Меню

«Многие бизнесы работают в ноль, нет других перспектив. Не все могут пойти в чиновники»

Герман Князев. Иллюстрация: Facebook

«Поддержка бизнеса в современной России — это имитация бурной деятельности, бесконечное создание комитетов, департаментов и министерств по поддержке и изобретение Единых окон».

В начале октября нижегородский предприниматель Герман Князев заявил о продаже своей сети аптек «Аптекарь Эвениус». Десять аптек, по его словам, были проданы еще в 2017 г. компании «Ригла» — розничному подразделению фармдистрибьютора «Протек». А еще 11 — в сентябре. Сам Герман Князев намерен сосредоточиться на производственном проекте — выпуске косметической соли для ванн. В колонке для NN.DK.RU Герман Князев рассуждает о судьбе малого бизнеса в России и своем решении продать сеть аптек.

— Я начал предпринимательскую деятельность в далеком 1990 г., поэтому могу проанализировать тему поддержки и развития малого предпринимательства в стране. Реальное движение с точки зрения создания и поддержания малого бизнеса с целью формирования среднего класса происходило только в короткий промежуток середины 90-х, когда в экономическом блоке правительства были так называемые «младореформаторы», а первым губернатором Нижегородской области был Борис Немцов. Именно тогда его командой, в которую входил Михаил Теодорович, были разработаны такие меры поддержки малого предпринимательства, как Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), программы приватизации торговых предприятий, которые предприниматели арендовали на протяжении определенного периода времени (от 5 до 10 лет) с дальнейшим правом выкупа этих помещений, а также поправочные коэффициенты и льготы для малых предприятий по отчислениям в Пенсионный и Социальный фонды.

Второй этап реальной поддержки малого бизнеса пришелся на четырехлетнее президентство Медведева, когда был принят пакет поправок в Гражданский кодекс — Арбитражное и Уголовное право.

Все остальные периоды современной России — это имитация бурной деятельности, бесконечное создание комитетов, департаментов и министерств по поддержке и изобретение Единых окон. Последнее четырехлетие вообще можно назвать окончательным закрытием проекта «малый бизнес и средний класс».

И этому есть логичное объяснение — независимый средний класс обладает некоторыми свободными ресурсами, которые государство не может контролировать, отсюда свобода передвижения, мыслей и действий. Это совершенно не вписывается в концепцию «суверенной демократии» и строгой вертикали.

Малый бизнес сегодня вынужден выживать, а не процветать

За последние годы моя налоговая нагрузка выросла в два раза. Упрощенная система налогообложения, такая как ЕНВД, предполагает единый налог, и слово «единый» тут ключевое. На сегодняшний день, помимо единого налога, предприниматель стал платить еще и за имущество, многочисленные выплаты из Фонда заработной платы своих сотрудников и косвенные отчисления — как налоговый агент и участник государственных программ по контролю населения и его расходов. И это в ситуации, когда товарооборот практически любого малого бизнеса в РФ упал, потому что платежеспособность населения стала ниже.

Для многих бизнес стал совершенно нерентабельным, но предприниматели не видят выхода, потому что нет других вариантов развития и перспектив, а кредиты и ипотека есть. Все не могут пойти в чиновники. У нас одна мечта у молодежи — занять кресло в Госдуме.

Начиная с 2000-х новые властители страны создают концепцию экономической вертикали, замкнутой на госкорпорации. Корпорации, в свою очередь, являются монополистами с лояльными олигархами из клуба «Озеро», существующими на госбюджет. Только те компании, которые работают с этими сегментами рынка, имеют на сегодняшний день развитие, профиты, и финансовые возможности. Все остальное, созданное ранее, находится в стадии выживания, а элементы поддержки малого бизнеса превратились в полную профанацию.

Да, существуют министерства поддержки в каждом регионе, да, существуют даже определенные фонды какие-то, гранты. Но это все закрытый клуб по принципу: кто дружит с властью, кто выполняет какие-то их поручения, либо крутится вокруг бюджетообразующих госпредприятий — те и получают эту поддержку. В основном, это крупные подрядчики на федеральном уровне, которые изображают из себя малый бизнес, коим не являются ни на секунду.  Дробят свои предприятия, уходя на конкурс заказов через малые предприятия.

Настоящий малый бизнес работает с космическими ставками кредитования от 13 до 20%, в жестких условиях постоянных проверок, давления и многочисленных желающих «дружить».

Кто сейчас предлагает «дружить» владельцам малых предприятий? Это сотрудники силовых структур, в первую очередь. Если в 90-е к нам приходили всякие разные отморозки и бандиты, то сейчас — всевозможные представители господразделений. Они предлагают хоть сколь серьезному бизнесу свои услуги, чтобы избежать возбуждения уголовных дел, репрессий, последствий и проверок. Это не поддержка, нет. Это называется контролем и давлением.

