Взлетных дел мастер

Два года назад руководитель и владелец компании «Центр-ГАЗ» капитан запаса Вадим Дегтярук поехал на Дальний Восток на встречу с однополчанами. Он поразился разнообразию и ценам представленных н

Два года назад руководитель и владелец компании «Центр-ГАЗ» капитан запаса Вадим Дегтярук поехал на Дальний Восток на встречу с однополчанами. Он поразился разнообразию и ценам представленных на местном рынке азиатских авто. Г-н Дегтярук решил первым из нижегородских предпринимателей выйти на рынок подержанных иномарок и купил три вагона «японцев» с пробегом. Сегодня его компания «ИКАР» — лидер по продажам «бэушных» зарубежных автомобилей. Вадим Дегтярук планирует запустить скоростную автомойку, создать шоу-рум по продаже подержанных машин и увеличить выпуск стеклотары.

досье

Вадим Дегтярук
Родился в 1969 г. в г. Риге.
Образование: 1991 г. — Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище им. Фабрициуса.
1997 г. — юридический факультет ННГУ им. Лобачевского.
Карьера: 1986-1997 гг. — служба в ВВС: от курсанта до капитана.
1997—2004 гг. — ООО «Центр-ГАЗ»: от менеджера до владельца.
С 2004 г. по настоящее время — генеральный директор ООО «ИКАР».
Хобби: самолеты и горные лыжи. В межсезонье — конный спорт.
Председатель Федерации самолетного спорта Нижнего Новгорода.

Вадим Дегтярук с детства мечтал об авиации. По окончании Даугавпилсского высшего военного авиационного инженерного училища им. Фабрициуса он 11 лет служил летчиком в ВВС. В середине 90-х зарплата офицера в российской армии составляла $8 в месяц. Это было время профессий-мутантов: учителей-таксистов, врачей-коробейников, инженеров-брокеров. Г-н Дегтярук стал летчиком, ремонтирующим телевизоры на дому у клиентов. Ему удавалось ежемесячно зарабатывать еще по $15. Вадим понимал, что долго так продолжаться не может. Он решил уволиться из армии. Офицеров запаса на работу брали почти сразу. «Армия воспитывает умение ориентироваться на результат, самостоятельно решая проблемы, — объясняет Дегтярук. — Надо — значит делай. Первое время задачи кажутся невероятно трудными, но потом привыкаешь решать все самостоятельно».

Впоследствии Вадим Дегтярук будет применять это требование к своим подчиненным. Умеет сотрудник справляться с заданием, приходит в кабинет не с проблемой, а с вариантами ее решения — это хороший сотрудник. Многие из работников его компании — офицеры в отставке. «Сколько бы ни проработал на гражданке бывший офицер, армейская выучка самостоятельно решать проблемы у него остается. Когда не хватает водителей, чтобы перегнать машины, ни у кого из руководителей высшего и среднего звена не возникает мысли отказаться. Надо — значит едем», — характеризует Вадим свою команду.

Партнерство с «ГАЗом»

В 1997 г. Вадим Дегтярук устроился работать менеджером в компанию «Центр-ГАЗ». Инициативного сотрудника вскоре повысили в должности. По предложению г-на Дегтярука компания одной из первых в городе начала успешно внедрять систему кредитования. На Горьковском автозаводе он познакомился с руководством и дилерами и высказал несколько идей. Одна из них — продажа по моделям. «Центр-ГАЗ» получил право дистрибуции по семиместным «ГАЗелям». Вадим Дегтярук: «До этого модель была не очень востребована и отдавалась в нагрузку по взаимозачету. Нам удалось сделать эту машину популярной. И самое главное, мы прекратили общепринятую тогда практику взаимозачетов, смогли продавать машины за деньги. Как? — Создали дилерскую сеть, работали с продавцами». Через год работы в «Центр-ГАЗе» г-н Дегтярук вошел в состав учредителей.

