Меню

«Многие удачные названия уже заняты». Как компании отстаивают свои бренды

Патентный поверенный РФ рассказала, почему германская Beiersdorf AG захотела аннулировать у нижегородцев торговую марку и какие угрозы скрывает отсутствие зарегистрированного товарного знака.

На прошлой неделе почти незамеченно в информационном пространстве прошла новость о том, что суд по интеллектуальным правам повторно рассмотрел иск германской компании Beiersdorf AG к нижегородскому ООО «Аквафор».

Нижегородцам хорошо известна продукция под этим брендом: в торговых центрах можно встретить прилавки с узнаваемыми фильтрами для воды, но, как уже рассказывал NN.DK.RU, речь в суде была совсем о другом. Там решалась судьба этой торговой марки для косметических средств, в том числе, мыла и уходовой косметики.

Старший юрист патентно-правовой фирмы «Петухов и Партнеры», патентный поверенный РФ Татьяна Покровская рассказала NN.DK.RU о том, как нижегородский «Аквафор» сумел устоять в суде против крупнейшей германской компании и о том, как важно правильно выбрать товарный знак и вовремя его зарегистрировать.

Почему Beiersdorf AG захотела отнять у нижегородцев бренд?

— Очевидно, что действия компании Beiersdorf AG по обращению в суд за аннулированием товарного знака вызваны желанием стать собственником товарного знака Aquaphor для косметической продукции для дальнейшего коммерческого использования на территории России. Но поскольку российская компания «Аквафор» зарегистрировала товарные знаки Aquaphor и Аквафор раньше, то компания Beiersdorf AG решила использовать механизм аннулирования товарных знаков российской компании в судебном порядке. Нам удалось найти веские аргументы для сохранения правовой охраны товарных знаков нижегородской компании.

Из официального сайта компании Beiersdorf AG в России известно, что одним из ее ключевых брендов является марка Nivea, которая хорошо известна покупателям в нашей стране. Про марку Aquaphor компании Beiersdorf AG утверждать то же самое с подобной уверенностью мы не можем, но тем не менее это не отменяет интереса немецкой компании в продвижении продукции с использованием этой марки в России.

Представителей Beiersdorf AG интересовали в первую очередь уходовые позиции: косметические средства для ухода за кожей, которые удалось сохранить за компанией «Аквафор».

Германская компания добилась аннулирования регистрации бренда только в части не принципиальных для компании «Аквафор» товаров, нижегородская компания сохранила за собой коренные позиции: косметические средства, косметические средства для ухода за кожей, а также право использовать свои товарные знаки в отношении указанных товаров в дальнейшем.

Это позволяет нам говорить о том, что де-факто решение состоялось в пользу нижегородской компании.

Компания Beiersdorf AG работает уже 130 лет, ее продукция известна во всем мире. Компания «Аквафор» была создана в 90-е годы, как российско-американское предприятие. Тем не менее, как удалось вам победить такого гиганта?

— В такой категории дел, как досрочное прекращение правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием, масштабы деятельности истца не имеют определяющего значения — суд оценивает фактическое использование правообладателем, то есть ответчиком, оспариваемого товарного знака на рынке. В рассматриваемом случае как раз удалось доказать, что фактическое использование товарного знака нижегородской компанией имело место быть, и соответствующие доказательства были предоставлены суду.

Сейчас есть решение Суда по интеллектуальным правам как суда первой инстанции. Если будет кассационная жалоба, то мы рассчитываем, что решение также устоит в кассации.

Были ли случаи, когда компания пыталась в РФ зарегистрировать в качестве товарного знака на свое имя известные, в том числе мировые, бренды других компаний?

— Такие прецеденты были. В тех случаях когда суд поддерживает иностранного правообладателя, товарный знак которого в РФ хотя и не зарегистрирован, но известен российскому потребителю в том числе в связи с широкой мировой известностью, то в таких делах речь идет о том, что регистрация в качестве товарного знака известного бренда направлена на получение необоснованного преимущества за счет использования репутации этого бренда.

Есть хрестоматийный пример: некая компания, не связанная с иностранным производителем, зарегистрировала в России бренд «VACHERON CONSTANTIN» для своей одежды, обуви и головных уборов. Данное обозначение воспроизводило наименование и марку известного швейцарского производителя часов «VAGHERON&Constantin».

Путем судебных разбирательств швейцарской компании Vasheron&Сonstantin удалось добиться аннулирования регистрации. Точку в споре поставил Высший Арбитражный Суд РФ, который учел репутацию швейцарского производителя часов и его известность среди российских потребителей. Суд заключил, что регистрация товарного знака «VACHERON CONSTANTIN» могла ввести потребителей в заблуждение относительно товара и его изготовителя и обязал Роспатент аннулировать спорную регистрацию.

Еще один пример — когда вывеска «Шаурма» пишется с перевернутой буквой «М», напоминающей логотип Макдональдс. Были ли судебные разбирательства по этому поводу?

— Известно, например, о возбуждении антимонопольной службой по Пермскому краю дел против кафе «Wаурма» из-за использования товарного знака компании «McDonald’s».

Какой совет вы бы дали предпринимателям, которые сейчас ищут название для своего магазина? Например, в Санкт-Петербурге есть «Kupi-korm». По этому же принципу можно, наверное, открыть магазин «Доставка суши» и аналогичные.

— Можно. Но при этом нужно понимать, что подобные обозначения в абсолютном большинстве случаев относятся к неохраняемым, так как указывают на вид оказываемых услуг. Это означает, что зарегистрировать их как товарные знаки, то есть получить на них исключительные права за редким исключением, не получится. Отказ в регистрации таким обозначениям по абсолютным основаниям будет говорить о том, что на вывеске название размещать можно, но в дальнейшем будет невозможно запретить использование сходных названий другим лицам

Работая без зарегистрированного товарного знака, предприниматель рискует тем, что на рынке могут возникнуть недобросовестные конкуренты, которые возьмут такое же или сходное название, воспользуются уже наработанной репутацией, известностью бренда среди потребителей и вытеснят вас с рынка. А если конкурент зарегистрирует знак на себя, то может еще и потребовать от вас компенсации от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за незаконное использование «чужой» интеллектуальной собственности. Без свидетельства Роспатента отстоять интересы бизнеса будет крайне сложно.

На регистрацию мы рекомендуем заявлять фантазийные, искусственно образованные словосочетания — те, что не описывают товар и услугу напрямую, а, наоборот, способны отличить товары и услуги разных производителей друг от друга. Это уменьшает риски отказа в регистрации по абсолютным основаниям.

Можете привести примеры наиболее удачных названий?

— Вот, например, несколько товарных знаков, которые регистрировались специалистами нашей компанией в последнее время: Keramissa, QVEVRI, ЭКОСКАН, Crinolini, Head`smade, Гавриловка, Анастасия Микульчина, KICHKAstyle, Тибет, Монблан, ЯвПанаме, Крейзиму, NeuroSpace, Старый Батуми, Древний Кутаиси, Сахли, Минин, Кулибин, Дипломат.

С учетом того что уже зарегистрировано большое количество товарных знаков, по этой причине все сложнее найти название, которое обладало бы высокими шансами на регистрацию. Проще говоря, многие удачные названия уже заняты.