На волне сумасшедшего спроса на автомобили иностранного производства, когда ежегодный рост их продаж на 80–100% считался нормой, нижегородские дилеры по продажам иномарок, производители автокомпоне
От редакции
На волне сумасшедшего спроса на автомобили иностранного производства, когда ежегодный рост их продаж на 80–100% считался нормой, нижегородские дилеры по продажам иномарок, производители автокомпонентов и эксперты предрекали, что российский автопром к 2010 г. «ляжет». Подобные прогнозы основывались на том, что иностранные сборочные предприятия уже готовы были уничтожить главное конкурентное преимущество российских автомобилей — низкую стоимость и недорогое обслуживание. Целевая аудитория Волжского автозавода получила альтернативу: купить автомобиль Lada сейчас или немного (50–100 тыс. руб.) подкопить на иномарку. По цене никакой альтернативы не было только по «классике». Логично, что на протяжении нескольких лет ВАЗ-2105(07), стоимость которых сейчас не превышает 150 тыс. руб., остается лидером продаж. В 2008 г. дилеры ВАЗа продали более 168 тыс. таких машин.
Горьковский автомобильный завод, львиную долю прибыли получающий от продажи легких коммерческих грузовиков, столкнулся с конкуренцией, пришедшей с Востока. Корейские, а главное китайские производители в последние годы только увеличивали объемы продаж на территории России.
Вероятно, постепенное поглощение иностранными предприятиями российского автопрома продолжилось бы и завершилось уже маячившим на горизонте вступлением в ВТО, если бы не финансовый кризис 2008-го. Новые экономические условия заставили федеральные и региональные власти наконец-то обратить внимание на проблемы отечественного автопрома. Как говорится, гром грянул.
Наволне сумасшедшего спроса на автомобили иностранного производства, когда ежегодный рост их продаж на 80–100% считался нормой, нижегородские дилеры по продажам иномарок, производители автокомпонентов и эксперты предрекали, что российский автопром к 2010 г. «ляжет». Подобные прогнозы основывались на том, что иностранные сборочные предприятия уже готовы были уничтожить главное конкурентное преимущество российских автомобилей — низкую стоимость и недорогое обслуживание. Целевая аудитория Волжского автозавода получила альтернативу: купить автомобиль Lada сейчас или немного (50–100 тыс. руб.) подкопить на иномарку. По цене никакой альтернативы не было только по «классике». Логично, что на протяжении нескольких лет ВАЗ-2105(07), стоимость которых сейчас не превышает 150 тыс. руб., остается лидером продаж. В 2008 г. дилеры ВАЗа продали более 168 тыс. таких машин.
Горьковский автомобильный завод, львиную долю прибыли получающий от продажи легких коммерческих грузовиков, столкнулся с конкуренцией, пришедшей с Востока. Корейские, а главное китайские производители в последние годы только увеличивали объемы продаж на территории России.
Вероятно, постепенное поглощение иностранными предприятиями российского автопрома продолжилось бы и завершилось уже маячившим на горизонте вступлением в ВТО, если бы не финансовый кризис 2008-го. Новые экономические условия заставили федеральные и региональные власти наконец-то обратить внимание на проблемы отечественного автопрома. Как говорится, гром грянул.
Как изменится спрос на российские автомобили?
На сколько сократились объемы производства у отечественных автопроизводителей в начале 2009 г.?
Как проблемы автозаводов отразились на производителях автокомпонентов?
Финансовый кризис для Горьковского автозавода — явление не новое. Большинство менеджеров предприятия хорошо помнят опыт 1998 г. Как рассказывает экс-директор по связям с общественностью ОАО «ГАЗ» СЕРГЕЙ ЛУГОВОЙ, дефолт 98-го привел к росту производства: цена в долларовом выражении резко упала, и спрос на продукцию завода начал расти. Правда, кризис привел еще и к тому, что предприятие не смогло рассчитаться по задолженности с банком, и в 2001 г. завод был продан компании «Сибирский алюминий», подконтрольной Олегу Дерипаске (теперь переименована в «Базовый элемент»).
