Меню

«Рост цен на квартиры свел на нет выгоду от льготной ставки». Что ждет банки в 2021 г.

Каким запомнился 2020 год участникам банковского сектора? Какие программы пользовались наибольшим спросом? На эти и другие вопросы ответили руководители нижегородских банков.

На круглом столе, организованном «Деловым кварталом», участники банковского сектора подвели итоги работы в 2020 г., назвали важные тренды нового года и обсудили дальнейшие шаги в диджитализации банковского сектора.

Итоги 2020: без паники

«В начале пандемии мы, как и все, недоумевали, долго ждали официальной информации, работаем или нет, — вспоминает Елена Беляева, руководитель Нижегородского филиала АКБ «Металлинвестбанк». — Было ощущение паники. Всех сотрудников мы отправили на удаленку, в офисе остались два-три человека. Но мир не остановился, и год мы закончили с отличными результатами: кредитный портфель вырос в два раза».

Она добавила, что крупные банки увеличили сроки рассмотрения заявок по кредитам, что позволило «Металлинвестбанку» перетянуть спрос. Другие представители банков согласились, что льготные программы кредитования, предложенные государством, способствовали перераспределению клиентов на рынке.

«Популярностью пользовался кредит на возобновление деятельности под 2%, который можно списать при сохранении численности сотрудников, а также льготное кредитование малого и среднего бизнеса по ставке 8,5%. Все это стало инструментом привлечения новых клиентов в банк», — рассказала Наталия Дороничева, директор по развитию малого бизнеса нижегородского регионального центра Ак Барс Банка.

По словам регионального управляющего Альфа-Банка в Нижнем Новгороде Натальи Рыжовой, были опасения из-за панических настроений населения: «Несмотря на все меры, которые предпринимает ЦБ и банки, уровень финансовой грамотности населения пока оставляет желать лучшего».

Ситуация с пандемией ударила по всем бизнесам, и тем, кто обращался за реструктуризацией, изменением условий, мы шли навстречу. Проблемы клиентов — это проблемы банков. Просрочка не нужна никому. Год прошел с чистым портфелем, несмотря на все сложности, — сообщила она.

По мнению Игоря Рожковского, управляющего ВТБ в Нижегородской области, за время пандемии банки стали ключевыми институтами, осуществляющими поддержку граждан и бизнеса, пострадавших от пандемии COVID-19, а реализованные меры государственной поддержки, заложили фундамент для восстановления экономики.

Драйверы рынка: 800-летие и госконтракты

Участники круглого стола также выделили отрасли, показавшие рост выручки по итогам 2020 г.: сельхозпроизводители, оптовая торговля, перевозчики (крупные игроки усилились за счет ухода с рынка более мелких), промышленность, дорожное строительство и ремонт, застройщики.

Нижнему Новгороду повезло, мы готовимся к 800-летию города, — говорит Елена Беляева, Металлинвестбанк. — В регион пришли беспрецедентные средства. Есть госзаказ на реализацию проектов по благоустройству, дорожному строительству и т.д..

Наталия Дороничева обратила внимание, что по ряду госконтрактов авансирование из бюджета доходит до 90%. «Обычно это от 10% до 40% от стоимости контракта», — отметила она.

Ипотечный бум: квартиры уходили за один день

В потребительском кредитовании драйвером роста в 2020-м стала ипотека, льготные ставки по которой вызвали рост цен на рынке жилья. Как сообщил Игорь Рожковский, к началу этого года российские банки выдали ипотечных кредитов на сумму более 1 трлн руб.

ВТБ в рамках госпрограммы выдал жителям России свыше 64 тыс. льготных займов на сумму более 200 млрд руб. В Нижегородской области клиенты банка оформили по ней более 600 жилищных кредитов на сумму 1,4 млрд руб. У нас программа занимает свыше 20% от общего объема ипотечных сделок, — сказал управляющий ВТБ в Нижегородской области.

По словам Натальи Рыжовой, в декабре центр ипотечного кредитования Альфа-Банка в Нижнем Новгороде выдал 170 млн руб. ипотечных кредитов: «Мы обогнали по выдаче многие крупные банки, хотя начали работать по этому направлению только с 2019 г. Квартиры уходили за один день, и очень важно было оформить ипотеку быстро, что мы и делали».

