«Я думала, что моего многолетнего опыта с лавандой достаточно для выращивания, но эта весна откинула меня на шесть лет назад. Я вынуждена была более 30 процентов растений заменить».
В Нижегородской области прошел лавандовый бум, вызванный открытием лавандовой фермы близ деревни Зубаниха в Дальнеконстантиновском районе. В этом году ферму посетили более 2500 туристов.
Создатель лавандовой фермы в Нижегородской области Ольга Юрочкина рассказала NN.DK.RU для каких целей выращивает лаванду, как идея продала сама себя и сколько можно заработать на лаванде.
Ольга, как возникла идея выращивать лаванду в Нижегородской области?
— Началось все с того, что я купила в обычном магазине пакетик с семенами: 150 штук в пакетике за 88 рублей. И подумала: “Я же целое поле смогу вырастить”. Купила и начала изучать как сажать, при том, что я ни разу не агроном.
Вы планировали вырастить поле для себя или сразу задумались о бизнесе?
— Я всегда мечтала заниматься бизнесом. Анализировала идеи, смотрела франшизы, но, начиная расчеты, говорила “нет”. Я искала уникальную и востребованную идею. И где-то в этих муках родилась идея лаванды. Семь лет назад я посадила и вырастила первые 200 растений на своем приусадебном участке и начала экспериментировать.
Сейчас лаванда высажена на другом участке?
— После того как я поняла, что лаванду в принципе с определенными нюансами можно выращивать, я захотела эту тему масштабировать. И начала искать землю. Я ничего не понимала в этом, никогда не покупала землю в таких объемах и обратилась к юристу. Долго ждала результат, но юрист оказался мошенником, а я осталась без денег.
Мечта моя практически рухнула. И после этого я занялась всем сама. Только через полгода я получила землю и начала ее обрабатывать.
За год я превратила 12 га целины в подготовленную для посадки растений землю.
С какими трудностями столкнулись в выращивании?
— Я думала, что моего многолетнего опыта с лавандой достаточно для выращивания, но эта весна откинула меня на шесть лет назад. Я вынуждена была более 30 процентов растений заменить. Ранняя весна оказалась настоящим шоком для лаванды. Корни в еще промерзшей земле, а весеннее солнце вытянуло из кроны влагу. Буквально за неделю многие растения высохли. Но это опыт, я поняла, как работать и с этим. Тем не менее, на поле сохранились растения, которые и эту весну пережили. Я иду через селекцию, сейчас с этих растений возьму черенки и воссоздам, по сути, аналогичные растения.
В планах нижегородский прованс?
— Да, для этого мне нужно еще лет пять-семь, когда все растения будут как одно сильное и мощное.
Для чего изначально выращивали лаванду?
— Изначальная цель — флористика. Я искала сорт лаванды, который могла бы использовать для сухих букетов. Читала много зарубежных источников, в итоге нашла сорт — гибрид “Феноменал”, который не осыпается, содержит больше масла, устойчив к вымерзанию и засухе. Я начала искать, где его можно приобрести, и первые пять тысяч растений мне вырастили в Голландии. В разгар пандемии 2020 года мне прислали первые 5 тысяч голландских саженцев. Первая зима была холодной, без снега. Я догадалась постелить агроволокно, что спасло растения при температуре воздуха минус 35. В общем, выжили эти растения.
Сколько растений выжило из 5 тысяч?
— 80 процентов. Я считаю, что 20 процентов — это минимальные потери. У меня есть график, я вела учет каждого ряда, анализировала, почему в одном ряду погибло пять процентов, а в каком-то более тридцати. Училась на своем опыте.
Сколько средств вы вложили в бизнес на начальном этапе?
— Это приобретение участка, его обработка, приобретение саженцев, посадка, покупка минитехники для обработки междурядий. Самой пришлось управлять мотоблоком. Я понимала, что нужно делать технологичные процессы, но я и так уже вложила деньги, а точного понимания, можно ли на этом заработать, у меня не было.
Был бизнес-план, теории и версии. Но я не хотела тратить полмиллиона на покупку трактора, и вопрос оставался — можно ли вообще на этом заработать?
Вы ответили на свой вопрос? Можно ли заработать на лаванде в Нижегородской области?
— Колхозные паи я купила за 20 тысяч рублей каждый — их два. Плюс порядка 50 тысяч рублей за юридическую помощь по оформлению земли. Около 150 тысяч стоила первоначальная обработка почвы. На ней были вековые сорняки, там нельзя ни рожь, ни пшеницу, ничего вырастить, там суглинки и песок. А лаванде — это то, что нужно. Стало тяжело обрабатывать междурядье, купила минитрактор в 2020 году за 530 тысяч рублей. Освоила его, сама провожу сельхозработы. Ну и саженцы стоили в районе 1 евро за штуку.
Сколько сейчас стоят сухоцветы лаванды?
— Если оптом продавать, то с одного гектара можно заработать порядка 1 200 000 рублей. Это оптовая продажа. Но у меня все разлетается в розницу, мне нет смысла заниматься оптовой.
Кто ваш покупатель?
— Весь урожай 2023 года ушел в розницу. Я сама крутила букетики и получала от этого огромное удовольствие. Кроме букетов большим спросом пользуются саженцы. Они у меня районированные. Я выращиваю их сама уже на нижегородской земле.
