«Я прошла все стадии: отрицание, гнев, торг, депрессию, принятие. Открытием стало то, что многие процессы я не могу контролировать». Предприниматели — о том, как изменился их бизнес.
Распространение коронавируса нанесло серьезный удар по всем видам бизнеса. И, несмотря на послабления в режиме ограничений, предприниматели не спешат начинать работать в новых условиях: потенциальные затраты на соблюдение мер предосторожности и возможные штрафы слишком велики. Сейчас реализуются самые страшные сны бизнеса: минимальная выручка, кассовые разрывы. Как к работе в новых условиях адаптировались банки, рестораны, юристы, риелторы и организаторы мероприятий — рассказали гости прямого эфира «Делового квартала» «Выжившие. Опыт трансформации во время самоизоляции».
«Проверки приостановили, классно! Не тут-то было»
— Часть клиентов пришли и сказали, что сокращают расходы минимум на 50%. Направление, связанное с оптимизацией налогообложения и сопровождением налоговых проверок, вообще встало. Предприниматели думают так: «Мне плевать, что будет. Хоть трава не расти. Нужно заниматься текущими вопросами: зарплатами, арендой».
Казалось бы, проверки приостановили, это классно. Многие воспользовались субсидиями, господдержкой, на это были направлены огромные бюджетные деньги. Как вы думаете, за чей счет бюджет будут пополнять? Опять же, за наш. Нельзя дать слабину, потому что государство возьмет всех в ежовые рукавицы. Надо использовать время, чтобы максимально обезопасить себя на будущее, потому что за этими же субсидиями к нам придут и попытаются вернуть их назад через штрафы и налоги.
Наша отрасль находится в подвешенном состоянии. Государство как будто думает: ну «помрете», придут другие, вы же не какой-то градообразующий завод. Нас таких много, и надеяться, что к сентябрю будет лучше, не приходится.
Последние два месяца мы перестраивали свои процессы, как и большинство, чтобы уйти в онлайн. Раньше казалось, что нужно обязательно встретиться с клиентом, чтобы все обсудить. Теперь стало понятно, что Zoom — отличный инструмент.
Кроме того, мы сейчас активно начали развивать свой Telegram-канал, у нас уже больше 3000 подписчиков. Зачастую, в эфирах, на мероприятиях, люди бояться задать открыто вопросы о налогообложении. На новой площадке мы как раз такую задачу решаем.
Главное — найти время на развитие в сложившихся условиях и сохранить команду. Каждый отдельный бизнесмен без хорошей команды ничего не сможет. Всем желаю сплоченной команды и развития бизнеса.
«Выставочно-конгрессная отрасль России может потерять до 50 млрд в этом году»
— Во время карантина я прошла все стадии: отрицание, гнев, торг, депрессию, принятие. Открытием стало то, что я многие процессы не могу контролировать. Я, как человек активный, была уверена — все зависит от нас — как будешь действовать, таким будет и результат. Однако, как показала практика, это не всегда так работает. При этом, мы достаточно быстро перестроились и ушли в онлайн, при поддержке спонсоров, сделали те проекты, на которые в потоке бесконечного количества мероприятий не всегда хватало времени. Например, исторический проект «Ярмарка Неизвестное», серии которого посмотрели более 30 тыс. человек. В честь Дня защиты детей вместо масштабного яркого праздника на площади перед Главным ярмарочным домом, мы реализовали онлайн-проект «Ярмарка – детям», который собрал перед экранами планшетов и компьютеров одновременно более трех тысяч человек.
Но подчеркну, главная задача Ярмарки — проводить офлайн мероприятия. Думаю, все понимают, что пока онлайн в нашей отрасли дает куда меньшие объемы и обороты по выручке. Так, по оценкам экспертов Фонда Росконгресс, российская конгрессно-выставочная отрасль может в этом году потерять до 50 млрд руб. Я говорю сейчас не только о выручке самих проектов, а о том мультипликативном эффекте, который эти проекты создают. Ведь выставки и форумы существенно влияют на ключевые показатели делового туризма. К сожалению, мы пока не знаем, когда сможем вернуться к прежнему рабочему ритму. Ближайшее мероприятие на Нижегородской ярмарке — федеральная конференция «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР). Запланирована она на сентябрь. Мы надеемся, что проведем ее уже в офлайне, конечно с соблюдением всех норм и требований Роспотребнадзора.
