«Моя дочь никуда поступать после школы не будет. Решили дать ребенку перерыв на год»
«Сложно понять, кем ты хочешь быть в 11 классе, не зная профессии. Но сейчас детям предлагают выбрать профессию в девятом классе. Российское образование движется в каком-то абсурдном направлении».
Конец 11-ого класса — серьезное финансовое и психологическое испытание для современных молодых людей. И еще большее — для их родителей. Ресторатор, совладелец пабов «Эль Капоне» «Шустрый Шмэль» и «Эрик Рыжий» Денис Алексеев в своей колонке для NN.DK.RU рассказал о том, как он и его дочь переживают это непростое время.
«Лучшее образование — индивидуальное»
— Мою дочку зовут Анастасия. В этом году она заканчивает 11 класс районной школы.
В начале нулевых я работал в НИРО (Нижегородский Институт Развития Образования) и был в курсе всех образовательных программ. Под каждую программу выпускался свой комплект учебников. В основном у сотрудников образовательных учреждений не было возможности разобраться в них, а тем более закупить необходимое количество. Поэтому они просили назначить им авторов и не менять методику каждый год. Но встречались и такие педагоги, которые продолжали учить детей по старым, иногда даже советским, учебникам. Они говорили: «Неважно, по каким учебникам мы преподаем. Главное, какие результаты покажет ученик на срезе или экзамене». Глядя на таких людей я понял, что самое лучшее обучение — индивидуальное. Оно позволило бы более качественно изучить предметы. Но, с другой стороны, считаю, что адаптация к социуму ребенку тоже необходима. Поэтому мы отдали дочь в самую обычную дворовую школу, которую, правда, ей пять раз приходилось менять из-за переездов.
И вот, среднее образование практически в кармане. Впереди остались только экзамены.
Всего ее выпускной класс обойдется нам порядка 50 тыс. руб. Считаю, что это небольшие деньги, и траты многих семей будут больше. Потому что дети будут поступать в вузы. А Настя, в отличие от большинства одиннадцатиклассников, в этом году никуда поступать не будет.
И мы, родители, ее в этом поддерживаем.
Вспоминая себя, к 11 классу я не понимал, чем хочу заниматься и чему учиться. Вот и дочь еще не разобралась. Конечно, у нее есть желание попробовать себя в дизайне, но пока неясно, получится ли развиваться дальше в этом направлении.
Наш родительский опыт также подсказывает, что не всегда полученное в вузе образование людям впоследствии пригождается. Большинство специальностей вузов научно направлены, они не прикладные. Когда поступаешь, например, на филологический, то тебя учат истории языка, что помогает потом правильно писать с точки зрения грамматики и излагать свои мысли. А вот как брать интервью, как быть журналистом или копирайтером приходится изучать «в полях» и перенимать опыт старших коллег. У меня достаточно знакомых, которые работают не в той сфере, где получали образование. Например, я лингвист. Но с языками не связан. Нашел себя в сфере гостеприимства. А один мой друг вообще не получал профильного образования. У него своя фирма и успешный бизнес.
Я считаю, куда практичнее сначала определиться с направлением своего развития, а потом повышать квалификацию знаний, поступив туда, где тебя научат будущей профессии. Тратить время, связи и деньги сразу на то образование, которое выбрал осознанно, не для галочки или по традиции.
А если дочь поймет, что ей нужно что-то прикладное, чему в вузах не учат, то поможем найти специалиста, который даст не только знания, но и умения.
Как мы учились давать «правильные» ответы
В итоге Настя не подтягивала практически ничего, чтобы поступить в вуз. Сдает она минимальный набор предметов (русский и математику) плюс обществознание. Этого современным дизайнерам вполне достаточно для поступления по баллам в профильные учебные заведения. Нужно еще иметь определенные художественные навыки, вот на них в этот год и можно сосредоточиться.
Соответственно, на репетиторов к ЕГЭ мы не планировали тратиться. Но совсем не прибегать к их услугам не вышло. Ближе к концу года у нас произошел конфликт со школой из-за того, что ребенок якобы не справляется с сочинениями на ЕГЭ. Меня даже к директору по этому поводу вызывали. Говорят так и так, ваш ребенок не умеет писать сочинения, хотя экзамены на носу.
