Андрей Тюриков: «Неважно, как компания называется, важно, кто в ней работает»
Андрей Тюриков рассказал о вхождении в новый бизнес, разнице подходов у иностранцев и российских компаний, о «золотой середине», возрасте Христа и когда заниматься предпринимательством не страшно.
Андрей, как теперь звучит ваша должность?
— Андрей Алексеевич Тюриков, генеральный директор группы компаний «Упакполиграфкартон», генеральный директор ООО «Торговый дом ʺКолизʺ».
Ваше представление изменилось. Прежде чем я задам вопрос про появление в вашем портфеле ТД «Колиз», расскажите, что из себя представляет ГК «Упакполиграфкартон». Как я понимаю, это ваш старейший актив.
— На сегодня в группе компаний «Упакполиграфкартон» два юридических лица, основной вид деятельности обоих — оптовая продажа бумаги и картона. Одна компания занимается продажей бумаги и картона внутри страны, вторая — экспортными поставками, в основном в страны ближнего зарубежья. Мы профессионально занимаемся трейдерским бизнесом в своем сегменте. Своего производства картона у нас нет и не планируется. Во все мире продавцы занимаются продажами, а производители — производством. И только в нашей стране производители хотят сами продавать, но ситуация меняется. Мы осуществляем оптовые закупки на заводах и потом продаем мелкими партиями конечным производителям. Плюс для производителей, у которых мы покупаем: в нашем лице они имеют одного покупателя, осуществляющего большие оптовые закупки, мы платим деньги вперед, а потом этими деньгами кредитуем маленьких и средних производителей.
Вы сказали, что производством вы не планируете заниматься. Эта оговорка касается появления в вашей группе ТД «Колиз»? Как это произошло?
— Наверное, все было до такой степени хорошо, что я начал думать: куда пойти, когда все хорошо?
На сегодняшний день развивается такое направление бизнеса, как логистические услуги и продукты питания. В свою очередь, я рассматривал вхождение в другой бизнес и знал, что компания «Колиз» находится в достаточно сложном положении и ищет инвестора. Сейчас спрос на готовые бизнесы переживает падение, а при падении спроса достаточно дешев вход.
Где-то год назад я решил попробовать и вошел небольшой частью, инвестировав в эту компанию немного средств. В сентябре этого года я уже пришел как основной инвестор и приобрел контрольный пакет.
Я вижу, что несмотря на сложности, потенциал в компании есть. Не углубляясь в детали, почему она попала в такую ситуацию, я убежден, что я и коллектив «Колиз» сможем это поправить.
Как вы вообще пришли в предпринимательскую деятельность? Многие на этот вопрос отвечают, что случайно. Как у вас?
— Я бы не сказал, что это произошло случайно. Случайно я оказался в Нижнем Новгороде в 2000 г. Я в 33 года уволился из органов внутренних дел, не доработав девяти месяцев до пенсии. Возраст Христа, когда он совершал большие перемены; так и у нас получилось. Меня друг позвал в Нижний Новгород, и мы открыли здесь филиал Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. Несколько лет я проработал на него, потом на иностранную компанию «Европапир», затем организовал свою небольшую компанию, которая в очень короткий срок заняла лидирующую позицию в своем сегменте.
За счет чего?
— Я получил колоссальный опыт работы в этой сфере. Вначале меня учили наши учителя, которые занимались целлюлозно-бумажной промышленностью и продажами внутри страны. Затем, работая на иностранцев, перенял опыт их работы. После этого я понял, что в нашей стране очень мало компаний, занимающихся таким специализированным видом продаж, как продажа бумаг и картона для производства упаковки, хотя за рубежом это довольно распространено.
И вы увидели нишу…
— Да. Сложилось много факторов: меня достаточно долго учили, я много работал, и в конце концов, должно было повезти. И мне повезло.
Когда начинали, страшно было?
— Не страшно. Когда тебе 33 года, и ты стоишь перед выбором, что делать: у тебя семья, тебе ее надо кормить-поить, одевать-обувать, а у тебя ничего нет — тогда надо бежать вперед и работать. Страшно, когда у тебя что-то есть, есть что терять, а когда ничего нет — не страшно.
Сейчас, когда у вас появился такой актив как ТД «Колиз», вы уже не 33-летний парень, которому нечего терять. Сейчас не страшно?