Сейчас мы активно прорабатываем идею проведения фермерских рынков на открытом воздухе на территории Ярмарки. Это очень полезный и важный проект, который позволит поддержать местных производителей и даст нижегородцам возможность покупать лучшие локальные продукты по приемлемым ценам. Если говорить о будущих выставках, то пока мы страхуемся и на каждое мероприятие прорабатываем две даты. Выбираем время поздней осенью этого года и в январе/феврале 2021. Экспоненты приезжают на выставку продавать. Но какое количество посетителей мы сможем им обеспечить – это пока открытый вопрос. Если раньше ту или иную выставку за весь период проведения посещали, например, 25-30 тыс. человек, то сейчас потоки придется регулировать. Будет ли бизнесу это интересно? Не уверена.
В любом случае мы не планируем сдаваться. Будем следить за ситуацией, прорабатывать и реализовывать те форматы, которые будут разрешены. Мой принцип в этом плане прост: делай все что можешь по максимуму. Безвыходных ситуаций не бывает. Мы сильные: пережили 90-е, 2008-й, 2014-й. Переживем и это.
Как работают банки?
— Мы ни на день не останавливали свою работу. Банк максимально перевел каналы коммуникации в онлайн и расширил линейку ДБО, чтобы обезопасить клиентов и сотрудников. Пандемия подтолкнула, в том числе, к развитию дистанционных каналов продаж.
Например, онлайн-заявка на ипотечный кредит работает в банке с 2013 г., ранее она не пользовалась таким спросом как сейчас.
Это можно сказать и о бизнесе. За последнее время банк получил небывалое количество заявок на получение поддержки. Центр-инвест участвует во всех льготных программах. Но при этом мы понимаем, что не все сферы бизнеса по ОКВЭД попали в пострадавшие. Бизнесу нужны кредиты не только для зарплаты, а для трансформации, развития стратегии, возможности «встать с колен». Поэтому мы предложили им новый продукт — «Трансформация бизнеса», который не зависит от субсидирования. Ставка по кредиту всего 9,5%, мы выдаем кредит за один день. Программа направлена на восстановление деятельности и сохранении численности сотрудников. Банк индивидуально подходит к каждому клиенту, прорабатывается план посткризисного развития предприятия.
Наше предпринимательство никогда не развивается в каких-то легких и простых условиях, и это не первый и не последний кризис, выжить помогает готовность к трансформации. Кризис заканчивается, когда есть стратегия посткризисного развития.
Поэтому необходимо набраться терпения, запастись силами; и снова в бой, к новым возможностям, новым свершениям.
Как агентству недвижимости в кризис удалось увеличить долю рынка?
— Это не первый кризис, который переживает бизнес, они каждые четыре года происходят. Но эти ограничительные меры дают еще больше возможностей для дальнейшего развития. Мы начали готовиться недели за три до того, как эти карантинные меры были введены, потому что мы уже тогда понимали, что происходит. Мы прокачали компетенции, связанные с дистанционным обучением и подбором персонала. Еще до карантина часть процессов перевели в онлайн, и потому легко эту историю прошли.
Мы сравнили количество обучений для риелторов в период ограничений и за аналогичный период до карантина. Оказалось, что дистанционно мы смогли провести в три с половиной раза больше обучений.
Все это позволило нам не потерять ни в каких показателях. В апреле было сокращение всего на 1%, а в мае мы уже пошли в рост. Когда другие конкуренты отдыхали во время самоизоляции, о чем-то думали, мы смогли нарастить себе долю на рынке в +5%. Кризис — это время, когда нужно проявить свой характер, сильные качества. Команда меня в этом плане удивила, и все руководители направлений, подразделений и департаментов круто поработали.
По России в апреле количество сделок по недвижимости сократилось на 40%. Большее падение дали Москва и Санкт-Петербург, где были жесткие ограничения. В мае-июне на рынок пришел отложенный спрос — те люди, которые не успели себе купить недвижимость в марте-апреле.
Рекордное снижение ключевой ставки тоже благоприятно влияет на рынок. Думаю, что до конца года ставка снизится до 3%, что поддержит рынок недвижимости. Почему? Если ключевая ставка ЦБ 3%, то какие ставки будут по депозитам? Те деньги, которые хранились в банках, пойдут на рынок недвижимости. В нашей стране все-таки базовым активом для населения является недвижимость.
Еще одна тенденция — во время кризисных явлений работу начинают терять высококвалифицированные кадры, которых раньше на рынке труда вообще никто не видел. Они не рассматривали нашу сферу для себя. Но те люди, которые приходят к нам в кризисные времена, потом остаются суперпроизводительными риелторами.
«Не помню времен, когда бы мы жили хорошо»
— Я все-таки старовер, как ни крути. И мне нужны личные собрания. Первое время мы прошли неплохо, проели всю старую прибыль, мы молодцы, очень качественно умеем проедать старые деньги. Мы сильно сократили расходы, и только благодаря этому прошли период карантина относительно безболезненно. Не уволили ни одного человека, не потеряли ни одного контракта с поставщиками. Мы, кстати, получили субсидии. Могу сказать спасибо правительству РФ.
