Меню

Нижегородская экономика вырастет на реализации проекта ВСМ

Высокоскоростную магистраль Москва-Казань нужно строить – убеждены эксперты. Этот проект может стать драйвером роста для нижегородских промышленных предприятий – потенциальных участников проекта.

ВСМ Москва – Нижний Новгород - Казань станет самым крупным инфраструктурным проектом в России, который будет реализован на основе государственно‑частного партнерства. Протяженность линии составит 770 км, скорость движения поездов – до 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50-70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, от Москвы до Нижнего Новгорода – 1 час 20 мин.

Трансформация мега-проекта

Российские и международные аудиторы оценили стоимость строительства линии Москва — Казань в 1,06 трлн руб., из которых на долю государства придется около 380 млрд руб.

«Финансовая модель проекта предполагает довольно высокий уровень доходности для частных инвесторов - окупаемость инвестиций оценивается в 10 лет», - отмечает первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов констатирует, что у России есть все для реализации ВСМ: материальные ресурсы, высококвалифицированные кадры, финансы. Участие инвесторов позволит разделить риски и, возможно, ускорит строительство магистрали. Но назвать его привлекательным для инвестирования эксперт опасается:

«Подобные проекты, как правило, требуют единовременного вложения значительных средств, а их возврат начнется только через несколько лет и полностью завершится лишь через два-три десятилетия. Учитывая непростое положение в экономике, возможные политические и административные риски, бизнес считает такие инвестиции слишком рискованными. Для того чтобы появились инвесторы, придется приложить много усилий. Для них в любом проекте главным является сохранение вложенных средств, стопроцентная гарантия их возврата, приемлемая норма прибыли и относительно короткие сроки окупаемости. Кроме того, инвестор должен понимать, на чем он будет зарабатывать. Подобные масштабные проекты, к сожалению, не дают четких ответов на эти запросы, и ВСМ - не исключение».

Новые экономические реалии заставили госкорпорацию изменить планы. После заявления президента «РЖД» Владимира Якунина о том, что ВСМ могут построить только до Нижнего Новгорода, сомнений стало больше. Возник вопрос: реален ли вообще проект. Г-н Мишарин подтвердил: в 2018 г. проект реализуют на участке Москва - Нижний Новгород, а к 2020 г. – до Казани.

ВСМ могут построить китайцы

В марте 2015 г. ОАО «РЖД» объявило о проведении конкурса на проектирование строительства участка «Москва – Казань». А в мае стало известно, что победителем конкурса стал российско-китайский консорциум проектных компаний во главе с ОАО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и CREEC (China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.). Работы стоимостью в 20 млрд руб. будут выполнены в 2015-2016 гг.

Китайские инвесторы уже давно выражали готовность вложить в строительство ВСМ Москва - Казань 250 млрд руб. в виде кредитов и 52 млрд руб. в виде взноса в SPV-компанию. В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина 8-9 мая 2015 г. «РЖД» все же подписали с китайскими партнерами соглашение о создании SPV-компании, которая, в частности, сможет на конкурсной основе привлекать подрядчиков для реализации проекта.

«В России в последнее время наблюдается не столько дефицит финансовых ресурсов, сколько дефицит перспективных инвестиционных проектов», - считает главный экономист «Альфа-Банка – руководитель Центра макроэкономического анализа Наталия Орлова.

По ее мнению, усиление кооперации с Китаем, направленное на повышение качества российской транспортной инфраструктуры, с одной стороны, отражает интерес китайской стороны к созданию нового транзитного коридора в Европу:

«Но с другой, российской стороны, ВСМ является хорошей возможностью для фокусировки своих инвестиционных проектов под конкретный спрос, в данном случае спрос китайских компаний».

«Нет ясности, как и на чем здесь может заработать Китай. Вряд ли Россия согласится на то, чтобы Китай получал плату за проезд и эксплуатировал ВСМ на нашей территории. А это значит, что речь может идти о привлечении финансирования из Поднебесной с последующим возвратом этих средств. Непонятно, согласится ли Китай на это, и в каком формате это может быть реализовано», - высказывает свою позицию Дмитрий Баранов.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий соглашается с тем, что важную роль в реализации этого проекта все же играют партнерские отношения с китайской стороной, взявшей львиную долю вложений на себя. Омбудсмен рассуждает:

«Что касается финансовой части проекта, азиатские банки имеют более длинные деньги по сравнению с российскими, и их участие было бы более предпочтительным. Хотя это не исключает включение в проект наших банков в случае их заинтересованности».