«Онлайн-кассы — бремя для бизнеса»

Каждое торговое предприятие по новым законам должно установить онлайн-кассовый аппарат. Проблема в том, что обязали поставить кассы и участников ЕНВД. А эта система, как мы говорили ранее, предполагает упрощенное налогообложение и расчет вне зависимости от количества фискальных чеков и их суммы. Предприниматель платит налог только от расчета торговой площади, расположения и вида деятельности. Это фиксированный платеж, поэтому онлайн-кассы — ненужное бремя для малого бизнеса. Их вводили с единственной целью — тотальный контроль за расходами населения, оплачивать который должен малый бизнес.

Кроме того, государство планомерно идет к полной отмене единого налога на вмененный доход. Если вы торгуете маркированной продукцией, то уже нельзя применять ЕНВД. Именно поэтому со следующего года и аптеки лишатся упрощенной системы налогообложения.

С этими онлайн-кассами вообще занимательная история сейчас происходит. Мало того, что это оборудование должно быть подключено к интернету, что для какого-нибудь удаленного деревенского магазина уже может быть проблемой, так и стоимость оборудования начинается от 35 тыс. руб. с пакетом ОФД (услуги оператора фискальных данных).

Более того, производители этой чудо-техники стали массово отключать свои онлайн-кассы дистанционно, требуя, чтобы предприниматели платили им по 800 руб. ежемесячно за каждую точку, объясняя, что это тариф за поддержку онлайн-кабинета.

Но это, конечно же, мелочи по сравнению с тем, что государство с 2018 г. отменило все льготы по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, которые были у производственных компаний, входящих в реестр малого бизнеса, и у розничного ритейла. Это выглядит как преференции крупным сетевым структурам и попытка хоть как-то компенсировать бюджет на «войну и Крым». Также в разы выросли штрафы по административному кодексу за любые нарушения для предпринимателей. 

«Случалось, что в здании отключали все электричество»

Я лично знаком с Дмитрием Гудковым*, Ильей Яшиным и был знаком с покойным Борисом Немцовым. Как только к нам в гости в Нижний Новгород приезжал Яшин и как только он заходил в мое здание по адресу ул. Горького, 226, ровно через 5 минут вслед за активистами Народно-освободительного движения (НОД), появлялись представитель Росздравнадзора. Начиналась внеплановая проверка моей аптеки, которая находилась на первом этаже, и, потупив глаза, они говорили, что вынуждены обследовать торговое помещение, потому что поступил сигнал.

Как только в наших кругах появлялся Дмитрий Гудков*, у нас тут же возникали другие проверки: то пожарная безопасность, то Ростехнадзор. Случалось, что в здании отключали все электричество, ссылаясь на то, что было предупреждение об аварийной ситуации, которой и в помине нет. Это, конечно, полное нарушение всех конституционных прав, но это уже норма для нынешней власти.

Власть не просто троллит, не просто издевается, она делает, все что хочет.  Может обесточить здание, принадлежащее малому бизнесу, и сделать все, что угодно. В этот момент их не волнует, работает предприятие или нет, сидит ли в стоматологическом кресле пациент на приеме у врача.

Раз в это здание приехал Гудков или режиссер, который им неудобен, надо выключить свет. Это делается с улыбкой и с абсолютно наглостью. И я совершенно понимаю, что в этой стране за явное попрание прав людей наказания не последует.

Что ждет малый бизнес в современной России?

Судьба малого бизнеса неразрывно связана с судьбой страны. Когда государство перестанет тратить огромные деньги на конфронтации с другими странами, когда оно перестанет оказывать поддержку только избранным, под догмой «друзьям — все, остальным — закон», тогда что-то поменяется. Когда прекратится это безобразие, мы вернемся в нормальное цивилизованное русло.

Во всем мире малому бизнесу предлагается развиваться с помощью проверенных финансовых инструментов, например, кредитование под 2-3%. И только когда предпринимателя в РФ освободят от фискальных функций налогового агента государства, когда его перестанут рассматривать как надоедливого для чиновника просителя, когда обеспечат ему равенство для развития наравне с госкорпорациями, — тогда в России и появится средний класс. То есть не при нынешней власти.

Если есть желание стать новым игроком на рынке, надо его реализовывать и надо начинать, потому что все эти властелины и вся эта система не вечны, а жизнь у нас одна. Поэтому надо пробовать себя и искать свой путь. Но на помощь надеяться не стоит. Особенно от государства.

О судьбе сети «Аптекарь Эвениус»

Я не закрыл, а удачно продал, и не все свои проекты, а только розницу. Да, мы продали свою сеть аптек, кстати, старейшую в Нижнем Новгороде, которая существовала с 1998 г. Закрытие розничного проекта сопровождалось полным закрытием и всех кредитных обязательств перед нашими партнерами и контрагентами. Для фармрынка это был достаточно нестандартный процесс, сейчас зачастую принято закрывать бизнес и переоформлять лицензии предприятий, а старые бросать с долгами. Мы продолжим наш производственный проект по выпуску косметической продукции «Соль древнего моря» — это морская соль для ванн, и даже планируем его значительно расширить.

* - выполняет функции иностранного агента