Меню

«Человек будет работать хорошо только за личный интерес, а не за шубохранилище моей жены»

Почему на рынке труда начался кадровый голод, когда изменится ситуация с нехваткой сотрудников и как замотивировать менеджеров продавать? Эксперты обсудили эти вопросы на бизнес-завтраке NN.DK.RU.

23 сентября «Деловой квартал» провел в ресторане «Строгов» бизнес-завтрак, на котором нижегородские предприниматели обсуждали создание эффективной команды и ее мотивацию.

Партнером бизнес-завтрака стал банк «Центр-инвест», который оказывает услуги физическим и юридическим лицам. 

«Когда поймешь, кто ты и что нужно, сможешь сделать стратегию»

Генеральный директор «Упаковполиграфкартон» и ТД «Центр-Т» Андрей Тюриков рассказал о своем подходе к разработке стратегии. В 2019 г. предприниматель приобрел ТД «Колиз», который находился в плачевном финансовом состоянии. За два года компания перестала быть убыточной, а в 2021 г. стала приносить прибыль.

Он вспомнил, как в 2000 г. он работал в структурном подразделении Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, где было четкое планирование, расписанное на пять лет. В основе компании стояли операционная, тактическая и стратегическая деятельность. Именно там он приобрел навыки планирования.

Сейчас все очень быстро меняется и горизонты стратегического планирования смещаются вниз. Работая в Сыктывкарском лесопромышленном комплексе в начале 2000-х, я получил хороший опыт планирования. В компании его расписывали на пять лет. Сегодня стратегические задачи ставятся не на 5-10 лет, как раньше, а лишь на год. 

Спикер уверен, что при разработке стратегии у бизнесмена должно быть четкое понимание того, чего он хочет, а бизнес-план должен быть объемом не более листа формата А4.

Андрей Тюриков заметил, что бизнес в России и в Европе работает абсолютно по-разному. За рубежом он строится по циклу Деминга: планируем-делаем-проверяем-думаем. А у нас все хаотично и срочно.

Мой рабочий день начинается с чтения всех имеющихся подписок и новостей, которые касаются моего бизнеса и сопряженных направлений. И это важно — следить за различными изменениями и событиями, происходящими не только у нас, но и на зарубежных рынках.

Бизнесмен также отметил, что если руководитель частной компании отходит от оперативного управления, то она, скорее всего, прекратит свое существование.

Во время обсуждения присутствующим понравилась модель стратегического планирования, которую представил Андрей Тюриков и многие задавали дополнительные вопросы.

«Должны понимать, куда направляетесь»

Председатель совета директоров «Автосуши и автопицца» Максим Бурганов в начале выступления продолжил тему предыдущего спикера про стратегическое планирование.

У нас на предприятии в рамках планирования проводится бюджетирование, есть стратегия, ставятся цели и задачи. Знаете, в книге Google есть такая фраза «Если у вас есть бизнес-план, то это плохо, но гораздо хуже, если его нет», то есть вы должны понимать, куда вы направляетесь, нужны ориентиры или разметка, по которой идти.

Предприниматель также поделился своим опытом управления коллективом и мотивации сотрудников на эффективную работу. 

В работе придерживаюсь принципа — человек будет работать хорошо только в том случае, если у него есть личный интерес. Никто не будет ничего делать во имя шубохранилища моей жены, во имя второго внедорожника моего брата или дополнительного дома для меня. Задача каждого руководителя — наделить всех подчиненных личным смыслом нахождения в компании. Сотрудник должен идти на работу со своей личной целью. И бояться потерять эту цель — будет его главной мотивацией делать все правильно.

Максим Бурганов считает, что у многих людей рано или поздно появляются карьерные либо материальные амбиции.

От многих соискателей, пришедших на собеседование, часто можно слышать: «Что вы мне можете предложить?». Рынок услуг сильно вырос и сейчас рабочих мест больше, чем людей. В общепите, например, нехватка кадров составляет 30%, это связано с демографической ямой, которая образовалась в середине 90-х годов из-за низкой рождаемости. Через несколько лет на рынок труда выйдут миллениалы, и тогда предприниматели смогут выбирать сотрудников, а не наоборот, — рассказывает бизнесмен.

При подборе персонала у собственника и генерального директора диаметрально разные взгляды и стратегии. Так, наемный сотрудник придерживается простого правила — если работник не понимает, значит, его увольняют, а если работает, то хвалят. Владелец компании выбирает по принципу «свой человек или нет».

Я ушел от операционного управления компанией и нахожусь в совете директоров, занимаюсь стратегией, инвестированием, монопроектами. Компанией управляет наемный директор, у которого две крайности — черное и белое. Я же всегда очень много говорю с людьми и даю им второй шанс. Люди, которые проработали в компании по 10 лет на руководящих постах, приносили мне по 10-20 заявлений об увольнении и я всегда их рвал, если верил в человека. Я очень много с ними общался, пытался давать им какой-то смысл в их работе, — делится Максим Бурганов.

Точки контроля и «принцип матери» в отделе продаж

Генеральный директор кадрового агенства «Нужные люди» Дмитрий Крехтяк отметил, что в бизнесе сегодня есть не только управленческие проблемы, но и разные ценности поколений. Так, многие миллениалы приходят на собеседование в шортах и сланцах, при этом, не имея должного опыта работы и образования, поднимают себе ценник.

Во всех компаниях я наблюдаю одинаковую картину. В начале месяца менеджерам выставляют план по продажам, к выполнению которого они приступают очень вяло, и раскачка длится около двух недель. Только во второй половине месяца они начинают активно совершать звонки. В результате план выполняется на 50-70%. Что же с этим делать? Расставлять точки контроля. Люди быстрее приходят к поставленному результату, если видят, что впереди осталось немного, а за спиной уже есть проделанный путь. При постановке глобальной задачи подчиненному, можно сделать декомпозицию цели — разбить на более мелкие. Далее озвучить сотруднику действия, которые он должен сделать в ближайшие три часа, и ставить жесткие точки контроля, — говорит спикер.

Также при постановке задачи можно использовать «принцип матери», который заключается в том, что сначала надо сделать самое сложное, а потом задания упрощать.

Во время выступления спикеров обсуждалось очень много вопросов. Особенно присутствующих интересовало, что делать с молодым поколением, которым при трудоустройстве нужно все и сразу, а работать они не хотят. Обсуждение темы вышло бурным и живым, но единого решения данной проблемы так и не нашли. 

Следующий бизнес-завтрак состоится 20 октября. Он пройдет в ресторане «Строгов». Темой обсуждения станет трансформация бизнеса. На мероприятии своим опытом поделятся директор ГК «3TREE» Инна Головачева и кандидат социологических наук, МВА, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента НФ НИУ – ВШЭ, консультант по управлению и развитию организаций бизнес-консультант, бизнес-тренер Михаил Плотников.

Для участия в бизнес-завтраке необходима регистрация.