Производство пластиковых карт на нижегородском предприятии «НоваКард». ФОТОРЕПОРТАЖ
Как выглядит изнутри «НоваКард» — одно из ведущих российских предприятий, выпускающее смарт-карты всех видов? Директор АО «НоваКард» Владимир Крупнов показал журналистам закрытое производство.
АО «НоваКард» — одно из ведущих российских предприятий, обеспечивающих производство смарт-карт всех видов (включая дуальные банковские карты и sim-карты с транспортным приложением), а также разработку соответствующих приложений для смартфонов. Директор компании — Владимир Крупнов: читайте подробнее о предприятии на DK.RU.
Карта «Ситикард» — продукт, сочетающий в себе возможности оплаты проезда на пяти видах муниципального общественного транспорта в Нижнем Новгороде (а в течение 2017 г. к системе подключатся и перевозчики-частники), услуг городских парковок. Также она может служить пропуском в школу или вуз.
В перспективе, по словам директора ООО «Ситикард» (оператор системы оплаты проезда, дочерняя компания АО «НоваКард» — разработчика и организатора) Юрия Рябикова, на эту карту можно «навешивать» практически любые услуги — от оплаты проезда в пригородных электропоездах и школьного питания до входных билетов в музеи. В Нижнем Новгороде уже используется 400 тысяч таких карт, с их помощью оплачивается примерно половина поездок на общественном транспорте.
Производство — особый, режимный объект, допуск на который осуществляется через «шлюз» с идентификацией не только по пропуску, но и по биометрическим данным (необходимо приложить руку к специальному устройству, человек стоит на весовой платформе). Любые вещи — будь то инструмент, блокнот или мобильный телефон — передаются через грузовую ловушку размером с небольшой чемодан.
На рабочей одежде сотрудников производства нет карманов, гостей одевают в халаты, усложняющие к карманам доступ, а за перемещениями следят видеокамеры. Эти меры безопасности продиктованы требованиями международных платежных систем, к которым принадлежат изготавливаемые здесь банковские карты.
Знакомство с производством начинается с осмотра цифровой печатной машины Indigo, на которой как раз и изготавливаются основы для транспортных карт «Ситикард» (на фото — начальник производства Галина Ильичева).
На лист тонкого пластика, который выглядит, как обычная бумага, наносится 21 изображение, причем на каждой «карте» на этом листе будет своя информация.
Пластик, используемый для основы — зарубежного производства: импортозамещение пока не дает нужного качества конечного продукта. Изготовленные в Дзержинске листы тянутся при печати на влажном офсете, и рисунок карт оказывается нестабильным.
Производство компьютеризовано, информация на него поступает на цифровых носителях, но ни один компьютер не позволяет выйти в интернет — нельзя допустить утечки данных.
В следующем большом помещении располагаются две печатные машины, осуществляющие автоматическую печать основ для банковских карт и карт операторов сотовой связи (в которых будут располагаться сим-карты), а также прессы.
Транспортные карты «Ситикард» — это микропроцессорные бесконтактные смарт-карты. В отличие от большинства бесконтактных банковских карт, они состоят из трех слоев: к цветным информационным добавляется внутренний слой с антенной и микромодулем. Эти три слоя складывают, помещают между листами ламината (ПВХ с клеевой основой), накрывают двумя пластинами-зеркалами, от которых зависит, будет ли у карты глянцевая, матовая или рельефная поверхность, и отправляют сначала в горячий пресс, где при высокой температуре и давлении слои «спекаются», а затем в холодный, где температура снижается, а давление остается. Заготовки проводят в каждом прессе по полчаса.
Производство транспортных карт — по сути, «ручное». На производстве банковских карт, без внутреннего слоя, есть возможность осуществлять производственные операции в автоматическом режиме.
После вырубки карты на всех этапах производства подлежат строгому учету. Карты несколько раз пересчитывают с помощью специальных счетчиков. При этом специалист, работающий с картами, должен надевать перчатки, чтобы не оставить следов на глянцевой поверхности.
В отдельном помещении располагается шелкотрафаретная машина (с ее помощью изготавливают карты с металлизированной поверхностью, например, «золотые» и «серебряные» банковские) и машина для печати на картоне, где производятся заготовки для скретч-карт оплаты услуг мобильной связи.
Между цехами карты перевозят в специальных контейнерах с маршрутным листом, где указывается количество заготовок, их принадлежность, а также имя и должность передавшего их сотрудника.
На следующем фото — отходы производства: их повторное использование возможно после переработки, на которую они отправляются после строгого учета (поскольку на каждом листе есть определенная информация о предприятии).
Именно после вырубки и пересчета заготовки карт попадают в ОТК (отдел технического контроля), где несколько специалистов вручную отсматривают их на предмет брака: смещение рисунка, впечатывание посторонних элементов и прочие дефекты. ОТК входит в состав производства. Важно «отловить» бракованные заготовки еще до размещения на них информационных модулей, голограмм или персонализации. По словам Владимира Крупнова, чем больше тираж, тем меньше процент выбраковки.
Далее — имплантация информационных элементов: контактных модулей банковских карт, sim-модулей, магнитных полос, и вырубка перфорации для карт с sim-модулями, в том числе сложной (когда из одной карты можно достать sim-карты разных размеров и форматов). Эти процессы производятся автоматически.
Заготовки карт упаковываются в коробки по 500 штук, которые затем помещаются по четыре в упаковки на 2000 карт и пломбируются. Карты не могут покинуть производство никаким образом, кроме как через отдел безопасного хранения, в котором полутораметровые стены, массивные двери и строгая система безопасности (войти в отдел специалисты могут только вдвоем, приложив свои пропуска одновременно к считывающим устройствам на противоположных стенах).
График работы на этом производстве — 12-часовой, 2 через 2, «день-ночь».
СПРАВКА. АО «НоваКард» первым в России получило сертификаты международных платежных систем Visa International и MasterCard International, а также сертификат SAS GSMA. Кроме того, именно АО «НоваКард» в 2013 году в Казани к Универсиаде внедряло оплату проезда на общественном транспорте по технологии NFC, а в 2014 г. в Москве реализовано размещение на платежных картах Сбербанка транспортного приложения «Тройка». С 2015 г. занимается развитием нижегородской системы «Ситикард».