Своим учителем в бизнесе Вадим Дег­тярук считает Александра Куликова. Сегодня это руководитель производственной группы «Земляне», в те времена — генеральный директор компании «Центр-ГАЗ». Создав группу «Земляне», Александр Куликов какое-то время продолжал заниматься и автобизнесом. Но его уже привлекали другие направления, например, управление недвижимостью. Вадим Дегтярук: «Моему компань­ону этот бизнес стал не очень интересен. А у меня душа лежала к автомобилям, и я хотел получить больше самостоятельности. Мы оба почувствовали, что пришел момент отделения. Все технические и юридические вопросы решили быстро и по обоюдному согласию». Вадим Дегтярук выкупил компанию у «Землян». Ему достался готовый бизнес, с отлаженной структурой и сработавшимся коллективом. Почти все менеджеры компании работают с г-ном Дегтяруком с тех времен.

Поначалу Вадим продолжал продавать автомобили Горьковского автозавода. Это дело он уже знал на отлично. Но, несмотря на опыт и наработанные связи, понимал: ставку только на этот бренд делать не стоит. «Мы могли бы продавать больше, но у нас не хватало дилерской квоты. К тому же на рынке была высокая конкуренция. Чтобы восполнить вакуум, не терять обороты, мы стали искать другие ниши».

В Нижнем Новгороде между тем существовал огромный, стихийный и дикий рынок подержанных иномарок. Никто из крупных предпринимателей на него не шел...

Грузите иномарки вагонами

В 2004 г. Вадим Дегтярук со своим другом и директором автосервиса Николаем Воробьевым поехали на Дальний Восток. Вадим Дегтярук: «Я был поражен количест­вом, ценами и модельным рядом япон­ских машин, которые там увидел. Например, «Тойота» поставляет на европейский рынок шесть леворульных моделей. А нам встретилось 40 или 60 праворульных моделей. Решили — берем! Если четырехлетняя иномарка стоит $7 тыс., то наверняка найдутся люди, которые купят эту машину. Хоть она и с правым рулем, зато у нее есть коробка-автомат, кондиционер, электропакет, она полностью «фарширована». Они, как дамы на распродаже в бутике, скупали все, что нравилось. Набрали три вагона подержанных иномарок. Из тридцати авто девять продали сразу, десять — в течение месяца, а покупателей на остальные, более экзотические иномарки искали целое лето. Дег­тярук изучил нижегородский спрос на иномарки, нашел оптовых поставщиков в США, Японии и Корее и привлек покупателей широким ассортиментом и невысокими ценами. Вскоре продажа иномарок с пробегом стала приносить устойчивую прибыль.

Компания по-прежнему называлась «Центр-ГАЗ». Ей необходимо было имя, отражающее новое направление. Вадим Дег­тярук: «Мы перепробовали много названий. Николай Воробьев предложил — «ИКАР». Мы поняли: вот то, что нам надо!» Первоначальный смысл названия был: International Cars — I.CAR. То есть автомобили со всего света. Но бывшие авиаторы Дегтярук и Воробьев заложили в название еще и свою символику — на логотипе компании появились стилизованные крылья, напоминающие протектор. Или наоборот. Позже некоторые клиенты стали произносить название как «Ай Кар», что значит: «Ай да машины!» Сегодня компания «ИКАР» продает 30-35 автомобилей в месяц. Так много подержанных иномарок в Нижнем Новгороде не продает никто. Вадим Дегтярук хочет довести среднемесячные продажи до 50 автомобилей».

«Бэушные» гарантии

Главным преимуществом своей компании г-н Дегтярук считает не цены и даже не ассортимент, а гарантию качества. Вадим Дег­тярук: «Главный наш конкурент — стихийный авторынок. Но люди приезжают сюда, потому что мы даем гарантию. Наш клиент защищен Законом «О защите прав потребителей». У нас есть недвижимость, есть активы, мы несем реальную ответ­ственность. А на рынке — попробуй, выбей деньги, даже по решению суда. И главное, мы гарантируем качество, благодаря собственному автосервису».

Когда Вадим Дегтярук начинал самостоятельный бизнес, он знал, что у большинства дилеров автосервис — убыточное направление. Его нельзя не иметь из-за требований производителей. В некоторых компаниях даже существовала плановая цифра убытка. «Автосервис был нужен нам для предпродажной подготовки авто и для обеспечения гарантии. Дело интересное, но все-таки обуза. Мы решили сделать его прибыльным. Ведь существовал «Автосервис на Таганке», работали частники Если услуга востребована, она не может быть убыточной. В течение года на маленьких площадях — метров четыреста — мы все прощупывали, тестировали, отрабатывали схемы. «ИКАР» привлек корпоративных клиентов, провел рекламную компанию среди частных автовладельцев. Мастера брались за любую работу, вплоть до замены лампочки, полагая, что хорошо обслуженный клиент вернется с более серьезным заказом. Вначале пришли смешные деньги «на прокорм», — вспоминает Вадим Дегтярук. — Потом появилась настоящая прибыль». За год рентабельность автосервиса выросла на 300%.