Я взял ее сочинения, прочел дома и как лингвист-филолог не увидел в них ничего ужасного. Манера изложения и грамотность там на хорошем уровне. Ну да, структура где-то не совсем верно выстроена, мелкие помарки, но аргументация была достойная и логичная.
Однако сотрудники школы пояснили, что это-то и плохо — иметь свое мнение на любую проблему. Перед современными детьми на экзамене стоит задача не выразить свою позицию, а прийти к одному «правильному» ответу кто виноват и что делать. Оригинальная аргументация вне зависимости от того, насколько она адекватная, не рассматривается и засчитывается как «неподготовка» к теме.
Пришлось подводить ребенка к стандарту, установленному государством. То есть нанять репетитора по русскому языку. Она проведет с моей дочерью несколько занятий, за которые мы заплатим 8 тыс. руб.
Но по сути ЕГЭ мы не боимся. Да, сейчас модно рассказывать всякие ужасы об этом экзамене, но наш единственный страх перед ним заключается в том, что экзаменуемые будут находиться в незнакомом помещении с незнакомыми педагогами. Что касается баллов, то я прекрасно понимаю, что школам нужно себя зарекомендовать перед РОНО, и педагоги наверняка будут страховать детей, смотреть, кто как написал, указывать на критические ошибки, чтобы все написали правильно.
Я тоже заканчивал районную школу, но мы сдавали раньше экзамены по другой логике. Ты должен аргументировать любой свой ответ, который даешь преподавателю. Если математика, то не только решаешь, но и рассказываешь, как решал. Если сочинение пишешь, то поясняешь, почему пришел к тем или иным выводам. Соответственно, для проверки знаний использовались не тестирования, а система проверки аргументации. Ты не мог наудачу поставить ответ, и тебе бы его никогда не засчитали при поступлении. В целом учиться было сложнее, но зато образование получали более академичное.
При этом не было никаких «профильных» экзаменов и разветвленной сети профильных учебных заведений.
На мой взгляд, это разумно, ведь понять, кем ты хочешь быть в 11 классе, не зная профессии, не поработав в ней, достаточно сложно. Но сегодняшним школьникам предлагают определяться уже в девятом классе. А в начале 2000-х были даже предложения начинать профильное образование детей со второго класса. Такой вот нонсенс. Допустим, олимпиадами и срезами получится как-то понять во втором классе, насколько велики способности ребенка в счете и письме, но больше ничего же еще не понятно. Современное российское образование движется в этом же абсурдном направлении.
Хотим как в Европе
При этом я понимаю логику государства, которому сейчас нужны специалисты в определенных сферах, а не армия менеджеров. Так в СССР было: все были инженерами. У меня в трудовой книжке даже есть запись, что я — «инженер по внешней экономической деятельности». Эта должность давала мне менеджерские полномочия, но профессию «менеджер» получить тогда было невозможно, и слово инженер служило ему нередко заменой.
Сегодня стране нужны токари, слесари, люди, которые будут работать на промышленных предприятиях. И школы отрабатывают этот заказ, убеждая родителей после девятого класса перевести ребенка в ПТУ.
В Европе внедрена похожая на нашу система образования, но существует такая штука, как Gap year, когда человек, не знающий, чем он хочет заниматься и чему учиться, делает перерыв после школы на год. И заодно зарабатывает деньги себе на обучение, так как оно стоит там больших денег.
Высокая цена высшего образования заставляет европейских детей делать не быстрый, но очень осмысленный выбор. Кроме того, после колледжа или института принято доучиваться в университетах, не жалея времени на образование.
Мы — про-европейская семья в этом плане. И потому решили дать своему ребенку тайм-аут на один год. Позволить ей отдохнуть от учебы, поработать, посмотреть, в каких сферах могут быть востребованы ее способности и таланты.
Что касается выпускных мероприятий, то последний звонок у нее ничуть не отличается от нашего. Разве что театральные постановки в школе дополнились видеороликами – чувствуется, технологии не стоят на месте.
Дочь выбрала на выпускной стиль одежды отличающийся от классического. Что же, это ее желание. Пусть при переходе во взрослую жизнь она знает: ее желания должны исполняться.
Источник фото: Денис Алексеев