Меню

Дмитрий Груданов - 20.12.2010

Весь уходящий год Волго-Вятский филиал X5 Retail Group, крупнейший ритейлер Нижегородской области, проработал под руководством Дмитрия Груданова. За 2010 год компания открыла в Нижегородской обла

История работы компании X5 Retail Group в Нижегородской области началась в 2006 году , когда был открыт первый супермаркет «Пятерочка» в Дзержинске. На сегодняшний день в регионе компания представлена уже 79 магазинами и одним распределительным центром.

Наставил региону «Пятерочек»

Весь уходящий год Волго-Вятский филиал X5 Retail Group, крупнейший ритейлер Нижегородской области, проработал под руководством Дмитрия Груданова. За 2010 год компания открыла в Нижегородской области 20 дискаунтеров «Пятерочка», в том числе семь — в Нижнем Новгороде. Можно смело говорить о том, что это самый удачный год за все время присутствия X5 Retail Group в регионе. Общая торговая площадь открывшихся магазинов в текущем году составила более чем 6,5 тыс. кв.м. Региональные власти и эксперты отмечают компанию в качестве одного из серьезных работодателей в регионе: за 2010 год Х5 создала почти 700 новых рабочих мест.
В целом Х5 приветствует усилия властей и понимает желание правительства поддержать нижегородских производителей. Многие товары имеют высокое качество и способны конкурировать с товарами, ввозимыми в область. По данным компании, в торговых сетях Х5, расположенных в Волго-Вятском регионе, доля товаров местных производителей в товарообороте магазинов в отдельных категориях составляет около 30%. Полки с представленными на них товарами нижегородских производителей выделены специальными стопперами с лозунгом «Покупайте нижегородское!». В основном это производители кисломолочной, мясной продукции, хлебобулочных изделий, например Дзержинский мясокомбинат «ДЭМКА», птицефабрика «Сеймовская», «Молоко» (Городец) и другие.
Все больше расширяясь в Нижегородской области, компания в 2010 году сделала особый акцент не только на количестве магазинов, но и на контроле за качеством представленной продукции в сетях. Так, в декабре 2010 года стартовал новый этап программы «За качество отвечаю!», которая помогает ритейлеру установить обратную связь с покупателями. Теперь любой посетитель магазина, нашедший на полках упаковку продукта, сроки годности которого истекли, может обратиться со своей находкой в администрацию магазина и в благодарность за помощь бесплатно получит от Х5 свежий продукт, аналогичный найденному.
Дмитрий Груданов уверен, что такой крупный ритейлер должен кроме реализации товаров уделять внимание и благотворительности. Это особый аспект в работе компании. В 2010 году Х5 реализовала несколько социальных проектов по помощи системе образования, а также оказала финансовую поддержку в спасении жизни тяжелобольных детей. Пять лет подряд в регионе осуществляется благотворительная программа «Перекресток» — школам» при поддержке департаментов и управлений образования семи крупнейших городов Нижегородской области: Нижнего Новгорода, Дзержинска, Бора, Арзамаса, Выксы, Городца, Заволжья. Кроме того, для оказания помощи детям магазины компании — гипермаркеты «Карусель» и супермаркеты «Перекресток» — аккумулируют денежные средства во всех городах присутствия. Собранные средства поступают в специализированный фонд «Линия жизни», единственной целью которого является помощь тяжелобольным детям.

Считается, что продуктовый ритейл — одна из самых привлекательных сфер для инвестиций в регионе. Даже в кризис этот рынок не понес таких катастрофических потерь, как строительный или автомобильный ритейл. Тем не менее серьезного роста ритейл после кризиса так и не показал. Эксперты не исключают, что прорыв отложен на 2011 год.

Ситуация на нижегородском рынке продуктового ритейла мало чем отличается от общероссийской: экспансия федеральных сетей, развитие франчайзинга и маркетинговые уловки местных игроков, чтобы не просто выстоять, но и развиваться. Правда, ни 2009 год, ни 2010 год для нижегородского рынка не принесли серьезных цифр роста. Происходит постепенное увеличение количества магазинов продуктовой направленности. В то же время новые серьезные игроки не торопятся приходить на нижегородский рынок. По мнению экспертов, скорее всего, это связано с пока еще не очень стабильной экономической ситуацией: многие опасаются выходить на рынок. Да и банки, по мнению многих аналитиков, до сих пор не улучшили условия кредитования для бизнеса.
Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, оборот розничной торговли пищевыми продуктами за январь — октябрь 2010 года сократился, но незначительно, на 0,9%, и составил 139,4 млн руб.
Перечень основных игроков нижегородского продуктового ритейла в этом году тоже не пережил революций. В качестве наиболее значимых игроков эксперты называют X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), «Магнит», SPAR Middle Volga (управляет сетью Spar), «АШАН», «Ленту», «Метро», «Копейку», ВКТ (управляет сетями «Райцентр», «Точка»), «Калинку», «Народный». По результатам аналитических исследований видно, что региональные сети заметно проигрывают федеральным и иностранным игрокам. Даже несмотря на то, что нашествие федералов временно приостановилось, местные сети живы, но выстоять им непросто. Они упустили формат гипермаркетов, даже франчайзинговых, не очень сильны в супермаркетах. Зато местные игроки стараются активно развиваться в Нижнем Новгороде и области в формате небольших магазинов.
При этом на перспективном нижегородском рынке доминирующего положения не было и нет ни у одного ритейлера. Крупнейшему игроку— X5 Retail Group, — по собственным оценкам, принадлежит 7,5%. Не отстает от лидера по темпам развития и самый удачливый франчайзер нижегородского продуктового ритейла— SPAR Middle Volga, который в этом году открыл «Евроспар» на Казанском шоссе.
Мнения экспертов разделяются по поводу насыщенности нижегородского рынка. Одни утверждают, что рынок уже близок к насыщению, другие считают, что, по сравнению с Европой, рынок сетевой торговли развит слабо. У него есть огромный потенциал для роста.
Стоит отметить, что рост сетей ограничивает серьезная проблема — нехватка торговых площадей в Нижнем Новгороде. Даже если компания готова строиться, интересные площадки давно заняты. Поэтому игроки пытаются решать вопрос в том числе и за счет выхода из областного центра в районные. Между тем в региональном правительстве отмечают, что второстепенные города области и райцентры пока только ждут, когда же сетям станет тесно в Нижнем Новгороде и в провинции начнется настоящая экспансия продуктовых ритейлеров.
Елена Евсеева