Руководитель Абсолют Банка в Нижнем Новгороде Елена Комлева считает, что в 2021 г. ипотека с господдержкой не будет драйвером рынка жилищного кредитования: «Пик спроса на новостройки в Нижегородской области пришелся на летние месяцы прошлого года. Но​ уже в декабре доля сделок на вторичном рынке снова выросла до 80%. Рост цен на квартиры в строящихся домах свел на нет экономическую выгоду от субсидированной ставки. Напомню, что​ Нижний Новгород занял четвертое место по темпам роста стоимости квадратного метра в новостройках в России. За год она увеличилась почти на 30% и достигла 102 тыс. руб.​ При этом средневзвешенная цена квадратного метра вторички в Нижнем Новгороде выросла за год не так значительно — с 66 тыс. руб. до 78 тыс. руб.​ Разница в стоимости в 24 тыс. руб. за квадратный метр «перекрывает» выгоду от субсидии. Из-за резкого подорожания квартир в новостройках Нижегородская область, скорее всего, не войдет в число регионов, где ипотека с господдержкой будет продлена до конца 2021 года».

Инвестиции VS депозит

Низкие ставки по классическим депозитам подтолкнули к инвестированию многих людей, и инвестиционные продукты сегодня стали массовым предложением банков.

Помню, как появились инвестиционные продукты. Первое время был некий негатив по отношению к ним, потому что все привыкли к вкладам, где все четко расписано: когда вложил, когда забрал, сколько получил, все застраховано. Прошло три-четыре года, и от людей, напротив, идет запрос на инвестиционные продукты, — отметила Наталия Дороничева.

Руководитель Райффайзенбанка в Нижегородской области Светлана Помелова обратила внимание, что у депозита и инвестиций разные цели: «Они должны дополнять друг друга, а не конкурировать между собой. Депозит и накопительный счет — это инструменты для накопления и формирования «подушки безопасности» на случай крупных расходов или потери работы. Инвестиции — это способ быстрого преумножения своих накоплений». 

Она считает, что в 2021 г. интерес к инвестиционным продуктам со стороны населения только усилится: «Покупать и продавать ценные бумаги теперь можно в мобильном приложении банка, что очень удобно. Нет порога для входа — на брокерский счет или ИИС можно положить любую сумму и тестировать новый инструмент».

Наталья Рыжова подчеркнула, что рост интереса к инвестициям не повлиял на объем депозитов: «Несмотря на рост интереса к инвестпродуктам, мы не упали в депозитах. Банки не испытывают дефицит ликвидности».

Как рассказал управляющий Приволжским филиалом «Ситибанка» Владимир Нелюбов, инвестиционный сегмент в банке показал наиболее активный рост в 2020 г., объем средств под управлением вырос на 32% по сравнению с 2019 г., кроме того, клиенты интересовались страховыми продуктами. Таким образом, доходы нижегородского отделения Ситибанка от инвестиций и страхования  выросли на четверть за год. «Эта ситуация становится все более схожей с теми рыночными условиями, которые мы можем наблюдать в странах с развитой экономикой, где ставки по депозитам давно близки к нулевым, а спрос на инвестиционные решения исторически значительно выше», — считает господин Нелюбов.

ВТБ в Нижегородской области также отмечает серьезный приток средств населения на рынок инвестиционных продуктов. «Инвестиционный портфель частных клиентов ВТБ в Нижегородской области по итогам 2020 г. вырос на 91% и достиг 25,9 млрд руб., — говорит Игорь Рожковской. — Причем, речь идет не только об ИИС, но также об облигациях, акциях. Купить их несложно, и стартовые суммы небольшие. Для удобства клиентов ВТБ запущено приложение ВТБ «Мои инвестиции». Сегодня мобильным приложением ежедневно пользуются более 250 тыс. человек, совершая в нем сделки более чем на 65 млрд руб. в день».

Банк Центр-инвест предложил своим клиентам «зеленые облигации», рассказала начальник отдела клиентского обслуживания филиала №10 банка Анастасия Дьяченко. «Мы выпускаем их с 2019 г. Средства, полученные от инвесторов, идут на финансирование основных целей ООН. Купонный доход по облигации зависит от выпуска», — сообщила представитель банка.

Цифровизация и диджитал: планы по развитию

Пандемия ускорила темпы цифровой трансформации банков и развитие digital-каналов взаимодействия с клиентами.