«Нынешнее падение объемов продаж объясняется тем, что к традиционному уменьшению спроса в январе-феврале добавился кризис. Я уверен, что существует большой отложенный спрос: машины будут покупать — они нужны для бизнеса», — считает г-н Луговой. Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Автокомпонент» ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ уверен, что в 2009 г. ГАЗ все же снизит объемы выпускаемой продукции. «По бизнес-плану автозавод заявляет о выпуске 120 тыс. «ГАЗелей». Если с конвейера сойдет 80 тыс. машин, это будет для нас большим подарком», — прогнозирует г-н Зайцев.
Для Горьковского автозавода производство дорожно-строительной техники и легких коммерческих автомобилей — сегодня основной источник дохода. В условиях сокращения объемов кредитования и покупок по лизинговым схемам руководство предприятия намерено стимулировать спрос снижением цен на «ГАЗели». Сейчас средняя стоимость грузовика составляет 350 тыс. руб. ГАЗ уже принял решение об оснащении легких грузовиков двигателями производства Ульяновского моторного завода (УМЗ), который принадлежит Группе ГАЗ. Это позволит снизить цену автомобиля на 10%. За двигатель УМЗ Горьковский автозавод будет платить 37 тыс. руб., при этом в 2009 г. возможно удешевление до 25 тыс. До текущего года ГАЗ закупал двигатели у Заволжского моторного завода (принадлежит Группе «СОЛЛЕРС») по цене 45 тыс. руб. По словам экспертов, помимо удешевления себестоимости, замена двигателя — это стремление Группы ГАЗ оставить средства внутри компании.
Участники рынка сходятся во мнении, что с оперативным управлением в новых экономических условиях менеджмент ГАЗа справился. Предприятие первым в отрасли оперативно отреагировало на кризис: сократило персонал, наладило работу конвейера по фактическому спросу. При этом людей не вышвыривали на улицу — напротив, предприятие разработало ряд мер по сохранению кадров. К примеру, предложили работникам во время вынужденного отпуска пройти курсы повышения квалификации.
Однако над предприятием с самого начала кризиса повис дамоклов меч — 40 млрд руб. задолженности перед кредиторами. Часть долга — 5 млрд руб. — кредиторы потребовали погасить уже в середине февраля. Очевидно, что нижегородское предприятие было не в силах самостоятельно решить эту задачу. Завод обратился за помощью к государству. ГАЗ не просил денег: ему нужны были государственные гарантии по кредитам — по сути, отсрочка платежа и госзаказ на продукцию. Федеральное правительство пообещало помочь, но господдержка застряла в пути. Поначалу президент ОАО «ГАЗ» НИКОЛАЙ ПУГИН корректно намекал, что времени мало, и даже предлагал конкретные решения. Так, 26 января на пресс-конференции ИА «Росбалт» он заявил, что государственные интересы должны удовлетворяться за счет отечественных производителей: «Например, депутатам нижегородского парламента постоянно привозят почту и, как правило, на легких коммерческих грузовиках иностранного производства. При отчете руководства нижегородского управления почты РФ я задал вопрос о затратах на грузовики — оказалось, доставка получается дороже самих газет. А ведь с этой работой вполне бы справились и отечественные машины. Конечно, не только производства ОАО «ГАЗ». 30 января на встрече губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева с представителями НАПП Николай Пугин констатировал: компания не получила средств от правительства в рамках поддержки российских предприятий.
Первый этап борьбы Газа с кризисом завершился логично: 13 февраля Группа ГАЗ объявила технический дефолт. Это не означает ни банкротства компании, ни даже отказа ее от исполнения просроченного обязательства. Чтобы погасить задолженность, компании дается 30 дней, по истечении которых, если деньги так и не будут выплачены, в суд может быть подан иск о банкротстве. По мнению экспертов, теперь государство ускорится и на экстренном совещании будет разработан долгожданный механизм поддержки.
