Региону локализация отраслевых предприятий более выгодна, так как это увеличивает экономический эффект крупных производств за счет формирования вокруг них небольших заводов со смежной деятельностью.
Поэтому отличительной чертой инвестиционной политики Нижегородской области является кластерный подход.
В настоящее время на территории Нижегородской области созданы автомобильный, нефтехимический и инновационный кластеры. Именно в рамках их деятельности открываются наиболее значимые для экономики региона предприятия. Также в сентябре 2012 г. губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил о том, что на территории региона будет создан авиационный кластер. Г‑н Шанцев подписал соглашение между региональным кабинетом министров, нижегородским авиастроительным заводом «Сокол», Объединенной авиастроительной корпорацией и Нижегородским государственным техническим университетом.
Первым шагом станет создание авиационного технологического парка на территории завода «Сокол», где будут создаваться условия для привлечения российских и иностранных резидентов, развития научно‑исследовательской деятельности, внедрения новейших технологий по проектированию и производству авиационной техники.
Акцент на автопром и нефтехимию
Если создание авиационного кластера — это далекая перспектива, то автомобильный и нефтехимический уже запущены. Объединены они в нижегородский индустриальный инновационный кластер. Кластер представляет собой группу предприятий — производителей автомобилей, нефтехимической продукции, автокомпонентов и заготовительных производств, сборочных производств Группы ГАЗ и расположен на трех основных площадках Нижегородской области: в Нижнем Новгороде, в городе Кстове, в городе Дзержинске.
Высокая концентрация основных производств кластера позволяет существенно снизить затраты на логистику и обслуживание инфраструктуры.
Производственная цепочка кластера начинается в Кстове производствами этилена на ОАО «Сибур‑Кстово» и поливинилхлорида на ОАО «РусВинил». Затем сырье поступает на переработку в Дзержинске, где на мощностях ОАО «Сибур‑Нефтехим» производятся окись этилена и гликолей. Полученный продукт используется для производства автокомпонентов и автомобильных жидкостей для нужд Группы «ГАЗ».
Ключевые компании нижегородской площадки — ОАО «ГАЗ» и ООО «Автозавод «ГАЗ» — расположены на территории единой производственной площадки. Согласно данным министерства инвестиционной политики Нижегородской области, обслуживание инфраструктуры и поддерживающие процессы обеспечиваются специализированными компаниями-аутсорсерами: ООО «Консалтинговый центр — Группа ГАЗ», ООО «Сервисный центр», ООО «Технопарк». Большая часть других компаний — поставщиков автокомпонентов также расположена на территории промплощадки ГАЗ или в непосредственной близости от нее: ООО «Лир», ООО «Завод «Автокомпонент», ООО «Нижегородские моторы», ОАО «Красная Этна» и другие. Также крупные промплощадки расположены в городах Арзамас, Заволжье, Павлово и Бор.
Общая выручка крупнейших предприятий индустриального инновационного кластера — ООО «АЗ «ГАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «ПАЗ», ОАО «Сибур‑Нефтехим», ОАО «СИБУР‑Кстово» — составила в 2011 г. 175 млрд руб. Общее число работников на начало 2012 г. составило 68,7 тыс. человек. Мощности индустриального инновационного кластера позволяют производить автомобили разных типов, охлаждающие и тормозные жидкости, полипропелен, поливинилхлориды, автокомпоненты.
По данным министерства инвестиционной политики Нижегородской области, существует ряд проблем, которые ограничивают возможности реализации потенциала кластера. В первую очередь это сложности с логистикой. В регионе действует только один современный логистический центр — Волжский индустриальный парк. Также дело осложняют изношенные автомобильные дороги с низкой пропускной способностью. Кроме того, не развита инфраструктура грузовых и пассажирских перевозок аэропорта Нижнего Новгорода.
Вторая серьезная проблема — неравномерное распределение энергетических мощностей.
Чтобы решить эти инфраструктурные и энергетические задачи, правительство региона запланировало заменить ж/д полотно от станции Горький — Автозавод до контейнерного терминала ГАЗ, реконструировать порт для обеспечения солью производства ПВХ ООО «РусВинил» в Кстово, построить буферную площадку для хранения готовых автомобилей проектов GM и Daimler, организовать буферную площадку для VW, Skoda. Кроме того, запланировано строительство продолжения Южного шоссе, ремонт и расширение дороги по ул. Монастырка.
Сложности также существуют с тем, что бренд и репутация нижегородской продукции ниже, чем у иностранных производителей. В связи с этим существует угроза появления импортной продукции по более низким ценам после вступления в ВТО.
Отрицательная демографическая динамика и слабая материально‑техническая база вузов и учреждений профессионально‑технического образования также мешают развитию кластера. Эту проблему регион будет решать за счет развития технической базы высших и профессиональных учебных заведений. В частности, в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского будет создан инновационо‑технологический и научно‑производственный центры. В Нижегородском государственном техническом университете в 2014 г. может появиться отраслевой инжиниринговый центр прототипирования и промышленного дизайна автокомпонентов.