Поддержать реальный  сектор

Разработчики проекта магистрали уверяют: после запуска ВСМ возникают мультипликативные агломерационные эффекты на макроэкономическом уровне для целого ряда регионов: изменение уровня жизни и заработной платы, рост стоимости недвижимости.

«Расчеты показывают, что за первые 10 лет государство получит 11,7 трлн руб. дополнительного прироста ВВП, фактически по 1% в год, а также 3,8 трлн руб. дополнительных бюджетных доходов за счет, например, повышения мобильности населения и развития технологий»,- аргументирует г-н Мишарин.

Генеральный директор компании GO-PROMO Дмитрий Лещев убежден, что именно в новых реалиях подобные начинания необходимы.

«Крупные инфраструктурные проекты - двигатель экономики, особенно сейчас, в условиях роста безработицы. Предполагаю, что при текущем валютном курсе для строительства ВСМ в валюте потребуется меньше, чем было запланировано изначально».

Наталия Орлова добавляет, что все регионы, находящие в пределах влияния инфраструктурных проектов, будут ощущать определенные изменения. С одной стороны, увеличится транзитный поток. С другой, города, в том числе и Нижний Новгород, где будут определены станции ВСМ, смогут стать точкой притяжения экономической активности:

«Города, которые ранее были промежуточными центрами сообщения, могут утратить свою роль».

«Улучшенная транспортная доступность области, безусловно, будет приниматься в расчет инвесторами. Но проект ВСМ Москва-Казань - это не единственный фактор, которым они руководствуются при принятии решения о вложении в любой регион, так что не стоит его преувеличивать», - продолжает Дмитрий Баранов.

Если детализировать выгоду от проекта для региона, то помимо уже названных выше плюсов, можно также отметить участие компаний области в строительстве и последующей эксплуатации ВСМ:

«Они могут быть задействованы на всех этапах проекта: от проектирования и строительства до обслуживания самой магистрали и пассажиров. Речь может идти о поставках товаров и услуг для проекта, причем это могут быть как уже действующие производства, так и созданные специально под ВСМ». 

Генеральный директор компании «Совфрахт-НН» (дочернее предприятие ГК «Совфрахт-Совмортранс») Виталий Лебедев соглашается, что проект ВСМ может стать драйвером роста строительной отрасли региона:

«Строительная отрасль является одним из флагманов реальной экономики. Вопрос только в том, как много строительных материалов и сырья будут российского производства, и сколько инвестированных средств останется внутри страны», - рассуждает он.

Павел Солодкий убежден, что, выполняя работы на территории России по проекту ВСМ, нецелесообразно доставлять строительные материалы из Китая:

«Надеемся, что новый объект даст толчок развитию отечественной металлургии, цементного производства, производства арматуры».

Подобные инфраструктурные проекты, по мнению г-на Лебедева, жизненно необходимы для реанимации экономики, особенно в период экономического спада:

«Кроме экономического результата от самого строительства, несомненно, ВСМ принесет значимый эффект как инфраструктурный объект. Расстояния в России всегда были сдерживающим фактором развития регионов. Не стоит забывать про увеличение налогооблагаемой базы, которая появится от новых предприятий, обслуживающих саму магистраль и новые поезда».

 «ВСМ обеспечивает близость к Нижегородской области к столице, а значит и к административным и финансовым ресурсам. И, конечно, скорость передвижения только улучшит многие социальные аспекты развития региона. Международный аэропорт «Стригино», который сейчас активно развивается, станет пятым аэропортом столицы, до которого можно будет добраться за 1 час 20 минут, сдав багаж в Москве», - резюмирует г-н Солодкий.

Он выразил надежду, что к Чемпионату мира по футболу в 2018 г. проект все-таки реализуется.