Из-за кризиса может серьезно пострадать проект Volga Siber, в который ГАЗ инвестировал более $200 млн. Серийное производство автомобиля началось в июле 2008 г. В прошлом году ГАЗ планировал выпустить 10 тыс. новых автомобилей, но из-за сокращения спроса с конвейера сошло не больше 3000. Планы на 2009 г. сокращены с 45 до 30 тыс. автомобилей. Как считает Сергей Луговой, кроме объективных причин, на спрос повлияло и неправильное позиционирование: «В рекламе мы видим Siber, который едет на фоне компьютерной модели города. Его преподносят как высокотехнологичный автомобиль. На мой взгляд, не учтено скептическое отношение покупателя к российскому автопрому. было бы точнее показать процесс сборки просто и практично и говорить о полной автоматизации производства. Но в данном случае был продемонстрирован просто красивый ролик.
Стоимость автомобиля в базовой комплектации с учетом скидки составляет порядка 450 тыс. руб. Несмотря на то, что аналогичные импортные автомобили класса D сейчас стоят на 200–300 тыс. дороже, эксперты считают, что для отечественного автомобиля эта цена остается высокой. Сегодня все комплектующие для автомобиля Volga Siber производятся в США, а ГАЗ закупает только машинокомплекты для сборки. Участники рынка полагают, что стоимость машинокомплектов привязана к курсу доллара и в текущем году значительно вырастет. В итоге Volga Siber могут просто снять с производства.
В таких условиях логичным выглядит заявление ГАЗа о возобновлении производства классической «Волги». (В конце прошлого года завод заявил о прекращении выпуска этого автомобиля — его место в линейке должна была занять Siber). По словам Олега Зайцева, в условиях кризиса «Волга» будет пользоваться спросом. Правда, эксперт добавляет при этом, что с ее производством могут возникнуть небольшие сложности: «Мы готовы возобновить поставки комплектующих, но я знаю, что несколько владельцев предприятий, которые выпускали компоненты для «Волги», уже вывели деньги из бизнеса. Заводу придется искать новых поставщиков».
дмитрий мешков, руководитель рекламного сектора ГК «Автобриз», уверен: какой бы легковой автомобиль завод ни производил, приносить прибыль проект не будет. «ГАЗ продолжит зарабатывать на легких коммерческих автомобилях и дорожно-строительной технике. Легковая линейка ГАЗа, которую и линейкой сложно назвать, — по сути это один автомобиль «Волга» — никогда не был прибыльным проектом. Это, скорее, PR автозавода», — заявляет г-н Мешков.
Сбои в работе автозаводов спровоцировали трудности на рынке производства автокомпонентов. Только в Нижегородской области работает порядка 80 подобных предприятий. Все они минимум на 80% завязаны на объемах выпуска Горьковского автомобильного завода. «Наши поставки на ГАЗ и ВАЗ в один момент упали до ноля. Фактически мы простояли два месяца — декабрь и январь, сократили 20% персонала, это порядка 200 человек», — вспоминает Олег Зайцев. В подобной ситуации оказалось и ЗАО «Magna-Технопласт». «Основной потребитель нашей продукции — Горьковский автозавод, поэтому его трудности моментально отразились на нас», — рассказывает генеральный директор ЗАО «Magna-Технопласт» алексей солдатенков.
При этом производители автокомпонентов отмечают, что даже объемы работы не гарантируют их предприятиям стабильности: заводы задерживают оплату за отгруженную продукцию. развивается так называемый «кризис неплатежей».
Из кризисной ситуации участники рынка уже начали делать выводы. Они активно заговорили о диверсификации производства и новых каналах сбыта готовой продукции. По данным директора Russian Automotive Market Research татьяны арабаджи, емкость первичного рынка (поставки на конвейер) автокомпонентов в России составляла $9,5 млрд, вторичного (запчасти) — примерно $23 млрд. «Даже при снижении объемов продаж купленные машины все равно будут обслуживаться, так что этот сегмент останется привлекательным для производителей комплектующих», — полагает г-жа Арабаджи. Однако производители компонентов не спешат осваивать эту область. По мнению Алексея Солдатенкова, вторичный рынок — высококонкурентное поле и закрепиться там будет сложно, потребуются время и средства для формирования розничной сети. «К тому же потребители предпочитают экономить и покупать китайские детали, возможно, не соответствующие нашему уровню качества, но стоящие в два раза дешевле», — добавляет эксперт.
