Меню

Как выбрать языковую школу для онлайн-обучения: 7 критериев, выявляющих «слабые места»

Мария Сергеева. Иллюстрация: SPELL

«В одной из топ-10 онлайн-школ, куда обращался наш засланный казачок, заявили, что информация об образовании преподавателя — это слишком личное, и они не будут её раскрывать».

Мария Сергеева, директор языковой школы SPELL (Нижний Новгород):

— Развитие информационных технологий сегодня значительно изменило отрасль преподавания иностранных языков. Но до полной автоматизации обучения без участия преподавателя ещё очень далеко, и онлайн-формат пока сводится к двум вариантам.

Первый — это когда преподаватель записывает уроки и выкладывает их в определенной последовательности на какой-то общий ресурс. Однако, чтобы избежать формирования неправильных речевых навыков, необходимо, чтобы преподаватель еще и исправлял ошибки в момент говорения. Такой формат обучения вообще этого не подразумевает.

Второй вариант — онлайн-обучение с преподавателем. По сути, эта схема ничем не отличается от офлайн-обучения, просто за счет телекоммуникационных технологий преподаватель и ученик находится в разных местах. Только такой вариант в настоящий момент может считаться полноценным обучением иностранному языку. Из-за коронавируса этот формат сейчас практикуют «традиционные» языковые школы.

Многие платформы онлайн-обучения сегодня выглядят очень привлекательно. Но я вижу по материалам этих платформ, что они созданы вовсе не лингвистами и преподавателями, а представителями IT-индустрии.

Происходит следующее: IT-компания создает некий портал. У него красивый интересный современный дизайн, красивые подвижные картинки, интуитивно понятные интерфейсы, агрессивная реклама. Сайт проиндексирован всеми возможными методами и при любом, хоть сколько-нибудь релевантном запросе стоит на первых трех позициях в Яндексе и Гугле на первой странице поиска. После того, как вы один раз сделали запрос на тему языка, вам потом три месяца на любой странице вываливается реклама этого портала.

Короче, он безупречен с точки зрения IT-индустрии и маркетинга, но наполнен этот портал материалами из учебников, и далеко не самыми современными — видимо, тем, что нашли в бесплатном доступе.

По сути, такие порталы находятся в русле модного сейчас IT-тренда «уберизации», то есть это попытка организовать агрегатор в обучении — некую онлайн-платформу, где происходит встреча клиента и исполнителя, по аналогии с сервисом Uber. Но на мой взгляд, создать агрегатор в обучении значительно сложнее, чем агрегатор такси. Как минимум потому, что у такси более короткий цикл оказания услуги.

Отсюда вывод: далеко не каждый проект, позиционирующий себя как школа обучения иностранному языку, может обеспечить своим студентам качественные знания.

Когда школа работает в онлайн-формате (то есть, невозможно прийти в офис и оценить лично условия и увидеть сертификаты), распознать некачественный продукт еще сложнее.

Проанализировав топ-10 предложений, которые выдал поисковик, мы пришли к выводу, что оффлайн-образование рано списывать со счетов.

Вот семь простых критериев, которые выявляют слабые места языковых школ, как в формате онлайн, так и обычных. Эта памятка вам пригодится и во время самоизоляции, пока есть свободное время и желание углубиться в изучение языков, и после, когда жизнь войдет в привычный ритм.

1. Квалификация преподавателя.

Система большинства языковых школ построена таким образом, что своего преподавателя вы увидите в последний момент — только после того как пообщаетесь с менеджерами и методистами вводного урока и заплатите за обучение. А информацию о квалификации человека, которого вам назначили, вы можете вообще не получить. Обычно менеджеры сообщают в общих словах о лингвистическом образовании (заметьте: не педагогическом, то есть это может быть человек, у которого навыков учить других людей столько же, сколько и у вас самих). И, если повезет, вам назовут сертификаты типа ТКТ, а уж про CELTA, который является базовым требованием к преподавателям любой приличной международной школы, вы вообще вряд ли где-то услышите.

В одной из топ-10 онлайн-школ, куда обращался наш засланный казачок, заявили, что информация об образовании преподавателя — это слишком личное, и они не будут её раскрывать. Страшно даже представить, что же такого написано в тех дипломах.

Почему это важно? Если, например, взять курс математики для начальной школы, то для взрослого человека в нем нет ничего сложного. Означает ли это, что любой взрослый будет хорошим преподавателем? Для родителей, которые в условиях самоизоляции вынуждены проходить школьную программу со своими детьми, ответ очевиден. Так будет ли хорошим преподавателем иностранного языка любой человек, знающий этот иностранный язык?

При изучении языка должна быть поставлена понятная измеримая цель и расписанная очередность действий для достижения этой цели — последовательность введения слов, базовых структур и сами практики, вводящие эти слова и структуры, домашние задания для закрепления пройденного материала и образования устойчивых нейронных связей.  И это всё должен сделать человек определенной квалификации, способный составить и реализовать этот план.

2. Как определяется уровень студента.

