Нежелание многих представителей рейтинга "100 крупнейших компаний" рассказывать о своих результатах косвенно свидетельствует о том, что инвестактивность замерла, а сложностей в работе стало больше.
Происходящие в экономике страны события меняют акценты в бюджетной политике России, направляют их на рост производственных активов и производственной базы предприятий. Общая выручка участников рейтинга — 100 крупнейших компаний по итогам 2014 г. — составила 1383,5 млрд руб. Сейчас неплохо себя чувствуют компании, ориентированные на экспорт, а также те, чья основная деятельность связана с оборонной и пищевой промышленностью. Это подтверждает и статистика: 38 участников рейтинга — это промышленные и производственные компании, 33 — предприятия торговли.
Кроме того, далеко не все компании, попавшие в топ-100, показали положительную динамику выручки (75 компаний) и чистую прибыль (83 компании).
Десятка первых
Шесть компаний-лидеров показали рост выручки по итогам 2014 г., а три — незначительное падение. К первой группе относятся ООО «Лукойл-нижегороднефтеоргсинтез» (+104%), АО «Выксунский металлургический завод» (+113%), ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» (+105%), АО НИК «Атомэнергопроект» (+114%), ПАО «ТНС Энерго НН» (+107%) и ОАО «Газпром-межрегионгаз Нижний Новгород» (+103%). Ко второй — ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (-11%), ООО «Автозавод ГАЗ» (-14%) и ООО «Газпром-трансгаз Нижний Новгород» (-8%).
Первую десятку покинула компания ТГК-6, которая была упразднена 1 декабря 2014 г. в связи с реорганизацией структуры генерирующих активов КЭС-Холдинга. Вакантное место заняла компания «Сладкая жизнь», которая увеличила свою выручку в 2014 г. почти вдвое (до 52,7 млрд руб.) и поднялась с 11-го на 5-е место.
Как говорит директор регионального центра «Приволжский» АО «Альфа-Банк» Александр Люлин, у компаний, связанных с пищевой промышленностью (от сельхозпроизводителей до торговых сетей), открылись возможности для роста.
«Наш банк обратил внимание на эту отрасль, мы предлагаем компаниям инвестиционное кредитование и удобный сервис расчетно-кассового обслуживания».
Управляющий директор ВМЗ Александр Барыков рассказывает, что в сохранении финансовой устойчивости предприятия помогают специально принятые в конце прошлого года программы повышения операционной эффективности, а также пересмотр объемов инвестиций и сокращение текущих расходов:
«Также мы стремимся заменить импортные комплектующие для обеспечения производства российскими аналогами. Несмотря на сложности, общая стратегия завода не меняется. Вместе с другими заводами ОМК мы стремимся стать поставщиком комплексных решений для добычи и транспортировки нефти и газа для топливно-энергетического комплекса».
Определяющим в росте объемов производства ВМЗ является динамика проектов по строительству нефте- и газопроводов в России и за рубежом, в том числе — «Силы Сибири».
«Ранее ОМК поставляла трубы для крупнейших российских и международных проектов: Nord Stream, Балтийская трубопроводная система, Северо-Европейский газопровод, «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», «Джубга — Лазаревское — Сочи», «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Южный Поток», «Южный коридор» и других. Мы очень надеемся, что заявленные трубопроводные проекты будут реализовываться в заявленные сроки. Ведь это во многом будет определять наше финансовое положение, возможность также активно реализовывать социальные и благотворительные программы в Выксе, развивать рабочие места», — отмечает Александр Барыков.
Между тем, в производстве железнодорожных колес второй год ВМЗ переживает ощутимый спад. Его причина — сокращение потребления на основном для завода внутреннем рынке на фоне демпинговых поставок колес в Россию из Украины.
Так, по итогам 2014 г. ВМЗ произвел на треть меньше колес, чем в 2013-м — 450 тыс. единиц. Сокращение продолжилось и в 2015 г. — за три квартала было выпущено 235 тыс. колес, что на 30% меньше чем за аналогичный период 2014 г.
«Сокращение рынка вынудило нас впервые за многие годы в августе отправить персонал сталеплавильного цеха, который выпускает стальную заготовку для производства колес, в вынужденный простой больше чем на два месяца и приостановить работу цеха», — говорит управляющий директор завода.
Однако, по его словам, на днях Евразийская экономическая комиссия ввела пошлину на колеса из Украины в размере 4,75%. Решение о ее введении было принято по результатам антидемпингового расследования.