Олег Зайцев утверждает, что диверсифицировать производство в условиях финансового кризиса практически невозможно: «Крупное предприятие не может в один день взять и перейти в другую отрасль. Там нужны новые компетенции, специалисты, а значит и инвестиции. Выходить на незнакомый рынок и продвигать там новый товар сложнее, чем найти нового потребителя в автопроме». Однако предприятие заложило диверсификацию в стратегию развития компании, равно как и продолжение сотрудничества с иностранными партнерами.
Теперь, когда производители автокомпонентов полностью прочувствовали поговорку «про яйца и одну корзинку», они намерены увеличивать сбыт продукции на другие предприятия, в частности на иностранные сборочные заводы.
Антикризисные меры не уберегли ГАЗ от технического дефолта
статистика
«Газель» вывезет Горьковский автозавод из кризиса
Объемы российских продаж по маркам в 2008 г., шт.
Марка | Модель | Продано, шт. |
Lada | 2105/2107 | 168 176 |
Lada | Samara | 167 441 |
Lada | Priora | 128 175 |
GAZ | Gazelle | 96 834 |
Lada | Kalina | 94 094 |
Ford | Focus | 93 496 |
Chevrolet | Lacetti | 81 656 |
Renault | Logan | 74 300 |
Hyundai | Accent | 66 378 |
Toyota | Corolla | 63 986 |
Mitsubishi | Lancer X | 56 900 |
Daewoo | Nexia | 50 814 |
Chevrolet | Lanos | 49 284 |
GM-Avtova | Niva | 47 486 |
Ford | Fusion | 45 752 |
Daewoo | Matiz | 44 696 |
Opel | Astra | 42 170 |
Lada | 110 | 39 947 |
Mazda | Mazda 3 | 39 144 |
Hyundai | Getz | 37 886 |
KIA | Spectra | 36 997 |
Honda | Civic | 35 728 |
Chevrolet | Aveo | 34 362 |
Nissan | Qashqai | 31 945 |
Honda | CR-V | 30 736 |
Opel | Corsa | 29 358 |
Toyota | Camry | 28 029 |
Skoda | Octavia | 27 492 |
KIA | ceed | 25 040 |
Nissan | New X-Trail | 24 520 |
Lada | 4x4 | 24 349 |
опыт
Олег Зайцев
генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «Автокомпонент»
Идея открытия нашего завода пришла из опыта работы с Горьковским автомобильным заводом. Инвесторы обратили внимание, что в сегменте производства автокомпонентов для отечественного автопрома никто не задумывался о развитии и повышении качества. Своей первоначальной миссией мы считали повышение конкурентоспособности российского автопрома. Этого направления придерживаемся и по сей день.
Если мы делаем зеркало для автомобиля, то одно из лучших, собранное в соответствии с европейскими стандартами качества. Мы предлагаем компоненты, которые на шаг впереди отечественного рынка, поэтому она не всегда на нем востребована. Проблема в том, что отечественный автопром не хочет или не может себе позволить принципиальных изменений. Нашим заводам не нужно лучшее, им нужно дешевое. Поэтому мы и ориентируемся на иностранцев, сотрудничество с которыми позволит получить новые технологии и удешевить компоненты, поставляемые для российских заводов.
До кризиса мы привлекали иностранных производителей для создания совместных предприятий. Нам нужны ноу-хау, а им — готовые производственные мощности в России. Дальше всего мы продвинулись в СП с испанской компанией Ficosa, которая позволяет нам поставлять зеркала заднего вида для Renault Logan. С рядом других компаний у нас заключены принципиальные соглашения о партнерстве.
Однако иностранцы не спешат осваивать российский рынок. Наш рынок не так привлекателен для них, как об этом рассказывают СМИ. Поверьте, если он был бы действительно интересен, иностранных компаний на нем было бы в разы больше. Россия остается для иностранцев зоной риска. Мы для себя усвоили, что крупные иностранные компании, которые все-таки решили создавать СП с российским игроком, не готовы ничем делиться. Для них российский участник — это выход на рынок, после которого его, скорее всего, поглотят.