— Не страшно потерять — я опасаюсь, что могу принять не совсем правильные решения. На сегодняшний день не секрет, что в экономике есть определенного рода проблемы, но они решаемы, под них надо очень быстро подстраиваться, приспосабливаться под новые веяния. Тот, кто вовремя не успеет перестроиться, может попасть в сложную экономическую ситуацию. Потому что все очень быстро меняется: культура потребления, уровень жизни населения, и зачастую не в лучшую сторону. Все может измениться за месяц, полгода, год. Но то, чем занимается компания — дистрибуция продуктов питания — имеет свой потенциал: люди все равно будут есть. Вопрос, что и в каких количествах, но это уже общее веяние рынка. Пусть продуктами питания я ранее не занимался, но умею торговать. А настоящему продавцу абсолютно все равно, что продавать. Есть узконаправленные особенности, связанные с продуктовой линейкой, но принципы торговли везде одинаковы.
Вы говорили, что в качестве наемного топ-менеджера вам удалось поработать и в российской, и в иностранной компаниях, и отовсюду вы взяли ценный опыт. Какой именно?
— Сильные стороны иностранцев: работают всегда по жестко налаженным связям, отработанным в течение многих лет и ситуаций. Но в этом и их сила, и слабость: когда они приходят на новый рынок — продолжают работать по тем правилам, которые сложились где-то, не примеряя их к стране.
Когда я отработал в иностранной компании первый год и приехал на доклад к генеральному директору (все свои задачи перевыполнил на 150-300 процентов), он, глядя на мой доклад, сказал, что я самый плохой директор. Я не понял. Почему? Разве я не выполнил задачи, не принес компании прибыль? А он перечислил целый список, какие должностные инструкции я нарушил при исполнении всех этих задач. Я уточнил: «Скажи мне, Стефан, а такой результат разве не достоин того, чтобы можно было допускать какие-то отступления от правил?» Он ответил: «Нет. Даже результат не позволяет тебе отступать от инструкций». И я спросил: «А если бы я не заработал эти 10 миллионов? Ничего не заработал и еще бы потерял 10 миллионов?» — «Тогда бы мы задумались, почему система работает неправильно. И после этого стали бы исправлять систему: значит, что-то в ней не работает».
То есть фраза «Цель оправдывает средства» — это не про иностранцев?
— На сегодняшний день — нет. Хотя они очень быстро обучаются и уже потом стали делать поправки на менталитет, сложившуюся ситуацию. Но на момент, когда они только приходят, стараются делать все по-своему.
Сейчас вы пришли на уже работающее предприятие. Какими были ваши первые шаги как генерального директора?
— С моим приходом мы закрыли все долги поставщикам, всю просроченную заработную плату и невыплаченные налоги. На первом месте — достойная своевременная зарплата сотрудникам, оплата поставщикам и доставка всех продуктов до торговых точек точно в срок.
Одним из слабых мест здесь был созданный на протяжении нескольких лет достаточно негативный информационный и деловой фон. Мы хотим поправить это, так как имидж в нашем деле — главное.
Неважно, как компания называется (если речь идет не о транснациональных гигантах), важно, что за люди в ней работают. Бизнес в России ведется не между компаниями, а между людьми. Я хочу переложить положительную репутацию, созданную у ГК «Упакполиграфкартон», на ТД «Колиз».
Структурные изменения вами проводились?
— Структурные изменения были и будут происходить, тут ведь главное — не навредить. Все будет происходить постепенно.
То есть вы не сторонник резких шагов?
— Я могу делать резкие шаги, если вижу, что они нужны. Поскольку я неоднократно видел, как люди заходят в бизнес (покупают или поглощают), как это делают иностранцы, и как — русские, то я взял лучший, на мой взгляд, опыт. Иностранцы, когда покупают бизнес, оценивают его вначале по бухгалтерским бумагам, потом приходят и год вообще ничего не меняют — наблюдают. Затем принимают решение, жизнеспособна ли организация, и после этого начинают делать конструктивные изменения. Наши заходят по-другому: все сразу сносят, а потом начинают разбираться, что же здесь было и что с этим делать.
Я предпочитаю средний вариант: ключевые посты отошли, конечно, новым людям. Их задача — смотреть и анализировать, что нужно поменять, усовершенствовать, а от чего отказаться полностью. Средний вариант позволяет взять под контроль бизнес, а потом принимать решения. Однако в некоторых случаях, касаемо расходов и прибыли, решения приходится принимать быстро.
Можно сказать, что все сложности компании «Колиз» вы видите преодолимыми?
— Так и есть. Например, сейчас мы совместно с основным поставщиком и стратегическим партнером «Колиз» на территории нескольких субъектов РФ (Нижний Новгород, Республика Чувашия и Кировская область) — группой компаний «АБИ ПРОДАКТ» в лице ее собственника и руководителя господина Аникеева — достигли договоренностей по ключевым вопросам. В результате «Аби Продакт» продолжит работу с ТД «Колиз» на указанных территориях, что приближает торговый дом к состоянию хорошей логистическо-дистрибьюторской компании продуктов питания.
Справка DK.RU