«Люди тратят все меньше, и гипермаркеты уходят в прошлое». Итоги года в сфере ритейла
«В этом году власти направляли усилия на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере торговли. С другой стороны, рынок требует контроля, усиление которого накладывает новые расходы».
Падение покупательской способности населения, усиление позиций федеральных сетей, цифровизация и развитие сервисов доставки приводят к тому, что среда, в которой работает ритейл, сильно меняется. Эксперт в области розничной торговли, лидерства и управления персоналом, бизнес-тренер Дмитрий Лукьянов в колонке для NN.DK.RU подводит итоги года для отрасли.
С каждым годом можем позволить себе тратить все меньше и меньше
— Рынок ритейла переживает непростые времена из-за текущей экономической ситуации и изменения потребительского поведения. Как сообщается на региональном инвестпортале, с января по октябрь 2019 г. оборот розничной торговли в регионе составил 639,9 млрд руб. и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. на 1,3% (в сопоставимых ценах). По этому показателю Нижегородская область находится на третьем месте в Приволжском федеральном округе и на девятом месте в РФ. Для сравнения: в прошлом году за первые три квартала прирост ритейла в регионе составил 3,1%.
Несмотря на то, что средний душевой доход в России растет, реальная покупательская способность, к сожалению, падает. По данным Росстата, в первом полугодии падение реальных располагаемых доходов оценивается в 1,3%. Фактически каждый человек может позволить себе тратить на продукты и потребительские товары с каждым годом все меньше и меньше, что не может не отразиться на показателях всех участников рынка.
Это подтверждает статистика одного из крупнейших игроков рынка — сети «Магнит». Трафик клиентов за три квартала этого года в их магазины снизился на 3,4%. При этом оборот вырос на 9,1% к прошлому году до 332,9 млн руб. Однако если рассматривать сопоставимые продажи (за исключениям новых магазинов), то оборот упал на 0,7%. При этом средний чек у них вырос — клиенты стали приходить реже, но покупать чуть больше за один поход в магазин. «Магнит» за этот год открыл 613 магазинов и обеспечил себе прирост торговых площадей на 17,2%. Но у сети отмечается падение чистой прибыли, связанное с пересмотром активной матрицы, распродажей старых форматов и поиском альтернатив.
Экспансия федералов продолжается
Позиции федеральных сетей в регионах в этом году усилились: в первых рядах по открытию новых точек X5 Retail Group, «Красное&Белое» и тот же «Магнит».
В целом по России ситуация одинакова. По данным Росстата, доля рынка федеральных сетей только в Нижегородской области уже составила 44,2%, а к 2020 г., скорее всего, достигнет показателя 47,9-48,5%. Среди наших соседей есть регионы, где эта доля выше. Например, в Ульяновской области — 59%, в Саратовской области — 51%, в Марий Эл — 58%. Работать локальным игрокам в Нижегородской области еще можно, но тенденция на увеличение доли федеральных сетей сохранится. Среди серьезных местных нижегородских игроков я бы отметил «Спар Миддл Волга», которые в этом году открыли несколько магазинов в регионе и за его пределами. Кроме того, на наш нижегородский рынок приходят новые сети: неплохо развивается сеть «Вкусвилл», а также ряд no food проектов.
Что делает государство?
С одной стороны, в этом году власти направляли усилия на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере торговли и на федеральном уровне, и на региональном. Так, глава Нижнего Новгорода Владимир Панов регулярно проводил встречи с предпринимательским сообществом. В городе прошел форум «Мой бизнес», а также открылся одноименный центр поддержки предпринимательства. Все это помогает бизнесу. С другой стороны, понятно, что рынок ритейла требует контроля, усиление которого накладывает дополнительные расходы на предпринимателей.
Минпромторг подготовил стратегию развития торговли до 2025 г., в начале следующего года она будет представлена правительству РФ. Также ее уже презентовали Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Согласно стратегии, правительство планирует создать комфортную среду для предпринимателей и различных форматов торговли. Как отмечает министерство, сейчас около 60% малого бизнеса занято именно в сфере торговли. Стратегия предусматривает возрождение уличной торговли, развитие пешеходных торговых улиц, возведение торговых галерей, развитие ярмарочной торговли. Также документом предусмотрены меры, направленные на снижение регуляторной нагрузки на предприятия малого бизнеса. В целом представители отрасли предложения министерства поддержали.