Буквально на днях проездом из Беларуси заехали ко мне туристы, говорят, нужен такой-то сорт, а я выкапываю и не верю своим глазам, что это вырастила я. Шикарное качество саженца, он уже не голландский, а нижегородский.
Ну и флористы. Моя лаванда прекрасно смотрится в сухих букетах.
Продавать продукцию планируете только у себя на ферме?
— Я хочу зайти в розницу с вендинговыми аппаратами уже в этом году, где можно продавать сухоцветы. У меня выращено достаточно материала, через неделю он будет готов к реализации. Пока работаю над этим.
Вы сейчас зарабатываете только на лаванде?
— Поле сейчас мой основной источник дохода. Спрос на саженцы колоссальный.
Задумывались об экспорте нижегородских саженцев?
— Почему бы нет, если я смогу делать это дешевле и качественнее, чем европейцы? Даже с условием транспортировки.
Думали о том, чтобы свой сорт вывести?
— Думала, но пока недостаточно знаний, все силы брошены на то, чтобы научиться выращивать этот сорт. Но хочется создать что-то свое, нижегородский сорт.
Помимо цели использования лаванды в сельском хозяйстве вы говорите о туризме. Уже в этом году произошел какой-то лавандовый бум у нижегородцев. Как о ферме узнали люди? И какой поток гостей вы встречали в этом году?
— В прошлом году на поле незаконно проникла нижегородская блогер, сфотографировалась, опубликовала и оставила координаты. Мне рассказали об этом знакомые, я ей позвонила, стала разбираться. В том году я работала в найме, у меня не было времени сидеть в качестве охраны на поле, я училась выращивать лаванду и никак не была готова принимать людей. И вдруг я понимаю, что сейчас хлынет толпа туристов. Тогда их было около 1000 человек. И я поняла, что нужно еще делать некоторую зону отдыха. В этом году число туристов достигло 2500.
Вы вкладывались в рекламу?
— Это сарафанное радио. Я искала уникальную идею.
И она сама себя продала?
— По сути да. Я не вкладывалась в рекламу вообще, мне продолжают поступать звонки с вопросами о приезде на ферму, но сезон уже закончился, мы собрали лаванду.
Вы принимали гостей бесплатно?
— Бесплатно я людей принимать не могла, для меня прием — это мои затраты. Поставила минимальную цену в 300 рублей в прошлом году. В этом году в утренние часы сохранила цену на том же уровне, но вечер пришлось поднять. Иначе на ферме было бы просто тесно.
Кто встречал людей?
— Сама сидела на входе и работала вечером и в выходные дни. Я была как белка в колесе: по будням в найме, по вечерам на ферме, в выходные в 6 утра начинала обрабатывать землю, а вечером принимала гостей.
Я поняла, что люди еще хотят приезжать и смотреть на это растение. Я сама проводила экскурсии, давала мастер-классы по изготовлению эфирного масла. Кто когда-нибудь видел, как делается эфирное масло? Мало кто. Я давала мастер-класс по черенкованию, учила людей, как выращивать растение, делилась своими секретами.
Для вас стало неожиданностью, что идея сухоцветов сама собой дополнилась еще и туристической направленностью бизнеса?
— Идеи о том, что это будет туристическая зона не было никогда. Основная цель была научиться выращивать лаванду как сельскохозяйственную культуру в наших широтах и импортозаместить растение из-за рубежа: Голландии, Италии и Китая. Для меня было разочарованием, что меня начали воспринимать как фотостудию. Я не хочу быть фотостудией.
С одной стороны я хочу сделать из этого сельскохозяйственную культуру, с другой — зону отдыха, чтобы люди могли восстанавливаться: дышать этим воздухом, созерцать краски. Мне сыпались претензии, что у нас широкие ряды, а я сельхозпроизводитель, мне нужно обрабатывать землю. Я, конечно, понимаю, что есть потребность приехать, красиво одеться и пофотографироваться в рядах лаванды. Безусловно, я буду думать, раз есть такая потребность, значит, нужно удовлетворить ее и сделать что-то.
То, что продается надо продавать?
— Да, но миссию свою я вижу в другом. От туристов я слышала "а сделайте как в Крыму”. Начинаю читать, там растет лаванда сорт “Синева”. И в этом году в мае я высадила 5000 саженцев “Синевы”, она зацветет в следующем году. В конце июня — “Синева”, в конце июля — “Феноменал”. И будет как в Крыму.
Куда планируете двигаться помимо выращивания новых сортов и увеличения масштабов?
— Планов много — флористика и косметика собственного производства. В этом году очень удачный был выход масла эфирного. Я добилась в наших широтах два процента масла от объема перерабатываемой лаванды. И у меня сейчас есть необходимый объем масла, который я могу сдать на анализ, понять, что содержится в масле нижегородской лаванды. Если все нормально, пойду дальше в производство косметики.
Первая цель — сделать лаванду сельскохозяйственной культурой Нижегородской области.
На будущий год планируете новый туристический поток, какую инфраструктуру еще будете развивать на ферме?
— Кроме задачи увеличить поле в пять раз, есть задача по созданию инфраструктуры. Нужно построить зоны отдыха, площадки для занятия спортом, сцену, домики для проживания. Хочу проводить фестивали, и концерты. Превратить лаванду в нашей широте в сельскохозяйственную культуру задача сложная. Лаванда у нас не растет. Но я хочу, чтобы она росла.
Читайте также на NN.DK.RU — Карстовые провалы и кадровый голод. Как строили новую птицефабрику в Нижегородской области.