«Сбер постоянно совершенствует свои сервисы и переводит их в digital-форматы, делая удобными для всех категорий клиентов, — рассказал заместитель управляющего Нижегородским отделением Сбербанка Александр Аменицкий. —  Сейчас для наших клиентов доступен широкий спектр банковских сервисов в режиме онлайн, включая одобрение и получение ипотечного кредита — ипотека стала полностью дистанционной благодаря сервису «Электронная регистрация».

Многие сервисы для предпринимателей также доступны удаленно в «СберБанк Бизнес Онлайн».

Помимо привычных сервисов банка есть еще большое количество предложений от дочерних компаний экосистемы Сбера. К примеру, СберЗдоровье позволяет получить дистанционную консультацию врача, Работа.ру —подобрать персонал, «Юрист для бизнеса» даст круглосуточное юридическое сопровождение по личным и деловым вопросам, — добавил господин Аменицкий.

Однако другие опрошенные NN.DK.RU представители банков предпочитают пока сосредоточиться на развитии финансовых и сопутствующих услуг.

У нас есть партнерские отношения, внутри группы есть разные компании, но мы остается банком. Стараемся стать более дружественными ко всем нашим пользователям. Так, наше приложение становится все более простым и удобным: в конце года у пользователей появилась возможность сконструировать его под себя, — сообщила Наталья Рыжова, региональный управляющий Альфа-Банка в Нижнем Новгороде.

Райффайзенбанк также не выбирает для себя путь создания экосистемы как набора lifestyle-решений вокруг банка, отметила руководитель банка в Нижнем Новгороде Светлана Помелова: «Мы фокусируемся на финансовой стороне жизни клиента и хотим быть в этом профессионалами. Мне кажется, что человеку от своего банка нужно, прежде всего, чтобы все сервисы работали быстро и бесперебойно, чтобы он в любой момент оплатить все что угодно и имел доступ к дешевому кредиту. Банк должен стать для клиента невидимым, но необходимым помощником в управлении личными финансами».

Он добавила, что при первом обращении в банк клиентам важно живое общение, однако в дальнейшем цифровые каналы становятся основным форматом взаимодействия.

Более 76% заявок на потребительский кредит индивидуальные клиенты Райффайзенбанка подали и получили полностью онлайн. 80% вкладов и 86% накопительных счетов клиенты Райффайзенбанка открывали через удаленные каналы. Мы ожидаем, что эта онлайн-модель взаимодействия банка и клиента в дальнейшем закрепится. Мы сосредоточим свои усилия в этом направлении. Чтобы добиться наилучшего пользовательского опыта в дистанционных каналах поддержки все больше будут применяться технологии автоматизации (голосовые ассистенты и чат-бот-платформы), — рассказала Светлана Помелова.

Руководитель Абсолют Банка в Нижнем Новгороде Елена Комлева также поделилась статистикой банка: «Наши клиенты в Нижнем Новгороде стали значительно чаще открывать депозиты через digital-каналы. Доля новых онлайн-вкладов в декабре достигла почти 50%. Это в семь раз выше результатов прошлого года. Также на 15% увеличилась средняя сумма вклада. Активное использование интернет-банка и мобильного приложения выросло за год с 25% до 60%».

По ее мнению, ожидать «отката» в офлайн уже не стоит, клиенты всех возрастов ощутили преимущества digital-каналов для выполнения привычных операций.

По словам управляющего ВТБ в Нижегородской области Игоря Рожковского, сейчас в банке больше половины вкладов и накопительных счетов и каждый третий потребительский кредит открываются онлайн. «К 2022 г. стратегической задачей ВТБ является перевод всех продуктов для физических лиц в онлайн-каналы», — подчеркнул он.

Управляющий Приволжским филиалом банка «Открытие» Владимир Рогозин рассказал, что задача перевести большую часть наших продуктов и сервисов в «цифру» стояла в банке еще в 2019 г., а ситуация с COVID-19 ускорила эти процессы.

За 2020 год проникновение пользователей-физлиц в наши дистанционные каналы увеличилось на 13,5% — почти до 70%. Уровень проникновения ДБО в сегменте малого и среднего бизнеса составил 97%. В планах банка — дальнейшее увеличение проникновения клиентов в онлайн-услуги в 2021 г., — говорит господин Рогозин.

Однако глава Приволжского филиала «Открытия» считает, что слухи о смерти банковских офисов сильно преувеличены: «Банк в классическом понимании, к которому мы привыкли, еще долго будет существовать. Хотя банковские офисы, несомненно, претерпят изменения».