Экспортный потенциал
Объемы реализации продукции биохимического холдинга «Оргхим» (47-е место в рейтинге, динамика выручки +107%, доля экспорта в общем объеме продаж — более 60% оборота) за последние два года выросли почти на 40%, с 4,7 млрд руб. до 6,5 млрд руб. Основной фактор роста — запуск установки «Норман-4» по производству зеленых масел и увеличение их производства на 50 тыс. т в год. Проектная мощность четырех установок, работающих на современной производственной площадке в Урене Нижегородской области, составляет 110 тыс. т готового продукта в год.
«В первом квартале 2015 г. объем продукции «Оргхим» на экспорт составил порядка 1 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 30%. Это связано прежде всего с увеличением поставок текущим клиентам — ведущим шинным и каучуковым компаниям, в числе которых GoodYear, Bridgestone, Pirelli, Continental, Hankook, Nokian и каучуковые Kumho, LG Chem, Lanxess, Petrochina, Synthos, Eni», — рассказал генеральный директор биохимического холдинга «Оргхим» Николай Ходов.
В планах компании — открытие в Малайзии производства продукта "Norman" (нефтяных неканцерогенных масел-наполнителей для изготовления синтетического каучука, автомобильных шин и других резинотехнических изделий). Производственные мощности завода в Малайзии лишь частично покроют потребности растущего азиатского рынка. Поэтому российский «Оргхим» продолжит поставки на экспорт — в Европу, Азию и другие регионы.
«Также мы планируем существенный прирост выпуска лесохимической продукции холдинга за счет организации глубокой переработки скипидара и канифоли и получения высокоэффективных продуктов для использования их в дорожной отрасли, при произодстве клеев, в парфюмерной отрасли и других отраслей», — говорит Николай Ходов.
АО «Нижегородский масложировой комбинат» (НМЖК, диначика выручки 92%, 20-е место в рейтинге) стремится сохранить баланс в своем развитии. «Несмотря на кризис, в 2014 г. мы завершили инвестиционные проекты по майонезам и соусам в Нижнем Новгороде, серьезно модернизировали линии производства туалетного и хозяйственного мыла. В 2015 г. запустили вторую очередь цеха жарки семечек на нижегородской площадке. Наконец, в этом году, несмотря на действительно непростую ситуацию, мы завершили строительство и ввели в эксплуатацию новый маслоэкстракционный завод группы компаний «НМЖК» в Оренбургской области. Завод удваивает наши мощности по переработке подсолнечника, и мы рассчитываем, что он существенно укрепит наши позиции и как переработчика, и как экспортера. Подсолнечное масло — основной ингредиент при производстве майонезов, соусов, маргаринов, поэтому для нас критически важно продолжать развивать сырьевую стабильность всей вертикально интегрированной структуры Группы», — отмечают на предприятии.
Стратегия группы компаний «НМЖК» не поменялась: цель компании — быть лидером масложирового рынка России. Изменения коснулись тактики работы предприятия. Например, из-за снижения покупательной способности россиян были внесены коррективы в ассортимент по всему спектру продукции НМЖК — продукты питания, пищевые ингредиенты, косметическую продукцию и мыло. В линейке продукции для потребителя была запущена крупная фасовка популярных маргаринов и спредов. Такой выбор был сделан по результатам исследования, которое показало, что в кризис покупатель чаще делает выбор именно в пользу больших упаковок.
Прибыль — в развитие
АО «Нижфарм» (13-е место в рейтинге, динамика выручки 113%) вошло в субрейтинг десяти самых прибыльных компаний. Чистая прибыль предприятия по итогам 2014 г. превысила 1,4 млрд руб. По словам генерального директора АО «Нижфарм», старшего вице-президента STADA по России, СНГ и странам Юго-Восточной Европы Дмитрия Ефимова, то, что компания с 2005 г. является частью крупного международного концерна STADA, дает возможность заимствовать средства внутри Группы компаний. Кроме того, и собственная прибыль «Нижфарма» инвестируется в развитие производства и продуктового портфеля.
«Бизнес-модель компании предусматривает продажу не только собственных продуктов, но и импортных лекарств компаний-партнеров и сестринских компаний внутри глобальной STADA. Так мы развивали свой бизнес на протяжении последнего десятка лет, и эта модель показала свою устойчивость. В связи с девальвацией рубля у нас появляется дополнительный смысл в локализации некоторых продуктов, которые ранее производились на зарубежных площадках, или поиске локальных замен, которые ранее закупались по импорту. В регионе у нас уже сложились хорошие партнерские отношения с некоторыми компаниями, например, компания «Промис» обслуживает нас достаточно давно и занимает большую долю в наших закупках упаковочных материалов», — рассказывает топ-менеджер.