Какие законодательные инициативы повлияли на отрасль в 2019 г.?
1. В этом году в нормальном режиме начала работать система «Меркурий», предназначенная для электронной сертификации поднадзорных государственному ветнадзору грузов при их производстве, обороте и перемещении. Сейчас постепенно все участники рынка переходят на эту систему, и это непростой процесс.
2. Проводились всевозможные эксперименты с маркировкой продукции, которые положительно повлияли на выход из тени недобросовестных участников рынка, но стали дополнительной головной болью добросовестных.
3. В этом году были введены новые требования к выкладке молочной продукции. Товар без заменителей молочного жира должен визуально выделяться от иных пищевых продуктов и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира» или аббревиатурой «БЗМЖ».
4. Есть опасения, что будет введен запрет на торговлю алкоголем и табаком в малых точках.
5. Существует инициатива по раздельной выкладке вина российского производства и импортного. Это направлено на продвижение локальных производителей, но лишает конечного потребителя возможности выбора.
Тенденции ритейла
Форматы гипермаркетов в этом году продолжают испытывать сложности, поскольку покупатели стали чаще совершать покупки у дома. Несмотря на то, что в настоящий момент потребитель продолжает «охотиться за акциями», подсознательно оставить немного денег в магазине у дома приятнее и легче, чем потратить более значимую сумму, хотя возможно и более выгодно, в гипермаркете при закупке раз в неделю. Из десяти походов в магазин уже сейчас в России семь приходится на магазины у дома. А, кроме того, в гипермаркетах выше риск приобрести то, что изначально не планировалось. Чем меньше магазин, тем меньше вероятность спонтанных покупок.
В связи с изменением покупательского поведения игроки вынуждены менять формат работы для усиления клиентского трафика. Например, гипермаркеты «Карусель» запустили пилотный проект «магазин в магазине». На площадях гипермаркетов Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга будут располагаться тестовые зоны Hoff Home. Фактически «Карусель» передает в управление часть гипермаркета более профессиональному в области товаров для дома игроку. А потребитель экономит время, посещая как бы сразу два магазина. «Лента» в этом году заявила, что запускает собственную доставку продуктов со своих микроскладов.
Кстати, тенденция на сервисы доставки продуктов в этом году переживает второе рождение. Если раньше доставка развивалась в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас тренд активно идет в регионы. Например, Сбербанк запустил в том числе и в Нижнем Новгороде сервис покупки продуктов и товаров первой необходимости СберМаркет, созданный на базе онлайн-сервиса доставки Instamart.
Еще одно направление, которое продолжало развиваться в 2019 г., — это цифровизация, IT-решения для совершения онлайн-покупок. Прогресс не остановить, и это развитие продолжится.
Также все большую популярность теперь не только в столицах, но и в регионах приобретают товары с маркировкой «эко», «био», фермерские продукты. Приход сети «Вкусвилл», которая позиционирует себя как магазин здорового питания, в регионы как раз это подтверждает. Кстати, вслед за этим трендом идут и производители, в том числе нижегородские. Так, местный производитель сыра, сыроварня «Курцево», недавно пришел на полки Spar и Metro. Приятно, что есть люди, которые хотят сделать хороший продукт. Я с огромным уважением отношусь к тем, кто в это непростое время занимается производством, создает нечто новое и уникальное.
Надеюсь, что в 2020 г. кризис начнет сходить на нет, и мы увидим как минимум стабилизацию в области ритейла, а еще лучше — развитие, в том числе, независимой розницы и локальных сетей. Во всех больших мировых экономиках малый бизнес и рынок ритейла являются основой экономики. И, надеюсь, что понимание этого у государственных мужей останется, и мы будем наблюдать усиление поддержки и уменьшение административного давления.