В результате применения всех этих мер к 2016 г. выручка кластера должна увеличиться с 175 млрд руб., которые были в 2011 г., до 465 млрд руб., инвестиции в исследования — с 0,35 млрд руб. до 1,15 млрд, инвестиции в инфраструктуру кластера и территорию базирования — с 0,2 млрд руб. до 1,3 млрд. Количество рабочих мест должно достигнуть 85,2 тыс. человек.
Инновационный подход
Валерий Шанцев рассказал, что объем производства инновационной продукции в Нижегородской области в 2012 г. увеличился в три раза и составил 72 млрд руб. Однако на фоне роста общего внутреннего валового регионального продукта, который в 2012 г. составил 1 трлн руб., этого недостаточно.
Согласно данным регионального мининвеста, доля инновационной продукции должна составить 58% вместо 7%. На такие показатели область должна выйти к 2016 г.
Безусловно, якорной компаний в развитии инноваций в Нижнем Новгороде станет ИТ‑парк «Анкудиновка». Главная задача его резидентов — разрабатывать и реализовывать инновационные проекты, связанные с информационными технологиями, энергоэффективностью и энергосбережением, космическими и медицинскими технологиями, а также с телекоммуникациями.
Для того чтобы подтянуть к реализации инновационных проектов бизнесменов, правительство области разрабатывает различные меры поддержки. В частности, стимулирует разработку высокопроизводительной и конкурентоспособной новой отечественной техники, включая полное или частичное финансирование из федерального бюджета научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских работ. Кроме того, важно субсидировать затраты на обучение или переквалификацию сотрудников.
Одним из инструментов поддержки научно‑исследовательских работ и образовательных программ может являться включение проектов в уже существующие федеральные целевые программы. Например, в программу «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012–2020 гг. или в программу «Развитие транспортной системы России 2010–2015 гг.» в частности подпрограмму «Автомобильные дороги».
Год инфраструктуры
2012 г. для региона по части реализации инвестиционных проектов выдался очень ответственным. Работать начали значимые для всего города и области инфраструктурные объекты.
В феврале открылась канатная дорога Нижний Новгород — Бор. Ее стоимость составила около 900 млн руб., 65% суммы выделила область, 30% — Нижний Новгород, остальное — кредитные средства. 4 ноября начала работу первая станция метро в нагорной части города. Нижегородцы ждали ее больше пяти лет. Также в День народного единства открыли движение по ул. Горького и по эстакаде на Московском шоссе. Кроме того, обновлена и расширена площадь Лядова и установлен надземный переход на пр. Гагарина.
По традиции в этом году состоялся пуск ряда зарубежных предприятий. Германская «Леони» вложила 1,4 млрд руб. в создание нового завода по производству автокомпонентов в Заволжье. Бельгийский «Юнилин» открыл завод по производству напольных покрытий, объем инвестиций по проекту составил порядка 1,24 млрд руб. А Группа компаний Heineken в России завершила вторую очередь модернизации пивоваренного завода «Волга», вложив в нее 110 млн евро. В 2011 г. запустили завод «Шотт Фармасьютикал Пэккэджинг» в Заволжье Нижегородской области. Объем инвестиций — 600 млн руб.
Кроме того, состоялось официальное открытие предприятия компании «Либхерр». В производство конструктивных элементов и компонентов швейцарская компания вложила 11,5 млрд руб. Завод по производству автокомпонентов для российских и зарубежных автопроизводителей «Валео» обошелся инвесторам в 315 млн руб.
Стоит отметить, что инвесторам оказывается серьезная государственная поддержка. Одним из ее видов является практика государственно‑частного партнерства. С использованием его механизмов были сданы физкультурно‑оздоровительных комплексов в Краснобаковском, Лукояновском и Павловском районах с общим объемом инвестиций 1,4 млрд руб. Также ведется строительство и эксплуатация мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Городецкого района с объемом инвестиций 700 млн руб.
Еще одной мерой поддержки для инвестора является присвоение проекту статуса приоритетного. В 2011 г. он был предоставлен 10 проектам, общий объем инвестиций по которым составил 104 млрд руб.
В ближайшие два года регион ожидают не менее масштабные открытия. В конце 2011 г. «Сен‑Гобен Строительная продукция Рус» заложил первый камень в строительство производства гипса в городе Павлово. В марте 2012 г. правительство Нижегородской области, администрация городского округа Дзержинск и ООО «Даниели» (дочерняя компания Danieli, Италия) подписали соглашение о создании машиностроительного завода по производству металлургического оборудования для промышленности на территории области. И, конечно, все ждут в 2014 г. пуска производства поливинилхлорида на заводе «РусВинил» стоимостью более чем 55 млрд руб.
Екатерина Мясникова