Меню

Дмитрий Проскура: «Кто-то должен быть пассионарием цифровой экономики»

Иллюстрация: Ростелеком

Доля классической телефонии на рынке телеком-услуг стремительно падает. Люди выбирают высокоскоростной интернет. Что в этой ситуации предпринимает «Ростелеком»?

Весной этого года в «Ростелекоме» была принята новая стратегия развития до 2022 года. Приоритет – расширение доли влияния цифровых услуг для населения, бизнеса и государства.

 

Чемпионат мира проверил на прочность

 

По словам вице-президента, директора макрорегионального филиала «Волга» ПАО «Ростелеком» Дмитрия Проскуры, показатели бюджета, определенные новым стратегическим планом на этот год, будут выполнены и даже перевыполнены – как по выручке, так и по прибыли (в том числе чистой). Заметно вырастет общая доля цифровых услуг – до 60-62% портфеля «Ростелекома».

Дмитрий Викторович, почему телефонии в продуктовом портфеле «Ростелекома» отводится незначительная часть?

- Рынок стремительно меняется, роль классической телефонии неуклонно падает. Это общемировая тенденция. В Америке сейчас задействованная емкость фиксированной телефонии составляет 6%, у нас – примерно 11-12%.

Пик развития телефонии в нашей стране пришелся на 2003-2004 годы. Но очень быстро люди обзавелись мобильными телефонами и стали отказываться от стационарных. Сейчас в Поволжье чуть меньше двух миллионов абонентов классической телефонии, их число сокращается.

Поэтому теперь семимильными шагами осваиваем рынок цифровых услуг. В целом год оцениваем как очень интересный. Он был непростой, но мы очень многое сделали.

 

Какие тенденции вы могли бы отметить?

- Существенно вырос запрос на скоростной интернет. Люди в сети учатся, отдыхают, смотрят потоковое видео. Выросло поколение, не мыслящее себя без интернета. Они выбирают тарифный план «Игровой», обеспечивающий скорость от 200 Мбит/с.

Драйвером стало интерактивное телевидение – рост востребованности услуги измеряется в двузначных числах. Это то, что касается физических лиц.

Аналогичная ситуация по цифровым продуктам для малого и среднего бизнеса: «Виртуальная АТС», «Виртуальный ЦОД», «Управляемый Wi-Fi»… Предприниматели прямо говорят: «Не хотим ставить обычную АТС, она устарела, необходимо управлять звонками в зависимости от потребностей предприятия».

 

Если говорить не о продуктовой линейке, а о самых значимых проектах, какой бы Вы выделили?

- Безусловно, чемпионат мира по футболу. Мы отвечали за три стадиона – в Нижнем, Самаре и Саранске: видеонаблюдение, безопасность, цифровая инфраструктура вокруг арен, технологическая платформа и программное управление Wi-Fi. При колоссальном скоплении народа все работало безупречно, на Wi-Fi не было ни одной жалобы. Считаю, что мы справились на «отлично».

Отметил бы проекты по видеонаблюдению, по фото- и видеофиксации, – мы в Поволжье уделяем их развитию большое внимание. Сейчас уже идет речь о том, чтобы с обычных камер распознавать номерные знаки, о масштабной интеллектуальной видеоаналитике.

 

 

Безопасность стоит доверить профессионалам

 

«Ростелеком» уже несколько лет активно занимается вопросами кибербезопасности. В этом году была закрыта сделка по приобретению 100% акций компании Solar, крупнейшего игрока на рынке информационной безопасности.

