Каким запомнился 2020 год участникам банковского сектора? Какие программы пользовались наибольшим спросом? На эти и другие вопросы ответили руководители нижегородских банков.
На круглом столе, организованном «Деловым кварталом», участники банковского сектора подвели итоги работы в 2020 г., назвали важные тренды нового года и обсудили дальнейшие шаги в диджитализации банковского сектора.
Итоги 2020: без паники
Она добавила, что крупные банки увеличили сроки рассмотрения заявок по кредитам, что позволило «Металлинвестбанку» перетянуть спрос. Другие представители банков согласились, что льготные программы кредитования, предложенные государством, способствовали перераспределению клиентов на рынке.
Ситуация с пандемией ударила по всем бизнесам, и тем, кто обращался за реструктуризацией, изменением условий, мы шли навстречу. Проблемы клиентов — это проблемы банков. Просрочка не нужна никому. Год прошел с чистым портфелем, несмотря на все сложности, — сообщила она.
Драйверы рынка: 800-летие и госконтракты
Участники круглого стола также выделили отрасли, показавшие рост выручки по итогам 2020 г.: сельхозпроизводители, оптовая торговля, перевозчики (крупные игроки усилились за счет ухода с рынка более мелких), промышленность, дорожное строительство и ремонт, застройщики.
Нижнему Новгороду повезло, мы готовимся к 800-летию города, — говорит Елена Беляева, Металлинвестбанк. — В регион пришли беспрецедентные средства. Есть госзаказ на реализацию проектов по благоустройству, дорожному строительству и т.д..
Наталия Дороничева обратила внимание, что по ряду госконтрактов авансирование из бюджета доходит до 90%. «Обычно это от 10% до 40% от стоимости контракта», — отметила она.
Ипотечный бум: квартиры уходили за один день
В потребительском кредитовании драйвером роста в 2020-м стала ипотека, льготные ставки по которой вызвали рост цен на рынке жилья. Как сообщил Игорь Рожковский, к началу этого года российские банки выдали ипотечных кредитов на сумму более 1 трлн руб.
ВТБ в рамках госпрограммы выдал жителям России свыше 64 тыс. льготных займов на сумму более 200 млрд руб. В Нижегородской области клиенты банка оформили по ней более 600 жилищных кредитов на сумму 1,4 млрд руб. У нас программа занимает свыше 20% от общего объема ипотечных сделок, — сказал управляющий ВТБ в Нижегородской области.
По словам Натальи Рыжовой, в декабре центр ипотечного кредитования Альфа-Банка в Нижнем Новгороде выдал 170 млн руб. ипотечных кредитов: «Мы обогнали по выдаче многие крупные банки, хотя начали работать по этому направлению только с 2019 г. Квартиры уходили за один день, и очень важно было оформить ипотеку быстро, что мы и делали».
Инвестиции VS депозит
Низкие ставки по классическим депозитам подтолкнули к инвестированию многих людей, и инвестиционные продукты сегодня стали массовым предложением банков.
Помню, как появились инвестиционные продукты. Первое время был некий негатив по отношению к ним, потому что все привыкли к вкладам, где все четко расписано: когда вложил, когда забрал, сколько получил, все застраховано. Прошло три-четыре года, и от людей, напротив, идет запрос на инвестиционные продукты, — отметила Наталия Дороничева.
Она считает, что в 2021 г. интерес к инвестиционным продуктам со стороны населения только усилится: «Покупать и продавать ценные бумаги теперь можно в мобильном приложении банка, что очень удобно. Нет порога для входа — на брокерский счет или ИИС можно положить любую сумму и тестировать новый инструмент».
Наталья Рыжова подчеркнула, что рост интереса к инвестициям не повлиял на объем депозитов: «Несмотря на рост интереса к инвестпродуктам, мы не упали в депозитах. Банки не испытывают дефицит ликвидности».
ВТБ в Нижегородской области также отмечает серьезный приток средств населения на рынок инвестиционных продуктов. «Инвестиционный портфель частных клиентов ВТБ в Нижегородской области по итогам 2020 г. вырос на 91% и достиг 25,9 млрд руб., — говорит Игорь Рожковской. — Причем, речь идет не только об ИИС, но также об облигациях, акциях. Купить их несложно, и стартовые суммы небольшие. Для удобства клиентов ВТБ запущено приложение ВТБ «Мои инвестиции». Сегодня мобильным приложением ежедневно пользуются более 250 тыс. человек, совершая в нем сделки более чем на 65 млрд руб. в день».