Но я сто раз подумаю, надо ли открывать заведения на тех условиях, что сейчас требуют соблюдать. Условно говоря, если я сейчас не работаю, то не плачу зарплату и аренду. И вдруг ко мне приходит государство и говорит: «Ура, ты можешь работать! Но у тебя должны быть люди в водолазных костюмах, на каждого по шесть камер, расстояние между сотрудниками два метра. Не дай бог, они сблизятся, штраф — 500 тыс. руб.». Производительность кухни снижается кратно, выручка, которую я сделаю в таких условиях, не покроет мне аренду, которую я буду вынужден платить. Государство мне говорит: «Ты можешь работать, но в 20% усилий». Но аренду в 20% мне никто не сделает. Поэтому многие до сих пор не открыты и непонятно, когда откроются.
Я бы не ожидал чего-то сверхъестественного от персонала. Как показала практика, когда все плохо, все идут на поклон: «Давайте будем работать, мы можем делать все, что угодно, можем копать, можем не копать». А как только ситуация начинает выравниваться, все начинают разбегаться, текучка плавно возвращается к своим гражданским нормам. Если каждый год у меня в апреле-мае 30% персонала практически одним днем уходило, тот в этот период пандемии все очень сильно перепугались, и никто не уволился вообще. Прошло два месяца, люди прожили эту историю в достаточно комфортных для себя условиях, и в голове у них начинает зарождаться ложное ощущение, что так везде.
Я уверен, что будет вторая волна, уж не знаю, будет ли она спровоцирована экономически или политически или действительно с точки зрения эпидемиологической ситуации… Рынок труда, безусловно, перетрясет, как и рынок недвижимости, поменяется вообще все.
Я предлагаю всем предпринимателям просто решить, что вторая волна — это свершившийся факт. Лучше бы так не случилось. Но если случится, нужно быть к этому готовым. Я призываю всех готовиться.
Жители России — это высококачественные тараканы, у которых иммунитет на любой мелок «Машенька». Я не помню вообще времен, когда бы мы жили хорошо, а если и было, сразу подозрительно: что-то все слишком хорошо. Я уверен, что нашего иммунитета хватит на четыре таких пандемии. Мы на самом деле сильные, и мем «Эту страну не победить» появился не просто так.
Как перестроились юристы?
— Разговоры о возможности дистанционного участия в судебных заседаниях ведутся давно, но если бы не пандемия, то вряд ли мы бы пришли к этому так быстро, — рассуждает Марина Костина. — В юридической практике существует большое количество нюансов, включая адвокатскую тайну, которые требуют личного участия. Однако в кратчайшие сроки появились онлайн-заседания, суды перешли на взаимодействие с представителями сторон без личного присутствия.
Далеко не все отрасли сумели так оперативно и эффективно подстроиться под изменяющиеся условия. Благодаря изменению механизма проведения судебных заседаний, появилась возможность не тратить время на поездки в другие регионы, а также снизить эпидемиологические риски.
Юридическая профессия довольно консервативна, поэтому юристы и адвокаты привыкли к сформировавшемуся годами формату работы, но период самоизоляции привнес в юридическую практику много нового.
— Мы, конечно, всегда знали, что законодательство очень мобильно, и его необходимо постоянно мониторить, но коронавирус многократно ускорил законотворческие процессы. Сейчас мы не ограничиваемся изучением нормативно-правовых актов, но и осуществляем постоянный мониторинг органов исполнительной власти — сайты и соцсети губернатора, правительства...
Буквально каждый рабочий день мы начинаем с анализа вступивших в силу изменений, потому что от своевременного реагирования на вводимые меры и правовые нормы зачастую зависит безопасность и благополучие наших доверителей.
По словам адвоката, в первые недели самоизоляции все наводили порядок дома, но сейчас пришло время навести порядок в собственном бизнесе. Многие компании подошли к кризису совершенно неподготовленными, при этом все слабые места проявились при первых же признаках нестабильности, начиная с документационного оборота и заканчивая дорогостоящими активами.
— Если вторая волна, о которой все говорят, все-таки случится, надо быть к ней готовой уже сегодня. Не нужно расслабляться, надо держать руку на пульсе. Конечно, хочется, чтобы все поскорее закончилось, но я призываю всех к жесткому контролю, соблюдению всех мер, чтобы не подвергать опасности свой бизнес, не нести административную или уголовную ответственность. Есть у нас такое понятие в гражданском праве — добросовестность — вот именно к добросовестному ведению бизнеса в текущих обстоятельствах я и призываю.