Реализацию крупных проектов тормозит размер бюджета
В ближайшие 3-5 лет невозможно кардинально поменять ситуацию в городе. Надеюсь,что будет расселен приличный объем ветхого фонда.Но говорить о том,что за 2-3 года власти решат эту проблему – смешно.
В ближайшие три-пять лет невозможно кардинально поменять ситуацию в городе. Если говорить о тактических достижениях, то я уверен, что за это время пустят метро в верхнюю часть города, будет построена развязка с выходом от метромоста на Московское шоссе, начнется строительство дорог-дублеров на проспектах Гагарина и Ленина. Надеюсь, что будет расселен достаточно приличный объем ветхого фонда. Но говорить о том, что за два-три года власти решат эту проблему, как заявлялось изначально – смешно. Да, изменения будут, но точечные. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что к 2015 или к 2018 г. город кардинально поменяется.
Я думаю, что тот потенциал, который закладывался на протяжении многих десятилетий, когда основу Нижнего Новгорода создавала промышленность, все равно сохраниться. Безусловно, будут развиваться логистические центры, туристические маршруты, но в любом случае наш город останется центром машиностроения, промышленности и науки. У наших предприятий есть неплохие перспективы: завод «Красное Сормово» загружен заказами, Горьковский автозавод в ближайшее время выйдет на стабильную работу. Я уже не говорю про атомное машиностроение, которое активно развивается не только в Сарове, но и в Нижнем Новгороде. В любом случае, на уровне правительства РФ принята программа перевооружения российской армии, а это означает, что будут неплохие объемы загруженности наших промпредприятий.
Что касается инфраструктурных проектов, то тут есть главный ограничитель – это размер бюджета Нижнего Новгорода. А не для кого ни секрет, что 90% бюджета уходит на текущее содержание города, а не на капитальные вложения. Понятно, что надо строить все – дороги, школы, больницы, спортивные объекты, потому что нижегородцы хотят жить здесь и сейчас. Другой вопрос, что денег на все не хватает, и нынешняя власть связана теми доходами, которые имеет. Насколько я знаю, на 2012 г. бюджет Нижнего Новгорода гораздо меньше, чем в 2010 и 2011 гг. Но даже располагая небольшими средствами, надо правильно расставлять приоритеты. Как говорится, широко шагаешь – штаны порвешь. Сейчас надо строить в первую очередь дороги дублеры и транспортные развязки. И хорошо, что из областного бюджета выделяются на это значительные суммы, иногда даже в львиных объемах.
Нижний Новгород не должен быть ни на кого не похож. Мне очень нравится Прага, Вена, но у них нет деревянных домов, как у нас. У них все постройки XVI-XVII вв. каменные, на отличных фундаментах. А мы постоянно под историческим колоритом понимаем гнилушки, в которые кто-то когда-то из знаменитостей останавливался. Если говорить об улицах Рождественская, Большая Покровская, Ильинская – их надо возрождать в том виде, в котором они существовали, это наша изюминка. Но некоторые здания бессмысленно ремонтировать, их надо полностью восстанавливать в первоначальном виде новоделом.
Сейчас много говорят о том, что в рамках Стратегии развития Нижнего Новгорода до 2030 г. столица Поволжья должна стать третьим городов России по уровню социально-экономического развития. Реально ли это? Всегда надо ставить амбициозные задачи и стремиться их выполнять. Например, чтобы стать лидером по численности, Нижнему Новгороду достаточно объединится с городами-спутниками Кстово или Дзержинском. Но это не то, главное – уровень жизни населения. Для этого надо вкладывать немалые средства. Но, к сожалению, на территории Нижнего Новгорода нет ни нефти, ни газа, ни алмазов, а умные головы сегодня дают меньшую доходность, чем нефтяные скважины. Но я надеюсь, что со временем ситуация поменяется.
Колонка написана специально для «Делового квартала»