Цифровизация и диджитал: планы по развитию
Пандемия ускорила темпы цифровой трансформации банков и развитие digital-каналов взаимодействия с клиентами.
Многие сервисы для предпринимателей также доступны удаленно в «СберБанк Бизнес Онлайн».
Помимо привычных сервисов банка есть еще большое количество предложений от дочерних компаний экосистемы Сбера. К примеру, СберЗдоровье позволяет получить дистанционную консультацию врача, Работа.ру —подобрать персонал, «Юрист для бизнеса» даст круглосуточное юридическое сопровождение по личным и деловым вопросам, — добавил господин Аменицкий.
Однако другие опрошенные NN.DK.RU представители банков предпочитают пока сосредоточиться на развитии финансовых и сопутствующих услуг.
У нас есть партнерские отношения, внутри группы есть разные компании, но мы остается банком. Стараемся стать более дружественными ко всем нашим пользователям. Так, наше приложение становится все более простым и удобным: в конце года у пользователей появилась возможность сконструировать его под себя, — сообщила Наталья Рыжова, региональный управляющий Альфа-Банка в Нижнем Новгороде.
Райффайзенбанк также не выбирает для себя путь создания экосистемы как набора lifestyle-решений вокруг банка, отметила руководитель банка в Нижнем Новгороде Светлана Помелова: «Мы фокусируемся на финансовой стороне жизни клиента и хотим быть в этом профессионалами. Мне кажется, что человеку от своего банка нужно, прежде всего, чтобы все сервисы работали быстро и бесперебойно, чтобы он в любой момент оплатить все что угодно и имел доступ к дешевому кредиту. Банк должен стать для клиента невидимым, но необходимым помощником в управлении личными финансами».
Он добавила, что при первом обращении в банк клиентам важно живое общение, однако в дальнейшем цифровые каналы становятся основным форматом взаимодействия.
Более 76% заявок на потребительский кредит индивидуальные клиенты Райффайзенбанка подали и получили полностью онлайн. 80% вкладов и 86% накопительных счетов клиенты Райффайзенбанка открывали через удаленные каналы. Мы ожидаем, что эта онлайн-модель взаимодействия банка и клиента в дальнейшем закрепится. Мы сосредоточим свои усилия в этом направлении. Чтобы добиться наилучшего пользовательского опыта в дистанционных каналах поддержки все больше будут применяться технологии автоматизации (голосовые ассистенты и чат-бот-платформы), — рассказала Светлана Помелова.
Руководитель Абсолют Банка в Нижнем Новгороде Елена Комлева также поделилась статистикой банка: «Наши клиенты в Нижнем Новгороде стали значительно чаще открывать депозиты через digital-каналы. Доля новых онлайн-вкладов в декабре достигла почти 50%. Это в семь раз выше результатов прошлого года. Также на 15% увеличилась средняя сумма вклада. Активное использование интернет-банка и мобильного приложения выросло за год с 25% до 60%».
По ее мнению, ожидать «отката» в офлайн уже не стоит, клиенты всех возрастов ощутили преимущества digital-каналов для выполнения привычных операций.
По словам управляющего ВТБ в Нижегородской области Игоря Рожковского, сейчас в банке больше половины вкладов и накопительных счетов и каждый третий потребительский кредит открываются онлайн. «К 2022 г. стратегической задачей ВТБ является перевод всех продуктов для физических лиц в онлайн-каналы», — подчеркнул он.
За 2020 год проникновение пользователей-физлиц в наши дистанционные каналы увеличилось на 13,5% — почти до 70%. Уровень проникновения ДБО в сегменте малого и среднего бизнеса составил 97%. В планах банка — дальнейшее увеличение проникновения клиентов в онлайн-услуги в 2021 г., — говорит господин Рогозин.
Однако глава Приволжского филиала «Открытия» считает, что слухи о смерти банковских офисов сильно преувеличены: «Банк в классическом понимании, к которому мы привыкли, еще долго будет существовать. Хотя банковские офисы, несомненно, претерпят изменения».