Тем не менее, в условиях кризиса группа компаний «Автокомпонент» продолжит сотрудничество с иностранными предприятиями. У нас нет выбора — нужны новые каналы сбыта продукции. Мы лишь изменим правовую форму сотрудничества: СП предполагает серьезные инвестиции, к которым не все сейчас готовы, поэтому переходим к созданию стратегических альянсов, начинаем работу по лицензии, через договора представительств и как поставщики второго уровня.
прогноз
Обновленный авторынок мы увидим весной
Дмитрий мешков
руководитель рекламного сектора ГК «Автобриз»
В апреле-мае текущего года станет понятно, сработали или нет меры по поддержке отечественного автопрома и как в новых условиях будут работать дилеры зарубежных автопроизводителей. Я беседовал с коллегами, и все сходятся во мнении, что только к апрелю участники рынка распродадут складские запасы машин 2008 г. выпуска. Запасы накопились приличные. Дилеры иномарок затарились перед повышением ввозных пошлин, то же самое сделали и продавцы подержанных автомобилей. Закрома продавцов отечественных машин заполнены из-за падения спроса и кризиса перепроизводства на автозаводах. Также весной, когда на автосборочные предприятия начнут поставлять узлы и агрегаты по новым ценам, станет понятно, как вырастут цены.
Я считаю, что два отечественных автозавода — ВАЗ и ГАЗ — точно переживут временные трудности. Спрос на широкую линейку легковых автомобилей ВАЗа довольно стабилен. Соблюдается баланс: спрос уменьшился из-за повышения процентных ставок по автокредитам, но из-за удорожания иномарок многие купят отечественную машину. ГАЗ будет зарабатывать на коммерческих грузовиках и дорожно-строительной технике.
Местные власти помогут ГАЗу закупками для нужд региона
В начале декабря губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обратился в Правительство РФ с просьбой о господдержке для группы ГАЗ в размере 45 млрд руб. Г-н Шанцев просил предоставить беззалоговые кредиты на пополнение оборотных средств: около 15 млрд руб. для нижегородской площадки Горьковского автозавода и еще 30 млрд руб. для всей Группы в целом.
22 декабря глава города Вадим Булавинов заявил, что городская администрация приобретет 27 автомобилей Volga Siber. Изначально мэрия планировала купить 16 автомобилей, но за те же деньги ГАЗ готов предложить еще 11 машин. Не жалко.
В январе Валерий Шанцев заявил, что в 2009 г. регион будет закупать продукцию ГАЗа для нужд транспортных госпредприятий области. «Всего за первое полугодие мы приобретем 350 автобусов, сумма нашего софинансирования — это лизинговая схема — около 75 млн руб.», — уточнил губернатор.
До февраля 2009 г. на запрос губернатора конкретного ответа от федерального правительства не поступило, но стараниями губернатора проблемы и варианты поддержки Группы ГАЗ были рассмотрены.
детали
Поставщики остановили конвейер ВАЗа
По словам генерального директора ООО «Управляющая компания «Автокомпонент» Олега Зайцева, ГАЗ уже в октябре отреагировал на кризис из-за меньших, по сравнению с остальными участниками рынка, объемов господдержки: «На ВАЗе в этот момент была эйфория — им дали государевых денег. Средств хватило на два месяца, после чего ВАЗ встал до 1 февраля». Проработав всего неделю, предприятие снова остановило конвейер из-за отказа поставщиков комплектующих поставлять продукцию на завод. Часть производителей автокомпонентов отказалась работать по новой схеме: 70% оплаты — векселями, 30% — деньгами. Сейчас работа предприятия возобновлена.