Руководители компании решили выделить направление в самостоятельный бизнес. Площади автосервиса расширили до 1700 кв.м. Всей командой думали, как расставить оборудование. Сделали макет сервиса и стали играть в машинки. Как люди будут въезжать, как выезжать, как использовать пространство максимально эффективно. К качеству подошли практично. Не стали покупать дорогущие подъемники за 5 тыс. евро — приобрели простые питерские. Они работают хорошо, скорость подъема у них та же самая. Но на ключевом оборудовании принципиально не экономили. Ход-развал, диагностика — только все самое лучшее. Сегодня «ИКАР» дает полгода гарантии на подержанные иномарки. «Мы рассматриваем возможность увеличить этот срок до года», — делится планами Вадим Дегтярук.

Чтобы гарантировать качество, «икаровцы» отказались от автовозов. Из портов Финляндии машины перегоняют водители компании. Они же — тест-пилоты. «Вначале у нас не было объемов, чтобы нанимать автовозы. А потом мы сознательно стали перегонять машины «вручную». За полторы тысячи километров пути наши водители выявляют все неисправности, которые мы сразу же устраняем», — раскрывает Вадим Дегтярук секреты диагностики.

Бесценные автомеханики

Главной проблемой автосервиса Вадим Дегтярук считает нехватку кадров: «Механиков в городе хоть пруд пруди. Настоящих специалистов мало». Ему повезло — в ПГ «Земляне» работали квалифицированные кадры. «Когда мы отделились, работы для механиков не было. Я лично устраивал их в различные компании. Когда мы стали развивать автосервис, почти все специалисты вернулись», — вспоминает Вадим Дегтярук.

Иногда специалистов приводят автомобили. В салоне стоит раритет — ГАЗ-67 1943 г. выпуска. По праздникам «икаровцы» с гордостью выезжают на нем в город, демонстрируют машину на выставках и салонах. Автомобиль был куплен для привлечения внимания к компании на массовых мероприятиях, но нуждался в реставрации. Чтобы его восстановить, понадобился механик, умеющий работать с раритетом. Нашли такого. Парень оказался умелым и смекалистым. Предложили остаться. Вскоре сделали мастером. Теперь он заместитель директора автосервиса.

Вадим считает, что удерживать нужных людей ему помогает специально разработанная оплата труда — «ноу-хау» компании. Вадим Дегтярук: «Никогда нельзя задним числом менять правила игры в худшую для работника сторону. Если бы человек выполнял стандартные операции, было бы легче. Но у нас разные машины. На каждой одна и та же операция стоит по-разному. Оптимальный вариант оплаты искали путем проб и ошибок. Собирали людей, объяснялись, совместно принимали решения. Пришли к выводу, что самая эффективная система — прогрессивная шкала. Специалисты получают процент от выручки. Чем больше выручка, тем выше процент. Наши механики зарабатывают как хорошие менеджеры». В «ИКАРе», кроме того, существуют социальные пакеты, страховки, гарантии, которые позволяют удерживать людей. В компании — низкая текучесть кадров. За время ее существования из нее уволился лишь один менеджер.

Здесь будет автоград

Рядом с торговой площадкой «ИКАРа» идет стройка. Здесь будет первый в городе шоу-рум для подержанных иномарок. «Продукты, помните, тоже продавали на лотках. А теперь люди идут в супермаркеты. Клиенты хотят цивилизации, и мы это учитываем», — объясняет Вадим свое решение.

«Надо внимательнее посмотреть вокруг себя, — раскрывает г-н Дегтярук стратегию развития компании. — Мы развиваем услуги, в которых нуждаемся сами. Чтобы привести в порядок свой автомобиль, я иногда около часа стою в очереди на мойку». В ближайшее время компания «ИКАР» откроет две высокоскоростные компьютеризированные автомойки. Таких установок в России четыре: две в Питере и по одной в Москве и Новосибирске. Весь процесс, включая полировку кузова, будет занимать шесть минут. На обычной мойке эта процедура длится около получаса.

