«Из-за пандемии около 20-25% торговых сетей не смогут пережить этот кризис и будут вынуждены перейти в новый формат работы или покинуть рынок», — Дмитрий Лукьянов.
Еще буквально несколько месяцев назад наблюдался тренд на отказ потребителей от походов в гипермаркеты в пользу формата «у дома». Крупные торговые сети уходили из торговых центров и меняли свои форматы. Сегодня же, на фоне пандемии коронавируса гипермаркеты вновь стали популярны. В чем причина и как еще коронавирус влияет на ритейл, рассказывает эксперт в области розничной торговли, лидерства и управления персоналом, бизнес-тренер Дмитрий Лукьянов.
— Розничная торговля — непростой бизнес. Поэтому предприниматели, которые занимаются им по-честному, с соблюдением всех требований законодательства и ответственным отношением к продукту и сервису, — настоящие герои.
Продуктовый ритейл — один из тех видов бизнеса, который в условиях эпидемии продолжает работать и сохранять рабочие места. Хотя из-за коронакризиса многие предприниматели, не выдержав конкуренции, отказались от дальнейшей работы; есть и те, кто пытается найти новые форматы работы, чтобы остаться в деле.
Как разворачивалась ситуация в отрасли с началом пандемии?
В марте произошло резкое увеличение спроса на товары первой необходимости на фоне вводимых в стране ограничений. В сетевых гипермаркетах клиенты скупали крупы, макаронные изделия, муку, сахар и консервы. Взлетел спрос на туалетную бумагу. Товарных запасов на такой непредвиденный скачок спроса у гипермаркетов не было.
Кстати, люди закупали товары первой необходимости именно в гипермаркетах, а не магазинах у дома, так как товарные остатки в них выше, а цены ниже, чем традиционных магазинах. В магазинах формата «у дома» такого резкого скачкообразного спроса на эти продукты не наблюдалось. Однако в конце первой недели самоизоляции повышенный спрос на товары первой необходимости начал наблюдаться и в небольших магазинах.
Ритейлеры начали оперативно компенсировать непредвиденный спрос, и ситуация с наличием товаров ажиотажных категорий нормализуется. Сегодня проблем с поставками нет.
Крупные форматы в больших городах были вынуждены отменить круглосуточную работу точек, чтобы ночью успевать пополнять полки магазинов. И, как это было уже не раз, на фоне повышенного спроса производители начали поднимать отпускные цены на самые востребованные товары. Например, гречу.
Тенденции
Почему покупатели вернулись в гиперамаркеты? Помимо очевидной выгоды, свою роль сыграли еще несколько психологических факторов:
1) в условиях опасности, в больших магазинах клиенты чувствуют себя более защищенными, так как понимают, что там более ответственно относятся к соблюдению всех норм;
2) в больших магазинах проще соблюдать дистанцию;
3) проще и удобнее купить запас товаров на длительный срок;
4) наличие в гипермаркетах непродовольственных отделов с широчайшим ассортиментом компенсирует закрытие аналогичных магазинов с неудовлетворенным у клиентов спросом.
В связи с тем, что рестораны, кафе и прочий общепит практически встал на паузу, мы все едим дома. Как следствие, спрос на продукты питания из оптового звена, где ранее закупались рестораторы, переместился в розничный сегмент, где закупаются домашние хозяйства.
Сервисы доставки, которые и ранее были популярны, стали развиваться взрывоподобно. В области продуктов питания увеличение объемов у некоторых игроков рынка составило от 40 до 75%. Крупные сервисы доставки продуктов оперативно стали выходить в города с населением менее 500 тыс. человек, чтобы вовремя закрепиться на рынке. Доля доставки продуктов в городах-миллионниках приблизились к городам-лидерам. В конце прошлого года в лидерах по развитию доставки был Сеул, где доля этого сервиса в общем объеме реализуемых товаров составляла чуть более 10%.
В настоящий момент в связи с введением ограничений и падением доходов россиян наблюдается практически повсеместное падение уровня выручек в магазинах всех форматов. В зависимости от региона и введенных в нем ограничений, уровни падения выручек разнятся. Часть регионов не пострадали совсем, у регионов, близких к Москве, ситуация сложнее.
По оценкам различных экспертов, из-за пандемии, вероятно, что около 20-25% торговых сетей не смогут пережить этот кризис и будут вынуждены перейти в новый формат работы или покинуть рынок. Это в первую очередь относится к торговле непродовольственными товарами.
По данным исследования Сбербанка, в целом по стране граждане сократили расходы, в первую очередь, на непродовольственные товары. Например, объем продаж ювелирных украшений упал на 90,4%, обуви и одежды — на 74%. При этом объем выручки в продовольственном сегменте, вырос на 5,9%. Этот рост неравномерный. Некоторые категории и в продуктовом сегменте также показали отрицательную динамику.
Остается повышенный и в большинстве неудовлетворенный спрос на средства индивидуальной защиты (маски, респираторы, антисептики и т.п.). Мы видим, что производители оперативно реагируют на эту ситуацию на рынке, и в настоящий момент появляется все больше предложений от производителей со свободным объемом товара в этих категориях.
Торговые предприятия, особенно сетевого формата внедрили в работу ряд новшеств, помогающих защитить сотрудников и клиентов от потенциальной опасности заражения.
Что дальше? Возможные сценарии на ближайшее время
1. Если уже введенные ограничения не дадут необходимого эффекта, что вероятно, поскольку люди легкомысленно относятся к этим мерам, последует следующая волна ограничений, аналогичная ограничениям в Европе: закрытие маленьких магазинов в связи с невозможностью обеспечить социальную дистанцию между посетителями, ограничения на посещение продуктовых магазинов, например раз в три дня. Это гарантированно негативно скажется на бизнесе независимых предпринимателей, работающих в формате магазин «у дома».
2. В связи с выросшим курсом иностранных валют в течение нескольких ближайших месяцев ожидается рост цен на импортные товары с незначительной коррекцией спроса в этом сегменте.
3. Ликвидация дефицита и последующее снижение цен на одноразовые и многоразовые маски и антисептические средства.
4. Сервисы доставки продуктов на дом, в том числе бесконтактным способом, продолжат развиваться. Кроме того, толчок к развитию получат другие форматы с минимальными социальными контактами: автоматы по выдаче интернет-заказов, постаматы и т.д.
5. Массовое появление устройств, позволяющих постоянно проводить дезинфекцию как входящих клиентов, тележек, так и всех поверхностей торговых предприятий, упаковки товаров и прочих мест контактов.
6. Экономическая ситуация в стране продолжит ухудшаться. После пандемии нас ждет сильнейший кризис. Как следствие, повышение уровня безработицы и снижение реальных доходов россиян. А это очень значительно повлияет в негативную сторону на ситуацию в ритейле в самое ближайшее время.
Стоит отметить, что в каждом регионе есть своя специфика ограничений и, как следствие, рынок чувствует себя по-разному. Но тенденции в целом по стране более-менее одинаковые.
Из всего происходящего можно сделать один положительный, на мой взгляд, вывод: несмотря на всю сложность торгового бизнеса, он и дальше продолжит существовать. Приносить владельцам не только доход, но и уверенность в том, что в самые тяжелые времена он будет жизненно необходим. А, значит, не оставит без дохода сотрудников и владельцев торговых предприятий.