Меню

В России участились кражи грузов. Как не стать жертвой мошенников? МНЕНИЕ

Антон Александров. Иллюстрация: Кира Мишина

Директор нижегородского филиала страховой компании «Пари» Антон Александров рассказал NN.DK.RU, как сохранить товар во время перевозки и избежать убытков в случае его хищения.

— Как правило, договоры на перевозку грузов заключаются удаленно по электронной почте и объем перевозок организовывает Заказчику экспедиционная компания, которая в свою очередь уже нанимает перевозчиков. Цепочка длинная и поэтому Заказчик не всегда уверен в перевозчике, и не знает, соблюдет ли он договоренности.

К 2020 г. в сети есть много ресурсов, позволяющих проверить действительность документов той или иной организации, и профессионалы ими пользуются. Но и мошенники становятся все изощреннее и умнее.

Один из простых способов защиты — это заключать договоры перевозки только с собственником грузовика и полуприцепа, но этот способ сильно ограничивает вас в выборе перевозчика. Таким образом, в случае потери груза вы можете потребовать от исполнителя компенсировать вам ущерб собственным имуществом.

К сожалению, сейчас и такой договор не всегда служит защитой от мошенничества. Например, недавно в России произошел интересный случай. На перевозку конфет стоимостью 6 млн руб. по маршруту Владимир — Ростов на Дону поступило выгодное предложение от питерского перевозчика, собственника тягача и полуприцепа. Это была проверенная компания, с которой экспедиционная компания уже сотрудничала ранее и возила уже эти же конфеты. Документы пришли с того же адреса что и раньше.

Логист при первой перевозке проверил юридическое лицо, водителя, грузовик и директора на действительность. И был уверен, что исполнитель заказа не находится в процессе ликвидации и зарегистрирован на профессиональном ресурсе перевозок АТИ, а руководство организации числится в налоговой, имеет документы на грузовик и т.п.  Через день после того, как машину поставили под загрузку, все телефоны компании перестали отвечать. По «горячим следам» выяснилось, что груз украден, и не только у этого производителя.

Машина исчезла вместе с товаром. Компания теперь по прежнему адресу фактически отсутвует. Полиция возбудила на перевозчика уголовное дело.

По закону экспедитор также несет полную материальную ответственность за груз.

И в такой ситуации Заказчик может рассчитывать на возмещение убытков. Собственник груза выставил претензию экспедитору в размере 6 млн руб.

Замечу, что Заказчику повезло: груз был застрахован экспедитором и потери были компенсированы в полном объеме. Но не у всех экспедиционных компаний есть средства, чтобы компенсировать убытки в короткие сроки.

Таким образом, мы видим, что иногда лишь при наличии страховки вы можете рассчитывать на покрытие убытков от недобросовестного перевозчика.

Также стоит помнить, что страховые компании со своей стороны тоже тщательно проверяют перевозчиков и, бывает, отказываются страховать риск. Почему? Об этом — в нашем следующем материале.