«Люди тратят все меньше, и гипермаркеты уходят в прошлое». Итоги года в сфере ритейла

«В этом году власти направляли усилия на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере торговли. С другой стороны, рынок требует контроля, усиление которого накладывает новые расходы».

Падение покупательской способности населения, усиление позиций федеральных сетей, цифровизация и развитие сервисов доставки приводят к тому, что среда, в которой работает ритейл, сильно меняется. Эксперт в области розничной торговли, лидерства и управления персоналом, бизнес-тренер Дмитрий Лукьянов в колонке для NN.DK.RU подводит итоги года для отрасли.

С  каждым годом можем позволить себе тратить все меньше и меньше

— Рынок ритейла переживает непростые времена из-за текущей экономической ситуации и изменения потребительского поведения. Как сообщается на региональном инвестпортале, с января по октябрь 2019 г. оборот розничной торговли в регионе составил 639,9 млрд руб. и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. на 1,3% (в сопоставимых ценах). По этому показателю Нижегородская область находится на третьем месте в Приволжском федеральном округе и на девятом месте в РФ. Для сравнения: в прошлом году за первые три квартала прирост ритейла в регионе составил 3,1%.

Несмотря на то, что средний душевой доход в России растет, реальная покупательская способность, к сожалению, падает. По данным Росстата, в первом полугодии падение реальных располагаемых доходов оценивается в 1,3%. Фактически каждый человек может позволить себе тратить на продукты и потребительские товары с каждым годом все меньше и меньше, что не может не отразиться на показателях всех участников рынка.

Это подтверждает статистика одного из крупнейших игроков рынка — сети «Магнит». Трафик клиентов за три квартала этого года в их магазины снизился на 3,4%. При этом оборот вырос на 9,1% к прошлому году до 332,9 млн руб. Однако если рассматривать сопоставимые продажи (за исключениям новых магазинов), то оборот упал на 0,7%. При этом средний чек у них вырос — клиенты стали приходить реже, но покупать чуть больше за один поход в магазин. «Магнит» за этот год открыл 613 магазинов и обеспечил себе прирост торговых площадей на 17,2%. Но у сети отмечается падение чистой прибыли, связанное с пересмотром активной матрицы, распродажей старых форматов и поиском альтернатив.

Экспансия федералов продолжается

Позиции федеральных сетей в регионах в этом году усилились: в первых рядах по открытию новых точек X5 Retail Group, «Красное&Белое» и тот же «Магнит».

В целом по России ситуация одинакова. По данным Росстата, доля рынка федеральных сетей только в Нижегородской области уже составила 44,2%, а к 2020 г., скорее всего, достигнет показателя 47,9-48,5%. Среди наших соседей есть регионы, где эта доля выше. Например, в Ульяновской области — 59%, в Саратовской области — 51%, в Марий Эл — 58%. Работать локальным игрокам в Нижегородской области еще можно, но тенденция на увеличение доли федеральных сетей сохранится. Среди серьезных местных нижегородских игроков я бы отметил «Спар Миддл Волга», которые в этом году открыли несколько магазинов в регионе и за его пределами. Кроме того, на наш нижегородский рынок приходят новые сети: неплохо развивается сеть «Вкусвилл», а также ряд no food проектов.

Что делает государство?

С одной стороны, в этом году власти направляли усилия на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере торговли и на федеральном уровне, и на региональном. Так, глава Нижнего Новгорода Владимир Панов регулярно проводил встречи с предпринимательским сообществом. В городе прошел форум «Мой бизнес», а также открылся одноименный центр поддержки предпринимательства. Все это помогает бизнесу. С другой стороны, понятно, что рынок ритейла требует контроля, усиление которого накладывает дополнительные расходы на предпринимателей.

Минпромторг подготовил стратегию развития торговли до 2025 г., в начале следующего года она будет представлена правительству РФ. Также ее уже презентовали Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Согласно стратегии, правительство планирует создать комфортную среду для предпринимателей и различных форматов торговли. Как отмечает министерство, сейчас около 60% малого бизнеса занято именно в сфере торговли. Стратегия предусматривает возрождение уличной торговли, развитие пешеходных торговых улиц, возведение торговых галерей, развитие ярмарочной торговли. Также документом предусмотрены меры, направленные на снижение регуляторной нагрузки на предприятия малого бизнеса. В целом представители отрасли предложения министерства поддержали.

