Идеи федерального правительства по поводу производства российских гражданских самолетов раскритиковал президент НОАО "Гидромаш" Владимир Лузянин.
12 мая президент Владимир Путин провел совещание по развитию авиастроения, на котором обсуждались перспективы развития отрасли, в частности, производство отечественного регионального самолета с возможностью посадки и взлета с грунтовых полос.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров предложил президенту четыре варианта создания такого самолета.
Так, возможно создание машины на базе АН-140 (покупка лицензии у украинских разработчиков и полная механизация в России), возрождение производства Ил-114 (который ранее собирался в Ташкенте), локализация производства самолетов по российско-китайскому проекту МА-700 и создание производства реактивного самолета Ту-324.
— Всецело поддерживаю главу государства в том, что в существующих условиях отечественное авиастроение является стратегическим приоритетом. С одобрением отношусь к тому, что вопросы, связанные с авиастроением, находятся под личным контролем президента. В качестве примера приведу предстоящую в июне выкатку нового отечественного пассажирского лайнера МС-211.
Однако считаю необходимым отметить, что предложения министерства промышленности и торговли по производству отечественного регионального самолета, озвученные президенту в ходе совещания, имеют несистемный характер и отодвигают сроки реального решения вопросов данной проблематики.
Так, в отношении Ил-114 речь идет об объеме производства 12 машин в год2, в то время как потенциальная емкость рынка для пассажирской модификации этой машины составляет 120-140 штук.
Заказ именно такого объема способен обеспечить необходимую загрузку авиастроительных предприятий, которые будут изготавливать самолет в серийном производстве, и решить проблемы внутренних пассажирских перевозок.
Принимая во внимание тот факт, что у России есть опыт строительства собственных самолетов с возможностью использования на грунтовых полосах, а также при нацеленности на внутренний рынок, не совсем понятно предложение по российско-китайс
Что же касается реализации варианта с Ту-324, то он потребует максимальных временных, финансовых и трудовых затрат, так как самолет существует только в макете4. Запускать в производство следует реальный, прошедший сертификацию самолет Ту-334, производственная база для которого по указанию президента страны в свое время была подготовлена в Казани.
* * *
1 Первый публичный показ отечественного самолета МС-21 пройдет в начале июня в Иркутске: торжественная церемония выкатки самолета состоится на заводе корпорации "Иркут" (в составе ОАК, которая создает самолет в широкой международной кооперации). Первый полет запланирован на декабрь. МС-21 — перспективный пассажирский самолет вместимостью от 150 до 211 пассажиров (РИА "Новости").
2 По поводу запуска в производство самолета Ил-114 глава минпромторга Денис Мантуров сказал: «По расчётам Объединённой авиастроительной корпорации, кооперация практически всех предприятий, входящих в эту интегрированную структуру, <...> позволит в 2022 году выйти на полномасштабную серию в 12 машин в год».
3 МА-700 — это российско-китайский проект турбовинтового самолёта на 83 места. По словам Дениса Мантурова, китайская сторона готова выйти на этап испытаний со следующего года с получением сертификата в 2019 году: «Приглашают нас в этот проект с локализацией и с организацией производства на Дальнем Востоке. Мы смотрели несколько заводов: в частности, можно использовать мощности арсеньевского предприятия, которое находится в 250 километрах от Владивостока».
4 Реактивный самолёт Ту-324, по словам главы минпромторга, «был в наработках: мы его не запускали в дальнейшую работу ввиду того, что отдали все основные, так сказать, ресурсы на самолёт МС-21, а этот самолёт у нас оставался в разработке. Там предполагается использование реактивного двигателя, это 50-местная машина, она может использоваться для административных перевозок».