Строительство нижегородского низконапорного гидроузла обойдется более чем в 41 млрд руб.
Разработка и реализация проекта строительства низконапорного гидроузла на Волге в Нижегородской области обойдется федеральному бюджету в 41 462,6 млн руб.
Объем финансирования проекта определило Министерство транспорта РФ.
В свою очередь, Минэкономразвития подсчитало, что в случае осуществления проект поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище до проектной 68-й отметки еще долгое время был бы убыточным: при заявленных ОАО "РусГидро" параметрах увеличения мощности и выработки электроэнергии, а также затратах на реализацию проекта (в сумме 117 млрд руб.), спустя 60 лет стоимость проекта оставалась бы отрицательной, составив -35,4 млрд руб., — сообщает пресс-служба правительства Нижегородской области. По данным Минэкономразвития, повышения тарифов на электроэнергию для нескольких регионов с реализацией проекта "РусГидро" избежать бы не удалось.
Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла включено в подпрограмму "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
Реализация этого проекта в Нижегородской области может дать региону дополнительный "бонус": если удастся совместить низконапорную плотину в Балахнинском районе с мостовым переходом через Волгу, то это решит и проблему строительства Северного обхода Нижнего Новгорода, полагает губернатор Валерий Шанцев.
Напомним, что еще в 2003 году, во время визита в Нижегородскую область, министр транспорта РФ Сергей Франк обсуждал проект строительства низконапорной плотины на Волге в районе деревни Большое Козино с полпредом президента в ПФО Сергеем Кириенко. По сообщению на сайте Минтранса, возведение плотины планировалось начать в 2005 г., и это, по словам Сергея Франка, решило бы все проблемные вопросы судоходства на Волге на 75-100 лет вперед.
Уже 12 лет назад в связи с обмелением реки в районе Городца суда недогружались на 30%. Тогда стоимость строительства низконапорной плотины оценивалась в 10 млрд. руб., назывался и срок окупаемости проекта – 10 лет.
Наконец, в 2015 г. на федеральном уровне принято принципиальное решение о том, что низконапорный гидроузел будет построен. Осуществление альтернативного проекта "спасения" реки, предложенного "РусГидро", по мнению многих экспертов, нанесло бы большой ущерб экологии и экономике нескольких находящихся на Волге городов, однако с утверждением иного плана появляются новые задачи, которые предстоит решать:
— Поднятия воды до 68-ой отметки допустить было никак нельзя. Помимо поднятия воды в самой реке, проявились бы и другие последствия, ведь под землей существует своеобразная система сообщающихся сосудов. Поднялись бы грунтовые воды – это затронуло бы и Игумновский полигон, и "Черную дыру", и многие другие захоронения. Какими могли быть последствия, даже в теории никто не просчитывал. Сейчас, когда решение, наконец, принято, надо укреплять береговую линию, обустраивать набережные, причальные стены и другие гидросооружения. Практически все они требуют либо ремонта, либо постройки, либо ревизии. Выиграют в первую очередь нижегородцы. Обустроенные поселки, города и водозаборы для доставки воды в наши квартиры – все это приведет к улучшению технической, экологической и эстетической атмосферы в регионе, — считает депутат Законодательного собрания Нижегородской области Сергей Зуденков.
— Самое главное – мы получаем четкую отметку для дальнейшей работы. Все проекты береговых сооружений, систем берегоукреплений
— Самым значимым туристическим местом, которое было бы под угрозой с поднятием воды, является Макарьевский монастырь: его территория превратилась бы в полуостров, была бы только одна дорога, связывающая монастырь с большой землей. Было бы затоплено множество других значимых туристических и хозяйственных объектов. Гидроузел в районе Большого Козино позволит решить проблему судоходства на участке от Городца до Балахны — и сквозного судоходства от Санкт-Петербурга до Астрахани. В этом году у нас нет проблем, трехпалубные лайнеры спокойно ходят по этому участку, но если говорить о будущем, то следует пересмотреть концепцию пассажирского судостроения в целом. Эра флота, существующего с советских времен, идет к своему логическому завершению, и необходимо строить новые суда. При этом нужно не "копать" речку под пароходы, которые есть, а строить флот под реки, — замечает генеральный директор ГК "ГАМА" Дмитрий Галкин.