенно важно для России". Разместить производство г-н Лузянин предлагал, в частности, на Нижегородском авиастроительном заводе Сокол или на авиазаводе в Смоленске, где ранее производили гражданские Як-40. Предложения по "возрождению" производства г-н Лузязин представлял губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву.
В 2014 году полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич заявлял, что производство таких самолетов будет развернуто на одном из авиазаводов на территории ПФО к 2020 году, согласно поручению президента РФ.
"Возрожденный" самолет Ил-114 рассматривается Министерством обороны РФ как патрульное воздушное судно; кроме того, он может широко использоваться в гражданской и транспортной авиации, сообщает "Международный промышленный портал". По оценке специалистов, которую приводит портал i-mash.ru, организация серийного производства может потребовать инвестиций в размере до 55 млрд. руб. С 2019 по 2030 гг. может быть произведено более 300 таких самолетов, ежегодно будет собираться не более 24 машин. Опытный образец, а также базовый пассажирский вариант, ожидается к 2019-2018 гг.