В основе наших технологий – понимание того, что настоящая информационная безопасность возможна только через предварительное обследование, отработку реальных и потенциальных угроз, непрерывный мониторинг. Продукты и сервисы нашей дочерней компании «Ростелеком-Solar» предоставляют такие услуги, и мы уже видим, что в них есть потребность. Сейчас ведем непростое обследование двух очень крупных холдингов. На основании данных моделируются угрозы, выстраивается схема фильтрации и правил. Недавно компания «Ростелеком-Solar» открыла в Москве Security Operations Center – центр управления инцидентами: защита, регулярное отражение атак. В Поволжье плотно работаем с энергетиками, коммунальщиками, представителями сырьевого сектора, у которых сформировался запрос на киберзащиту. И уже есть люди, которые понимают, что случится, если компьютерная программа не вовремя откроет вентиль.

 

Сейчас очень много говорят о государственном подходе к цифровизации...

- Мы являемся инфраструктурным партнером государства и многое сделали для села. К концу 2019 года мы охватим оптикой большинство населенных пунктов, в которых проживает от 250 до 500 человек. Россия – первая в мире в реализации проекта такого масштаба. Я не говорю, что каждый житель подключится – это вопрос его намерений, желания и платежеспособности. Но такая возможность появится у каждого. К слову, в Австралии одно из правительств ушло в отставку, когда оказалось неспособным сделать подобный проект в масштабах страны.

Кроме того, мы обладаем инфраструктурой ЦОДов и крайне впечатляющими темпами увеличиваем их емкости. Сейчас услугами наших центров обработки данных пользуется и Росреестр, и другие федеральные организации.

 

Макрорегионы могут проявлять инициативу?

В сентябре «Ростелеком» предложил абонентам мобильное приложение Wink – интepaктивнoe TB, paбoтaющee нa paзличныx элeктpoнныx уcтpoйcтвax: телевизорах, смартфонах, планшетах, телефонах. Cпиcoк контента впечатляет: coтни пoпуляpныx poccийcкиx и зapубeжныx кaнaлoв, тыcячи фильмoв, мультфильмов и cepиaлoв co вceгo миpa. Wink уже пользуется большим спросом.

 

Дмитрий Викторович, как изменился потребительский спрос корпоративных клиентов?

 

- Существенно увеличилось число заказчиков из крупного бизнеса. Часть клиентов в прошлом году с нашей помощью провели модернизацию ИТ-инфраструктуры.

Малый и средний бизнес стремится оптимизировать затраты на связь и ИТ. Этим запросам отвечает наше предложение «Быть в плюсе». У предпринимателей есть возможность подключить в одном пакете интернет, всевозможные сервисы с 50% скидкой «Виртуальная АТС», «Wi-Fi для бизнеса», «ТВ для бизнеса», «Видеонаблюдение», «СМС-реклама»), а бесплатно пользоваться мобильной связью. Естественно, пакетное предложение дешевле, чем подключение услуг по отдельности. Кроме того, предприниматели могут выбрать именно тот сервис, который поможет решить проблемы конкретного предприятия.

 

Как строится работа по технологическим решениям? Всё ли «спускается» из центрального офиса или макрорегионы могут проявлять инициативу? Были ли примеры тиражирования нижегородского опыта?

- Если решение типовое и опробованное, то экономически выгоднее передавать по вертикали решение одно для всех. Но новые предложения от регионов возможны. Например, несколько лет назад мы стали инициаторами проекта «Безопасный город» в Нижегородской области. На тот момент подобного не было нигде. Потом наш опыт, наши схемы получили распространение по стране. Если есть хорошая инициатива, ее примут и будут использовать в регионах.

 

Главные направления на 2019 год – это…

- Проект «Умные остановки» (в Нижнем Новгороде уже начата реализация). Здравоохранение – очень бы хотелось запустить ЦАМИ (центральный архив медицинских изображений). ЖКХ – будем заниматься автоматизацией и внедрением цифровых систем в отрасли. И очень активно будем развивать услуги в сфере интернета. Также в следующем году в Нижнем, скорее всего, появятся площадки компании «РТК-ЦОД» по обмену трафиком (пока подобная площадка в макрорегионе есть только в Самаре). Это значит, что качество и скорость передачи больших данных будут еще выше.

 

Наталия Лисицына