Какие законодательные инициативы повлияли на отрасль в 2019 г.?

1. В этом году в нормальном режиме начала работать система «Меркурий», предназначенная для электронной сертификации поднадзорных государственному ветнадзору грузов при их производстве, обороте и перемещении. Сейчас постепенно все участники рынка переходят на эту систему, и это непростой процесс.

2. Проводились всевозможные эксперименты с маркировкой продукции, которые положительно повлияли на выход из тени недобросовестных участников рынка, но стали дополнительной головной болью добросовестных.

3. В этом году были введены новые требования к выкладке молочной продукции. Товар без заменителей молочного жира должен визуально выделяться от иных пищевых продуктов и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира» или аббревиатурой «БЗМЖ».

4. Есть опасения, что будет введен запрет на торговлю алкоголем и табаком в малых точках.

5. Существует инициатива по раздельной выкладке вина российского производства и импортного. Это направлено на продвижение локальных производителей, но лишает конечного потребителя возможности выбора.

Тенденции ритейла

Форматы гипермаркетов в этом году продолжают испытывать сложности, поскольку покупатели стали чаще совершать покупки у дома. Несмотря на то, что в настоящий момент потребитель продолжает «охотиться за акциями», подсознательно оставить немного денег в магазине у дома приятнее и легче, чем потратить более значимую сумму, хотя возможно и более выгодно, в гипермаркете при закупке раз в неделю. Из десяти походов в магазин уже сейчас в России семь приходится на магазины у дома. А, кроме того, в гипермаркетах выше риск приобрести то, что изначально не планировалось. Чем меньше магазин, тем меньше вероятность спонтанных покупок.

В связи с изменением покупательского поведения игроки вынуждены менять формат работы для усиления клиентского трафика. Например, гипермаркеты «Карусель» запустили пилотный проект «магазин в магазине». На площадях гипермаркетов Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга будут располагаться тестовые зоны Hoff Home. Фактически «Карусель» передает в управление часть гипермаркета более профессиональному в области товаров для дома игроку. А потребитель экономит время, посещая как бы сразу два магазина. «Лента» в этом году заявила, что запускает собственную доставку продуктов со своих микроскладов.

Кстати, тенденция на сервисы доставки продуктов в этом году переживает второе рождение. Если раньше доставка развивалась в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас тренд активно идет в регионы. Например, Сбербанк запустил в том числе и в Нижнем Новгороде сервис покупки продуктов и товаров первой необходимости СберМаркет, созданный на базе онлайн-сервиса доставки Instamart.

Еще одно направление, которое продолжало развиваться в 2019 г., — это цифровизация, IT-решения для совершения онлайн-покупок. Прогресс не остановить, и это развитие продолжится.

Также все большую популярность теперь не только в столицах, но и в регионах приобретают товары с маркировкой «эко», «био», фермерские продукты. Приход сети «Вкусвилл», которая позиционирует себя как магазин здорового питания, в регионы как раз это подтверждает. Кстати, вслед за этим трендом идут и производители, в том числе нижегородские. Так, местный производитель сыра, сыроварня «Курцево», недавно пришел на полки Spar и Metro. Приятно, что есть люди, которые хотят сделать хороший продукт. Я с огромным уважением отношусь к тем, кто в это непростое время занимается производством, создает нечто новое и уникальное.

Надеюсь, что в 2020 г. кризис начнет сходить на нет, и мы увидим как минимум стабилизацию в области ритейла, а еще лучше — развитие, в том числе, независимой розницы и локальных сетей. Во всех больших мировых экономиках малый бизнес и рынок ритейла являются основой экономики. И, надеюсь, что понимание этого у государственных мужей останется, и мы будем наблюдать усиление поддержки и уменьшение административного давления.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.