Второй момент, который тоже вытекает из п.1 – входное тестирование ученика проводит не преподаватель, а так называемый методист вводных уроков. Как правило, это совсем юная девушка или парень с уровнем знаний английского В1-В2 (сейчас появилось много вакансий на эту должность с невысокими требованиями к соискателям).

В одной из школ методист, например, путал слова Iceland (['aɪslənd] — Исландия) и island (['aɪlənd] — остров). И вот такой методист дает вам несколько тестовых заданий в формате выбрать правильный вариант из предложенных или просто задает дежурные вопросы. Надо ли говорить о точности диагноза по такому тестированию?

3. Каковы сроки обучения.

Многие школы, конечно, обозначают срок, за который можно пройти одну ступень. Правда, цифры сильно разнятся: от 3 до 9 месяцев. В особо тяжелых случаях нам отвечали, что курс будет длиться столько, сколько вы захотите. Хотите быть вечным студентом — обращайтесь, мы вам скинем контакты.

4. Есть ли конкретная программа обучения и четкие планы занятий.

Знание иностранного языка — это чисто моторный навык, нарабатывающийся многократным повторением и закреплением. Можно, конечно, изучать язык с лингвистической точки зрения: как называются времена, что такое герундий и инфинитив, и так далее. Но к разговорному иностранному языку это не имеет никакого отношения.

Тем не менее, большинство онлайн-школ учат по учебникам не первой свежести, где упор делается на правила грамматики. Даже те, кто говорит, что это их внутренние разработки, зачастую просто адаптируют старое издание под онлайн-платформу.

Оно и понятно: пройтись с каждым студентом по 12 временам в английском языке — это самое простое и универсальное, не требующее составления плана на каждый урок.

Если попытаться робко возразить, что мне бы разговорный английский, а не отличие Present Perfect Continuous от Past Perfect Continuous, то вам предложат так называемый Speaking Club («разговорный клуб»). Он всегда идёт бонусом к основному курсу и широко рекламируется менеджерами школ. Об эффективности такого формата мы расскажем отдельно в одной из наших следующих публикаций.

5. Какой объем словаря человек выучит за курс, и насколько он совпадает со списком самых распространенных слов английского языка.

Если вы хотите окончательно загнать в ступор менеджера или методиста, который с вами беседует — это беспроигрышный вариант. Ни в одной из школ нам не смогли назвать конкретных цифр. Где-то пытались на ходу прикинуть, где-то переводили тему на мобильное приложение, в одной школе просто зачитали названия глав учебника.

6. Есть ли домашнее задание.

Если в какой-то школе вам, как и нашему разведчику, радостно сообщат, что домашнее задание можно не делать — бегите оттуда сразу! Во-первых, учеба без закрепления — это бесполезная трата времени, во-вторых, это показатель того, что школа абсолютно не заинтересована в вашем прогрессе, и вы предоставлены сами себе.

7. Цена.

О цене есть смысл говорить, только когда все остальные пункты отвечают вашим требованиям, так как, по нашим наблюдениям, цена и качество предлагаемых услуг вообще никак не коррелируют друг с другом. Стоимость урока с русскоговорящим преподавателем варьируется от 700 до 1300 руб. При этом урок — понятие растяжимое: где-то он длится 50 минут, где-то 40, нам даже встречались занятия с носителем языка длительностью 20 (!) минут.

Итак, современная технологичная форма обучения — не всегда показатель качества. При выборе курсов всё же стоит обращать больше внимания на содержание (то есть на программу обучения), а не на форму.

В последние несколько лет появился отдельный класс программ и мобильных приложений, облегчающих запоминание слов и конструкций. Кроме того, уже есть методы компьютерной обработки текстов. Они позволяют отбирать слова и языковые структуры по частоте использования, что значительно упрощает подбор и очередность изучения слов и конструкций. Это позволило на высоких уровнях изучения языка, где начинается специализация языка в какой-то среде (бизнес, искусство, наука и т.д.), формировать словарь конкретно этой среды. Это очень полезные инструменты, которые помогают в обучении. Но без грамотного специалиста, который с помощью этих программ выстроит эффективный курс, не обойтись.

Попытки интерактивного обучения вообще без преподавателя уже появились и в будущем можно представить себе некие крупные платформы с продуманной программой, с большим количеством разнообразных практик и отслеживанием прогресса. Но пока это всё находится, мягко говоря, в зачаточном состоянии: кто разговаривал со смарт-колонками, голосовыми помощниками Алисой или Сири, тот поймет.

Наша школа английского языка достаточно безболезненно перешла в онлайн-формат благодаря тому, что мы и раньше пользовались современными программами в области обучения, например, платформами корпусной лингвистики или мобильным приложением для изучения словаря, на групповых уроках мы использовали конференц-связь, а некоторых индивидуальных клиентов успешно ведем полностью дистанционно. Тем не менее, мы с нетерпением ждем, когда вновь сможем принимать учеников в нашем офисе.

специализированные программы изучения английского языка для взрослых

Сайт: www.spell-nn.ru

E-mail: info@spell-nn.ru

Группа ВКонтакте

Группа в Фейсбуке