«Во главу угла ставится эстетическое решение школ — внешняя привлекательность, современные отделочные материалы. Учащиеся должны почувствовать себя лучше, чем в наших стандартных школах».
В январе было заключено концессионное соглашение между Нижегородской областью и Первой концессионной компанией «Просвещение» о создании крупнейшего образовательного центра в регионе. Это уникальный проект не только для Нижегородской области, но и для России. Предполагается, что комплекс на 4550 мест будет состоять из трех учебных корпусов в Нижнем Новгороде (на бульваре Южном, в Верхних Печерах и в границах улиц Машинная-Победная), а также центра дополнительного образования на Бору. Все корпуса будут объединены общей образовательной программой. Планируемый объем инвестиций — 6,2 млрд руб. Комплекс должен начать работу в 2021 г.
Функции генерального проектировщика единого образовательного центра выполняет «СЗ НО «Дирекция по строительству». Директор АО Андрей Нечаев рассказал NN.DK.RU подробности о проекте.
Андрей Владимирович, как ваша компания вошла в этот проект? Почему выбрали именно вас?
— Мы, пожалуй, предложили наиболее удобные условия сотрудничества для концессионера. Наш контракт составлен таким образом, что мы работаем по принципу open book, то есть заказчик видит, что происходит и может участвовать во всех процессах, оперативно вмешиваться и принимать решения.
Сейчас мы выступаем генеральным проектировщиком, а в дальнейшем также планируем подписать контракт на генеральный подряд по строительству данного комплекса. Что запроектировали, то и исполнить.
Сама идея концессии, как мне кажется, правильная. Она позволяет не нагружать бюджет, необходимые средства будут привлечены силами концессионера из различных источников, основной из которых — кредитные займы.
Что представляет собой сам комплекс?
— Цель комплекса — создание единой образовательной среды, способствующей самореализации каждого ученика в самых разных сферах деятельности, формированию высокоорганизованной успешной личности. Ключевая идея заключается в формировании школы двух ступеней: базовой школы (1-6 класс) и старшей школы (7-11 класс). На первой ступени учащиеся получают универсальную подготовку, в том числе изучение иностранных языков, а на второй — предусмотрены не менее десяти различных направлений подготовки (гуманитарное, техническое, художественное, социально-экономическое, академическое, IT и т.д.).
Специфика образовательной концепции комплекса заключается в том, что создается модель сетевого взаимодействия всех учебных корпусов, связанных общими педагогическим принципами и системой дополнительного образования. Комплекс является многоуровневым образовательным центром, где представлены программы общеобразовательного и дополнительного образования. Во второй половине дня реализуются программы дополнительного образования с использованием учебного оборудования по единому расписанию всех учеников комплекса по всем направлениям и на разных уровнях сложности (ознакомительном, базовом и углубленном).
Такова концепция единого образовательного центра, подготовленная во взаимодействии с правительством Нижегородской области, ведущими педагогами и ГК «Просвещение».
Именно эта концепция станет ключевой для проектирования. В школах многоуровневого образовательного центра на территории Нижнего Новгорода будет создана оптимальная образовательная среда, использованы интерактивные формы организации учебного процесса для активизации деятельности учащихся, основанные на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность , выработку нравственных убеждений. Осуществляя идею дополнительного образования, проектные решения должны учитывать необходимость создания условий для реализации педагогического пространства, а значит планировочно будут определены универсальные классы, в которых после уроков будут работать кружки и секции различных направленностей: управление личными финансами, потребительское право, моделирование экономики и менеджмента, робототехника, инженерное дело, программирование, гуманитарные предметы, среди которых журналистика и иностранные языки.
А на Бору на месте лагеря «Искра» в рамках единого образовательного комплекса будет работать центр дополнительного образования. Там у детей будет возможность отдыхать, заниматься спортом и при этом не отставать от школьной программы. То есть что-то вроде детского лагеря с учебным уклоном.
Раньше, когда мы планировали строительство новой школы в микрорайоне, скажем так, «школа приезжала к детям», а в этом проекте напротив — дети будут приезжать в образовательный центр и получать качественное образование.
Родители хотят дать своим детям лучшее в развитии ребенка, водят его в различные секции и кружки, для чего нередко вынуждены уходить с работы. С появлением единого образовательного центра эта проблема исчезнет. Ребенок сможет весь день провести на его территории.
А как будет выглядеть комплекс?
— Архитектурное-планировочное решение нам диктует педагогическая концепция, требования строительных норм и правил, оптимальное соотношение конструктивных, функциональных и эстетических параметров здания с учетом экономических аспектов.
Одним из основных параметров, необходимых для успешного обучения являются готовность и уровень оснащения учебных классов, где дети и учителя проводят большую часть своей школьной жизни. Классы должны быть оснащены техникой и оборудованием в соответствии с современными требованиями.
Ну и, конечно, во главу угла ставится эстетическое решение этих школ — внешняя привлекательность, современные отделочные материалы, красивые общественные пространства. Учащиеся должны почувствовать себя в корпусах этого комплекса лучше, чем в наших стандартных школах, порой плохо освещенных, с узкими коридорами и большим количеством лестниц.
Особое внимание также будет уделяться благоустройству школьных территорий, на которых планируется не только стандартная спортивная площадка, но и, например, зеленая зона, где могут проводиться занятия с обучающимися, ведущими учебно-исследовательскую, творческо-поисковую работу по индивидуальным программам и проектам. Ставится задача эффективно использовать пространство не только внутри школы, но и снаружи.
Словом, все решения направлены на то, чтобы ребенок получил не только комплекс обучающих, специализирующих и развивающих навыков, но и возможности для творчества, досуга в интересах развития личности, психологическую разгрузку, помогающие семье и обществу адаптировать школьника к социальной действительности.
В России такой проект реализуется впервые, поэтому подсмотреть за кем-то просто нет возможности. Конечно, мы консультируемся с министерством образования, компанией-концессионером, ведущими педагогами, архитекторами и технологами.
Какие сложности и особенности в этом проекте есть?
— Подготовленная нами документация будет проходить государственную экспертизу проектных решений на соответствие техническим регламентам, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, антитеррористической защищенности объекта, результатам инженерных изысканий. Поэтому одна из целей проекта все те творческие идеи, которые есть у педагогов, архитекторов и технологов привести в соответствие с действующими нормами и не выйти за бюджет.
Комплекс должен начать работу в 2021 г. Все-таки сроки довольно сжатые. Реально ли завершить объекты к этому сроку?
— Первостепенная задача сейчас — сделать качественную проектную документацию. Поэтому сейчас мы бросаем на это все свои силы. Только тщательно выполненный проект становится основой для обеспечения высокоэффективного строительства, дальнейшей эксплуатации введенных в эксплуатацию объектов, соблюдения бюджета в целом по проекту. Как правило, в чем корень проблем, что порождает риски возникновения аварийных ситуаций, ненадлежащее качество строительства, из-за чего уходят сроки? Из-за ошибок проектирования, неорганизованности, отсутствия финансирования или применения нестандартных, редких материалов и оборудования, которые требуют длительных сроков поставки. Думаю, в этом проекте удастся таких факторов избежать.