«У человека все можно отнять, кроме того, что у него в голове. Во всех веках и во всех обществах образование было двигателем прогресса и позволяло достичь лучшего уровня жизни».
Окончание школы — серьезное финансовое и психологическое испытание для современных молодых людей и их родителей. В колонке для NN.DK.RU ресторатор Денис Алексеев рассказал, что после 11 класса его дочь никуда поступать не будет, а возьмет Gap year — перерыв на год, чтобы сделать осознанный выбор будущей специальности. По поводу такого решения разгорелась целая дискуссия.
Председатель правления ПАО «НБД-Банк», председатель комитета Нижегородского законодательного собрания по бюджету и налогам Александр Шаронов придерживается мнения, что сегодня образование нужно как никогда, поэтому перерыв даже в год может лишить ребенка главного шанса в жизни.
Александр Шаронов, председатель правления ПАО «НБД-Банк»:
— Нельзя экономить на медицине, образовании и безопасности. Это три важнейшие статьи расходов. Можно сэкономить на автомобиле, развлечениях, отдыхе. Но эти три статьи — приоритетны.
И говоря об образовании, я говорю, в первую очередь, о детях. Потому что это те инвестиции, которые точно не пролетят зря. У человека все можно отнять, кроме того, что у него в голове. Во все века и во всех обществах образование было двигателем прогресса и позволяло достичь лучшего уровня жизни. Человек от животных отличается тем, что у него есть разум и есть технологии, которые он использует. А как раз уровень образования показывает, на каком месте человек в обществе находится.
Чем лучше образование у детей, тем больше у них окно возможностей в жизни. Если у тебя нет никакого образования, специальности, что ты можешь? Ну да, можно реализоваться в спорте или искусстве, но это же единицы суперталантливых, а у остальных в этих отраслях незавидная участь.
Другой вариант — простейшие, наименее оплачиваемые специальности. Чем меньше у тебя образования, тем менее ты ценен как трудовой кадр, тем меньше твоя зарплата. А чем больше у тебя компетенций, тем ты дороже стоишь. Мне кажется, тут и обсуждать нечего. Это общие слова, которые очевидны для всех.
У всех возможности разные, но нужно постараться дать своим детям наилучшее образование из тех, которые доступны. И не только с точки зрения выбора города, страны обучения и вуза. Доступность бывает разная: по деньгам, по способностям молодого человека после школы. Способности ведь тоже у всех разные. К примеру, я не смогу стать рекордсменом по прыжкам в длину, хоть убей. При выборе образования надо учитывать склонности и интересы — против желания загнать людей в счастье невозможно. И задача родителей здесь — донести важность образования до собственных детей.
К сожалению, у нас действительно не все это понимают. Хотя, например, даже на рабочих специальностях сейчас работают люди с высшим образованием, потому что уровень сложности современного оборудования требует высокой квалификации. Грань между «белыми воротничками» и «синими воротничками» сейчас стирается.
Молодой человек может совершить ошибку в выборе специальности после школы. Но в любом случае образование полезно, потому что оно расширяет кругозор, дает понимание того, что происходит в жизни, в обществе, в экономике. Если человек ошибся в чем-то и понял, что его интересы в другой сфере — это уже хорошо. У него есть цель. Гораздо хуже, когда ничего не хочется и ничего не интересно. Апатия и безразличие — самое сложное, в этом случае вообще непонятно, что делать. Если ошибся с выбором, то ничего страшного, понял, изменил курс — и вперед!
Дополнительный год отдыха не поможет ребенку осознать, чем он хочет заниматься. Как раз когда человек пошел учиться чему-то, то он сможет понять, что ему нравится и соответствует способностям. А не попробовав, он этого никогда не поймет. Где он попробует себя за год? В рабочих специальностях? Ну кем он там будет, дворником, грузчиком? И что этот опыт даст ему с точки зрения осознания своего призвания?
Раньше оканчивали школу в 16-17 лет, сейчас уже — в 18, в армию можно со школьной скамьи уйти. Нет времени отдыхать, это просто потеря еще одного года. Возможность получать новые знания, обучаться биологически тоже ограничена. Юные годы, когда мозг еще гибкий и готов впитывать новые знания, нельзя терять ни в коем случае.
И последнее: мозг требует постоянных тренировок и нагрузки. Если человек прервал процесс обучения, занимался чем-то другим, а потом вдруг захотел вернуться обратно, это всегда будет тяжело. Например, возвращаться в вуз после года перерыва на армию.
Решение о выборе вуза и специальности должно быть принято совместно ребенком и родителями. Если у родителя есть глубокая внутренняя убежденность в том, что именно это направление наиболее перспективно для его ребенка, тогда он имеет право настаивать. Не диктовать, а вести себя более настойчиво в разговорах с ребенком. Но окончательное решение стоит принимать только с согласия ребенка. Это его жизнь. И об этом не стоит забывать.
Хотя я редко в своей жизни встречал родителей, которые были бы глубоко убеждены в том, что именно нужно их ребенку. В нашем-то динамичном обществе, в стране с непредсказуемым будущим.
В этом отношении у нас уникальная страна. Куда общество шарахнется в ближайшие 15-20 лет, а именно такой горизонт надо рассматривать, никто не знает. Опять же, в чужую голову не залезешь. Это вроде бы твой ребенок, но ты все равно его до конца не знаешь, да он и сам не знает. Поэтому большинство родителей, на мой взгляд, ведут себя адекватно: высказывают свое мнение, но окончательное решение остается за ребенком.