По словам Вадима Дегтярука, открытие автомоек — часть программы развития проекта «Автосити». «Я смотрю на себя как на автомобилиста. Все, что мне нужно, должно быть в одном месте. Скоро откроем новые кафе площадью около 400 кв.м, два автосалона по продаже новых автомобилей (компания ведет переговоры по подписанию дилерских соглашений) и самый большой автосервис в городе. Там, где мы не сможем войти в нишу самостоятельно, привлечем партнеров: по запчастям — магазин «Иномарка», по шинам — «МТМ».

Вадим считает, что стратегия развития компании — расширение, с одновременным совершенствованием уже существующих направлений: «Мы хотим перейти планку от стандартного автосервиса к большому промышленному предприятию. Мы не можем воспользоваться опытом Европы — там сервис работает, как правило, при дилерских центрах. В России же он вырастает в независимую самостоятельную структуру».

Зри в корень: лезь в бутылку

Четыре года назад Вадим Дегтярук занялся производством стеклотары. Работа на стекольном заводе — еще одна мечта детства. Мальчишкой Вадим перелез через забор фабрики, где делали пузырьки для парфюма, и проник в цех. «Красиво, когда раскаленная капля попадает в автомат и рождается форма», — вспоминает Вадим мальчишеские впечатления. Хрупкая мечта о стекле обрела инвестиционную привлекательность. В 2002 г. он присмотрелся к нескольким стекольным заводам. В области работал гигант — Борский стекольный — и несколько мелких заводиков, тихо умиравших со своим стареньким оборудованием. Спрос на бутылки при этом рос. Вадим Дег­­тярук: «Мы узнали, что терпит бедствие завод им. Степана Разина в Лукояновском районе — суд уже признал предприятие банкротом. Решили купить предприятие». Первым делом новые владельцы рекон­струировали ключевые узлы — оборудование оказалось полностью изношенным. Увеличили производственную мощность. Договорились с кредиторами завода об отсрочке платежей.

На заводе содержался большой штат некомпетентных сотрудников — родственников прежнего руководства, которых на селе некуда было пристроить. Молодые лукояновцы из райцентра уезжали, а те, кто остался, просто не хотели работать. «Системы поощрений и наказаний не действовали. Уволили нерадивых. А где взять замену?! Где грузчики?! Где упаковщицы?! Где сортировщицы?! Огромный дефицит рабочих специальностей. И мне негде взять новых людей, и им негде работать», — вспоминает Вадим Дегтярук.

Попытка привезти специалистов из города для работы вахтовым методом оказалась малоэффективной. Люди считали труд временным и соответственно к нему относились. Тогда Дегтярук сделал ставку на автоматизацию процессов и сократил часть пустующих рабочих мест.

Предприятие лихорадило в течение года. Затем работа наладилась, завод стал приносить устойчивую прибыль. Вадим Дегтярук уверен, что сейчас, когда завод работает стабильно, наступило самое трудное время: «В период банкротства необходимо было принимать много срочных решений, общаться с кучей разгневанных кредиторов. Масса судов, задолженность по налогам Это как битва, где все ясно и четко. Напрячься и совершить подвиг, на самом деле, не так тяжело. Тяжелее изо дня в день делать обычную работу, двигаться вперед маленькими шажками, не видя быстрого результата, который подбадривает и стимулирует. Это рутинная задача. Она сложнее».

Программа технического переоснащения разработана до 2010 г. Завод старый — нужно менять все.

Маркетинговая политика рождалась из личного опыта. Вадим Дегтярук: «Можно спокойно и счастливо работать на одного покупателя. Но будешь зависеть от него полностью. Потому что я у него «один из», а он у меня один. Мы решили не делать ставку на крупных заказчиков. Пусть лучше у нас будет много разных покупателей».

Нехватку битого стекла г-н Дегтярук считает показателем успешной работы завода. 30% стеклобоя добавляют в печь во время плавки. Залежи бракованных бутылок на заводе копились с довоенных времен. «Сегодня перед нами встал вопрос о закупке стеклобоя на стороне. В этом году его запасы закончились, а своего брака нам уже не хватает», — говорит Вадим Дегтярук.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.