Меню

Договариваемся «на берегу» и распределяем роли партнеров. Главное с бизнес-завтрака DK

Иллюстрация: Архив ДК

Стоит ли делить компанию с кем-то? Как предотвратить корпоративный конфликт и какие шаги нужно делать при передаче семейного бизнеса? Эти вопросы обсудили спикеры и гости мероприятия.

На первом в этом году бизнес-завтраке «Делового квартала», который прошел 25 января,  приглашенные спикеры и участники дискутировали на тему «Ничего личного, или как строить бизнес с друзьями и родственниками». Партнером мероприяти выступила компания Zepter International (ЦЕПТЕР Интернациональ). 

Один в поле не воин

Алексей Житков, генеральный директор ООО «СтилТэкс» (производство и продажа оборудования для пищевой промышленности) в своем выступлении поделился опытом ведения бизнеса с партнером на протяжении 12 лет.

На момент открытия нашей компании мы знакомы были с партнером всего три месяца. Мы не были ни друзьями, ни партнерами. Да, можно сказать, что это верх легкомыслия и абсурда, но практика показала, что эта система работает. И уже в процессе работы мы стали друзьями. Это как в сказке «Волшебник изумрудного города»: мы прошли долгий путь и в течение этого пути мы обрели то, что хотели найти: дружбу, сердце, ум и т.д., — рассказал спикер.

Несмотря на то, что в мире есть много примеров развития компаний в одиночку, Алексей Житков считает, что один в поле не воин, и строить бизнес лучше с партнером.

Он также поделился правилами взаимодействия с партнером, чтобы не допускать ошибок:

- Больше разговаривать и уметь  договариваться;

- Разделить функционал/направления/ зоны ответственности;

- Определить доли и % распределения прибыли;

- Как расходимся, если не пошло;

- Не винить партнера в общих не удачах;

- Считать деньги, каждый должен знать куда и что ушло.

В заключении он добавил, что соблюдая эти правила, их компании за 12 лет удалось нарастить ресурс для развития и увеличения производственных мощностей, продолжать движение в стороту разработки уникального ассортимента и наращивать ежегодно выручку на 18-20%.

«Чем меньше будет конфликтов между соучредителями, тем все будут веселее и богаче»

Дмитрий Балабайкин, генеральный директор ООО «Б2МОТОР НН» (торговля автозапчастями) рассказал историю своих знакомых — Пети и Васи, которые в свое время организовали общий бизнес, но в конечном итоге им пришлось расстаться. Свой рассказ он назвал «Кувалда в солидоле». 

«Встретились однажды два старых друга и решили они открыть автосервис. Вложились в бизнес по 40 тыс. долларов. Вася направлял клиентов, Петя "рулил" ремонтом автомобилей. Проходит определенное время, клиентов все меньше и меньше, прибыли Вася не видит никакой. В один прекрасный день Вася заходит в автосервис и видит на дорогом оборудовании – компьютере, который занимается сход-развалом колес за 10-15 тыс. долларов, лежит кувалда в солидоле. У Васи созрело определенное решение – поменять Петю на другого директора, который будет выполнять работу качественнее. А Петя сказал, что его все устраивает, он оформлен директором и что юридически сместить его невозможно», — рассказал спикер.

Дальше долго шли приперательства. В итоге Петя взял кредит в 20 тыс. долларов, отдал их Васе и они разошлись.

По мнению Дмитрия Балабайкина, можно было подобной ситуации избежать, если бы партнеры выполнили следующие действия:

- заключили партнерское соглашение;

- четко распределили роли в бизнесе.

Прежде чем организовать бизнес с партнером вспомните про «Кувалду в солидоле» и составьте партнерское соглашение. Чем меньше будет конфликтов между соучредителями, темы все будут веселее, богаче наша страна будет богаче, — заключил спикер. 

Плюсы и минусы семейного бизнеса

Михаил Ермошин, генеральный директор ООО «КОРОНА» (производитель садово - огородного и снегоуборочного инструмента) выступил с темой «Как успешно продолжить семейный бизнес и нарастить оборот компании до 2 млрд руб.». Он сам с 2005 года начал свою трудовую деятельность в компании отца и в 2017 г. 100%-ное управление перешло к нему.

Он в первую очередь рассказал о том, какие надо предпринять шаги по передаче бизнеса:

1. Подготовка компании к передаче. Она включает в себя (диагностику предприятия, запускается процесс улучшений в проектных командах, вырабатывается миссия и ценности, создается структура предприятия, направленная на выполнение целей компании, вводится система финансовой ответственности, пересматривается система вознаграждений, вводится институт независимых директоров.
2. Подготовка наследников. С самого раннего возраста брать их с собой на работу, обсуждать вопросы по бизнесу – заинтересовывать, отправлять на сажировки –  как на собственном предприятии, так и на «дружественных», по возможности с сильными семейными традициями.
3. Подготовка собственника: 

- Безвозмездная передача. Тогда учредитель должен позаботиться об источниках существования своей семьи после передачи.
- Выкуп наследником бизнеса с различными вариантами платежей. Например в виде процента от прибыли компании. Этот пункт является самым сложным, так как бизнес для собственника – смысл жизни! Он просто не представляет своей жизни вне его. А еще еобственник подсознательно боится, что наследник-преемник всё завалит. 

Чтобы избежать ошибок, нужно заранее определиться с будущим вашей компании. ответить на вопрос: что будет после вас? Ведь рано или поздно вам придется отойти от дел. И если вы решили начать процесс передачи - не затягивайте и обязательно пользуйтесь теми знаниями, которые уже накоплены в этой области. Так же читайте книги, статьи, семинары, сайты – это вам очень поможет, — заключил спикер.

«Все счастливые партнерства устойчивы одинаково, каждое распадающееся — распадается по-своему»

Мария Никитина, управляющий партнер ООО ЮФ «Делмари» поделится опытом предотвращения корпоративных конфликтов.

По словам спикера, 1/3 предпринимателей расстается с партнерами по бизнесу. И основные причины конфликтов - это:

1. Разные взгляды на бизнес (ценностные установки);

2. Халатное отношение к обязанностям;

3. Несоблюдение договоренностей;

4. Иные причины.

Что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов?
По мнению Марии Никитиной, во-первых, нужно понять, если вы можете работать без партнера — лучше работать без него. Во-вторых, тщательно выбирать партнера, и в-третьих — обязательно заключать партнерское соглашение: обсудить вопросы взаимодействия ДО начала совместной работы и письменно зафиксировать все договоренности.

NN.DK.RU благодарит партнера мероприяти — компанию Zepter International (ЦЕПТЕР Интернациональ). Миссия компании вдохновляет на то, чтобы сделать себя и своих близких здоровыми и счастливыми. "Живите дольше, живите лучше" — вот девиз, с которым компания работает в России уже более 30 лет. Цептер — это совершенное качество, изысканный дизайн и высокая технологичность.