Объемы продаж «АвтоВАЗа» в январе снизились на 38% относительно того же периода прошлого года и составили 29,1 тыс. автомобилей. К тому же предприятие увеличило цены на свою продукцию в среднем на 2,45%. Дмитрий Мешков, руководитель рекламного сектора ГК «Автобриз» (дилер «АвтоВАЗа»), считает повышение цен неправильным ходом. «Зачем объявлять о повышении цен, когда государство объявило о помощи отечественным автопроизводителям? Хотя бы с точки зрения пиара можно было подождать», — уверен эксперт.
Источник: «ДК».
КАМАЗ готов потерять 1,5 млрд руб.
сокращенная рабочая неделя |
С 7 октября все производственные подразделения ОАО «КАМАЗ» переведены на 32-часовую рабочую неделю. Менеджмент завода ввел эту меру для локализации последствий финансового кризиса. |
увольнения |
В декабре 2008 г. предприятие сократило до 10% персонала (более 5000 человек). До сокращения на КАМАЗе работали 54 тыс. человек, из которых 17 тыс. были заняты на производстве. В первую очередь сокращение коснулось вспомогательного производства автогиганта и управленческого персонала. |
объем производства сократится на 21% |
В конце января на коллегии в министерстве экономики Республики Татарстан директор департамента экономики компании Олег Хомков сказал, что КАМАЗ в 2009 г. планирует сократить производство грузовиков на 26% к уровню 2008 г. и получить порядка 1,5 млрд руб. убытка. На 2009 г. компания, по словам г-на Хомкова, не имеет тех заказов, которые планировались. Объем производства и реализации продукции ожидается на уровне 85 млрд руб. — на 21% меньше прошлогоднего. |
Федеральное правительство поддерживает отечественный автопром. Но лишь на бумаге
9 декабря 2008 г. премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление Правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств». 12 января документ вступил в силу, и пошлины на импортные автомобили повысились на 30–35%.
Новые и трехлетние иномарки будут облагаться пошлиной в размере 30% (или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб.см объема двигателя), трех-пятилетние — 35% (или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб.см объема двигателя). На автомобили старше 5 лет процентная ставка не устанавливается, а пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро — в зависимости от объема двигателя.
Таким образом, за средний по объему двигателя автомобиль (от 1 до 1,5 тыс. куб.см) придется отдать на таможне около 4000 евро, за авто с мощным двигателем (от 1,8 до 3 тыс. куб.см) — до 12 тыс. евро, а свыше 3 тыс. куб.см — более 17 тыс. евро.
В конце января региональные отделения партии «Единая Россия» провели митинги в поддержку решения Правительства и отечественного автопрома. Наиболее интересные лозунги митингующих звучали так: «Трактора кировского завода раздавят кризис для блага народа», «Катаешься на машине с правым рулем — рабочего и учителя бьешь рублем», «Пошлины повышаем — племя барыг сокращаем». В Нижнем Новгороде выступление партии власти было направлено в первую очередь на поддержку Горьковского автозавода и сохранение рабочих мест на предприятии.
В конце декабря Правительство включило ГАЗ в список 295 системообразующих предприятий, которым будет оказана помощь. Государство готово субсидировать им процентную ставку, обеспечить госгарантией при обращении в банк, реструктуризировать налоговую задолженность, снабдить госзаказом.
В начале февраля Правительство РФ приняло решение выделить 14,5 млрд руб. для стимулирования спроса на автомобили, произведенные в России. На 12,5 млрд руб. обновят собственный автопарк социальные службы, милиция, военные и спасатели. 2 млрд Правительство потратит, субсидируя гражданам часть процентной ставки по кредитам на покупку автомобиля. Эти средства не отменяют заложенных в федеральном бюджете 25 млрд на поддержку российского автопрома. Таким образом, общая сумма помощи достигла 27,5 млрд руб. Владимир Путин уточнил, что сборочные предприятия зарубежных автомобильных концернов — полноценные отечественные производители.
2 февраля комиссия по повышению устойчивости развития экономики РФ под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова рассматривала меры поддержки ГАЗа. Речь шла о госгарантиях, госзаказе. По итогам заседания на ГАЗ не поступило никаких конкретных предложений: Минэкономразвития только разрабатывает механизм поддержки.