Меню

Александр Хинштейн:

Из девяти депутатов Госдумы от Нижегородской области именно Александр Хинштейн отвечает всем чаяниям региона и его властей— это типичный лоббист, работающий уже два депутатских срока. Правда, забо

Политологи уверены, что депутат Государственной думы РФ от Нижегородской области Александр Хинштейн — фигура далеко не регионального масштаба. Этого парламентария называют политическим противовесом губернатору Валерию Шанцеву и видят в нем альтернативный центр влияния в регионе.

«критикуя областную власть, выполняю наказ губернатора»

Из девяти депутатов Госдумы от Нижегородской области именно Александр Хинштейн отвечает всем чаяниям региона и его властей— это типичный лоббист, работающий уже два депутатских срока. Правда, забота о регионе, «как о ребенке», не мешает ему выступать с критикой «отцов» Нижегородской области.
К законодателям разного уровня применяют слово «лоббист». Вы кто— лоббист или законодатель?
— Одно другому не противоречит. Законодательная деятельность сама по себе несет основы для лоббизма. Если помогаешь какому-то ведомству, то, безусловно, надеешься, что и ведомство поможет тебе в депутатской работе. Мне хотелось бы считать себя лоббистом. Да, я лоббист! Это не постыдно. Депутат должен быть лоббистом. Это понятие существует и в мировой практике. Посмотрите на европейских или американских парламентариев. Если я являюсь депутатом от Нижегородской области, то я буду продвигать интересы своей территории. Это нормально, это здоровая депутатская конкуренция. И представителям других регионов никто не мешает заниматься тем же. Я отстаиваю интересы Нижегородской области, но не упрекать же меня в этом! Ведь нельзя же упрекнуть в заботе о собственном ребенке. Вот и здесь ситуация примерно такая же.
Настоящие детища депутатов— это законы. Какие федеральные законопроекты стали знаковыми для бизнеса в 2009 г.?
— Я бы отметил изменения в налоговом законодательстве. Госдума РФ приняла поправки в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, освобождающие от уголовной ответственности граждан, впервые «пойманных» на уклонении и заплативших недоимку, пени и штрафы до окончания следствия. Повысился размер суммы уклонения. Нам ведь важнее добрать недоимки в бюджет, а не посадить бизнесмена в тюрьму.
Считаю важным принятие Закона «О торговле», который предполагает жесткий контроль за торговыми надбавками на сельхозпродукцию. Недопустима ситуация, когда сельхозпроизводители вынуждены отдавать продукцию ниже себестоимости, а до потребителя она доходит по цене в несколько раз превышающей отпускную. Наше сельское хозяйство и так не может выжить без дотаций государства.
А как бы Вы оценили работу нашего регионального парламента? Его называют «шанцевым инструментом» за лояльность к губернатору Валерию Шанцеву.
— Мне бы не хотелось давать оценку моим региональным коллегам. Но я вижу, что сегодня Законодательное собрание, конечно, уже не то яркое и политически активное, как это было при председателе Евгении Люлине. Вот так и бывает— поменялись всего две буквы в фамилии спикера (председатель ЗС НО Виктор Лунин— Прим. ред.) и, заметьте, какая разница. Яркая тому иллюстрация— «Закон о депутатском расследовании Нижегородской области». Странно, что губернатор, представитель другой ветви власти, предложил депутатам проект этого закона. Кстати, документ тоже немного странный— он не распространяется на главу региона и его окружение. Это же снижение парламентского контроля за исполнительной властью!
Зато действующий созыв регионального парламента отмечен печатью особой значимости— он будет утверждать кандидатуру губернатора в августе текущего года. Какова роль депутатов в этом процессе? Они просто нажмут на кнопочки?
— Я бы не стал сводить депутатскую работу только к нажиманию кнопочек. Это, прежде всего, серьезная партийная работа. Кандидат в губернаторы будет предложен партией, победившей на выборах, то есть «Единой Россией». К тому же у нас почти все руководство регионального отделения партии находится в региональном парламенте. То есть это будет партийная работа и партийное решение в итоге. Это не просто нажимание кнопочек.
Противостояние губернатора и мэра в Нижегородской области стало уже традиционным. Что мы наблюдаем сейчас в конфликте губернатора Валерия Шанцева и мэра Вадима Булавинова— борьбу должностей или личностей?
— Есть регионы, где подобного конфликта не существует. Например, в Новосибирской области. Просто потому, что там губернатор— сам бывший мэр В нашем же регионе, я думаю, это борьба личностей. А впрочем, я бы сказал, что это не столько борьба, сколько оборона от агрессии.
С чьей стороны агрессия? Мэр обороняется от губернатора?
— Я сказал, как считаю, а кто от кого обороняется— трактуйте сами.
Как вы охарактеризуете политическую ситуацию в Нижегородской области в целом?
— Конфликты, безусловно, вносят разлад, тормозят развитие нашего региона, которому и так блеснуть особо нечем. Но есть и другая сторона. Нижегородская область вновь стала живой, превращается из деревни Сусанино в политически активный регион.
У нас же губернатор родом из Сусанино!
— Так и есть.
Вы позволяете себе критиковать работу правительства Нижегородской области и даже губернатора. Это плохая примета для критикуемых?
— Это плохая примета для всех. Помнится, когда я шел на выборы, губернатор Валерий Шанцев отозвался обо мне как о человеке, который всегда говорит правду о существующем положении вещей и ничего не боится. Так как губернатор сам, будучи единоросом, голосовал за нашу партию на выборах Госдумы и является по сути моим избирателем, то я выполняю его же наказ и пожелание— говорю все так, как есть на самом деле.
Ну и как у нас обстоят дела с коррупцией? Вы известный борец с мздоимцами. Как Нижегородская область выглядит на фоне других регионов?
— Воруют, везде воруют. Где-то, может, с оглядкой, а где-то топорно и открыто. Меня поражает вседозволенность. Вообще непонятно, как некоторым удается совмещать работу в региональном правительстве и руководство коммерческими структурами? Еще более непонятно, как непосредственное начальство спокойно на все это смотрит. Разумеется, у меня возникают вопросы.
Еще раз депутатом захотите поработать от Нижегородской области?
— Этот вопрос нужно задавать не мне, а партии и избирателям. Все будет, как они решат. Лично я считаю это высокой честью. По ментальности я уже стал нижегородцем. А место рождения вообще мало что определяет.

Александр Хинштейн
Депутат Государственной думы
Родился 26 октября 1974 года в Москве в семье инженеров.
Образование: Окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Получил второе высшее юридическое образование в Московском университете МВД России.
Карьера: С 1992 г. работал журналистом газеты «Московский комсомолец». В декабре 2003 г. избран депутатом Государственной думы по Семеновскому одномандатному избирательному округу № 122 (Нижегородская область), став одним из самых молодых парламентариев (29 лет). В декабре 2007 г. повторно избран в Государственную думу по Нижегородскому региональному списку ВПП «Единая Россия».